Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод кризисной интервенции в психологической помощи. Дебрифинг как метод кризисной интервенции.




План: 1. Психологический кризис; 2. Теоретические основы кризисной психотерапии; 3. Принципы и задачи кризисной психологической помощи; 4.Этапы и формы Кризисной ПП; 5.Базовые принципы кризисной интервенции; 6. Психологический дебрифинг: определение, цель, задачи, условия проведения; 7. Этапы и фазы дебрифинга; 8 История развития метода «психологический дебрифинг (Кардинер, Маршалл, Дегирофф, Армстронг) The plan: 1. Psychological crisis; 2. Theoretical bases of crisis psychotherapy; 3. Principles and problems of the crisis psychological help; 4. Stages and forms of the CPH; 5. Base principles of crisis intervention; 6. Pschologyical debriefing: definition, the purpose, problems, carrying out conditions; 7. Stages and phases of the debriefing; 8 History of development of a method «psychological debriefing» (Kardiner, Marshall, Degiroff, Armstrong)

1. Психологический кризис – 1. Это острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, дискретный момент развития личности. 2. Это опасная возможность с сопутствующей тревогой. 3. Состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий.

Кризис – это бытие личности, которое затрагивает человека на разных уровнях его существования. Кризисы: 1. Травматический.(Лишения - утрата близкого; Пересадки корней -брак, переезд; Ситуационный - утрата невинности, гибель домашнего животного, измена). 2. Становления (экзамены, эмиграция, поступление в школу...)3. Развития и жизни (половое созревание, отцовство, отрыв от детей...) Кризис – состояние человека, которое возникает при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности, либо внешними по отношению к его личности причинами, либо внутренними причинами, которые обусловлены ростом, развитием личности, ее переходом к другому жизненному циклу и этапу развития.

Вмешательство психолога нужно тогда, когда речь идет о патологическом кризисе:

- ряд состояний, которые сопровождаются патологической или непатологической ситуативной реакцией; - невротическими реакциями; - невротической депрессией (требуется психотерапевтическая и психологическая помощь); - Важным фактором являются суицидальные тенденции – мысли и намерения. (С т зрен суицидальных намерений - опасные возраста – подростковый (ж – 14-15, м 17-18), кризис середины жизни (у мужчин и женщин отличаются м 42-43, ж после 45- связано с началом менопаузы, гораздо меньше выражен чем у мужчин). В настоящее время, особенно начиная с 60 годов прошлого века группа кризисных состояний пополнилась за счет концепции кризисов семьи. К кризисным состояниям относятся т.н. кризисы идентичности. Для России конца 20в они свойственны, что было вызвано кардинальными социальными изменениями, которые вызвали у людей в массовом масштабе кризисы идентичности.

2. Практика кризисной психотерапии базируется на теории кризиса Эрика Линдемана (во время войны был врачом на скорой помощи, «Клиника острого горя» - анализ состояния человека, переживающего горе в течение примерно первого года, после утраты и потери.) и концепции стадий жизненного цикла и кризисы идентификации Эрика Эриксона (кризисы личности он называл нормативными – каждый человек с ними сталкивается. Человек не каждой культуры проходит кризисы о которых он говорил, т.к. в некоторых культурах есть социотехники, культуральные техники, которые переводят человека из одного возрастного этапа в др – те пережить этот кризис более спокойно. В других культурах – нет). Отечественная база – концепция Льва Семеновича Выготского: больше рассматривал подростковый. Но кризис не обязательно период шторма и бури, конфликта и стресса. Кризис это определенный короткий период в жизни человека, в который происходит революционные, необратимые изменения в психике человека, что отличается от плавных эволюционных изменений – есть точка кризисных изменений: кризис – обязательно разрушение прежней структуры в сознании и формирование новой. 3 фазы:

1. негативная фаза 2. критическая фаза 3. фаза выхода из кризиса (позитивная) – новообразование.

Кризис необходим для развития по мнению Выг и Эриксона

В кризисе м находится личности, семьи, общество, отдельные группы людей.


I фаза II фаза III фаза

3. Принципы и задачи кризисной ПП:

1) Кризисная ПП - Это такой характер помощи, связан с наличием жизненно важной для клиента проблемы, требующей активного вмешат-ва психолога в ситуацию, выраженной потребностью клиента в эмпатической поддержке и в какой-то мере руководстве поведением. 2) Кризисная ПП нацелена на выявление и коррекцию неадаптивных поведенческих и когнитивных феноменов, которые приводят к развитию суицидальным переживаний и рецидивам суицидоопасного риска (Карвасарский) 3) задачи кризисной ПП – обучение клиентов эффективным способам разрешения межличностных конфликтов, повышения уровня социально- псих-кой адаптации, способствование личностному росту, повышению устойчивости к фрустрации

4. Этапы Кризисной ПП: 1. кризисная поддержка; 2. кризисная интервенция; 3. повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения кризисной ситуации.

Обычно Кризисная ПП проходит в 2х формах:- индивидуальная, -групповая. Иногда - сочетание индивидуальной и групповой, в острой форме (при суицидальных) – +медикаментозная помощь. Те краткосрочная индивид – на остром этапе, а долгосрочная – далее.

5.Базовые принципы кризисной интервенции: 1. безотлагательность (она не мб отсроченной) 2. самоопределение пациента 3.действие (психолог активно участвует во всем, что происходит с клиентом чтобы сформулировать план действий).4. ограничение целей (минимальная цель – предотвратить катастрофу, основополагающая цель – восстановить равновесие). 5. поддержка (психолог должен быть с человеком, помочь пройти через ситуацию) 6.структурированность помощи и сфокусированность ее на осн проблеме – той, которая привела к кризису. Особые показания для кр интервенции: - суиц намерения; - депрессивные состояния, состояние подавленности; - горе и утрата;- пережитая экстремальная ситуация, если она для человека является значимой.

6. Психологический дебрифинг – это форма или метод кризисной интервенции, представляет собой особым образом организованное обсуждение, проводимое в группах людей совместно переживших стрессогенное, кризисное, экстремальное событие. Цель дебрифинга - помочь справиться с последствиями психотравмирующего события. снизить тяжесть психол последствий, минимизировать психол страдания. Задачи: 1. проработка впечатлений, реакций и чувств 2. когнитивная организация переживаемого опыта, понимание смысла происходивших событий. 3. уменьшение индивид-го и группового напряжения 4. снятие ореола исключительности личных психол-их проблем и ненормальности собственных реакций 5. мобилизации внутр и внешних групповых ресурсов, усиление групп-ой поддержки, солидарности, понимания. 6. подготовка к возможным симптомам или реакциям(например трудности со сном м возникнуть или сильное эмоц напряж-е) и определение ср-в дальнейшей помощи в случае необх-сти.

Условия проведения дебрифинга: Место: доступное изолированное помещение, где отключены моб. телефоны.Участники располагаются вокруг стола, чтобы между ними не было своб пространства (м усилить тревогу) Время сессии оговаривается с начала – 2 – 2.5 часа без перерыва. Когда: не менее чем через сутки после события, но лучше в первые 2-3 дня. Через неделю – второй деб-г – для контроля реакций после экстр солытия и 1го д-га. Требования для участников – 10-15 человек. Д-г проводится под рук-вом подготовленных специалистов. Треб-е к рук-лю: д иметь опыт групповой работы, д уметь работать с такими проблемами как тревога, травма, утрата; личност качества: уверенность в себе, эмоц уравновешенность, саморегуляция (сохранять толерантность, спокойствие). Не допускается присутствие посторонних лиц.

7. 3 осн этапа дебрифинга: 1. проработка осн чувств, измерение интенсивности стресса 2. детальное обсуждение симптомов и обеспечение поддержки, чувства защищенности.3. мобилизация ресурсов, обеспечение информацией, формирование планов на будущее.

Фазы: (выделяют 5 или 7 фаз): 1. вводная фаза. Состоит из: знакомства, создания атмосферы безопасности – с помощью принятия опред-ых правил, которые сообщают группе: Срок – 2 часа. Просит каждого говорить только от своего имени, не уходить от темы, есть право не высказываться (добровольность), относится др к другу с уважением, не высказывая оценочных суждений и запрет на вынесение обсуждения за пределы д-га. Участники м дополнить правила. 2. Фаза обращения к фактам и мыслям людей, переживших экстр ситуацию. По кругу отвечать на?: Кто вы и как связаны с событием. Где были, когда произошло событие? Что именно случилось? – те восстановление реалий и какие мылси были у человека в тот момент. Задача дебрифера кратко обощать и перефразщировать 3. Фаза обращения к переживаниям. Это самая тяжелая фаза.?сы: что самое тяжелое в этом событии? Какие ощущения? Какова ваша реакция? Что тревожит сейчас. Задача д-фера – облегчать возможность высказывания, перефразировать – профилактика ПТСР. Фасилитация д говорить о том, что то, что человек чувствовал – это нормально, не было ничего недостойного или плохого, даже те реакции, которые социально осуждаются. 4. Обучающая Фаза. Дебрифер информирует группу какие реакции бывают в стрессовой ситуации,объясняется, что эти реакции проходящи. 5. (иногда выделяется в самостоятельную) Фаза обсуждения – как участники группы м позаботиться о себе. Дебрифер рассказывает какую помощь они м получить, отвечает на вопросы. 6. Завершающая. Резюмирование фактов, переживаний. Обязат уточнить – все ли обсудили или есть еще что сказать. Благодарность участникам группы. Обяз-но повторить о конфиденциальности. Предложить группе подумать как они могут поддержать др друга в дальнейшем. 7. Некоторые выделяют Фазу реадаптации – обсуждается будущее, стратегии преодоления, будущие встречи планируются. И возм-сти семейной и групповой поддержки. Группа заканч-ся, а дебрифер дает обрат связ и обсуждают кому возможно понадобится помощь более детальная.


Общая характеристика глубинной психологии (топографический, динамический, экономическимй, структурный, адаптивный подходы). Феномены объектных отношений, привязанности и транзитности в процессах индивидуации личности.

Фрейд первый охарактеризовал психику как поля боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в постоянном конфликте. Основные представители психоанализа (З. Фрейд, А.Фрейд, Мелани Кляйн, Шандор Ференци, Вильгельм Райх). Психодинамическая теория состоит из различных подходов: Энергетического, топографического, адаптивного и структурного подхода. Энергетический подход. У человека с рождения есть определенная психологическая энергия, и она строго детерминирована (либидо – энергия сексуальных инстинктов, эрос, танатос). Танатос– энергия, направленная на саморазрушение. Большое влияние оказывает среда с момента рождения. Психическая энергия константа и может быть подвержена конверсии. Т е может быть фиксирована из-за интрапсихиического конфликта и может высвобождаться. Происходит замораживание психической энергии. Основной интрапсихический конфликт человека - конфликт между влечением к удовольствию или к смерти и невозможности его удовлетворить. Экономическая точка зрения на деятельности психического аппарата принимает во внимание количественную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологических тенденций к снижению возбуждения организм стремится освободится от страдания, снизить напряжение (различными путями – путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри), чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Таким образом, течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствия – страдания (принцип удовольствия), причем страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения, а удовольствие с его спадом. Задача душевного аппарата с экономической точки зрения заключается в том, чтобы справиться с действующим в душевном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя. Топографический подход. Согласно этому подходу, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает малый процент всей информации хранящейся в мозге. Область предсознательного, включает в себя опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая часть человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное хранит все инстинкты, эмоции и воспоминания. Содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО очень сильны и оказывают влияние на наши действия и состояния, прорываясь в жизнь человека, принимая искаженную и символическую формы. Они с ТРУДОМ ПЕРЕХОДЯТ В СОЗНАНИЕ благодаря двум механизмам: МЕХАНИЗМУ ВЫТЕСНЕНИЯ и МЕХАНИЗМУ СОПРОТИВЛЕНИЯ. Основная форма защиты - искажение вытесненных содержаний. Вытесненные содержания — это такие образы, мысли, чувства, которые у человека объективно есть, но человек об этом субъективно не знает, потому что они оказались несовместимыми с его собственными этическими и моральными представлениями о самом себе. У человека есть некая составляющая личности, которая осуществляет цензуру вытесненных содержаний перед проникновением их в сознание. Б. пытается активно прорваться, но цензура не пропускает. Бессознательное в прямом виде обмануть цензуру не может, оно должно приобрести др. смысл. Фрейд выделяет 3 основные формы проявления бессознательного:1. сновидения;2. ошибочные действия (забывание описки, очитки, оговорки, ослышки);3. невротические симптомы (признаки психических заболеваний, неврозы). Цель терапии в соответствии с топографической теорией состоит в том, что все вытесненное (неприемлемые содержания) должно стать осознаваемым. Структурный подход. Три основные структуры: эго, суперэго и ид - оно. Где ид- все примитивные, врожденные аспекты личности. Ид тесно связан с бессознательным, что- то темное, биологическое, хаотическое, не знающее законов. Ид посредник между психическим и соматическим в организме. Природа ид – это поиск удовольствий. Эго ответственно за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить желания ид, в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчинено принципу реальности. Суперэго – это система общественных норм и стандартов поведения. Эго совесть и идеал. Адаптивный подход. Изначально существует проблема между природой человека и обществом. Для этого существует механизм эго, который адаптирует природу человека к обществу. Инстинкты являются причиной любой активности. Люди ведут себя так или иначе, потому что к этому их побуждает бессознательное напряжение. Их действия служат для снятия этого напряжения. Человеческое поведение определяется инфантильным опытом, характером конфликта между человеком и обществом. Адаптация осуществляется путем аутопсихической адаптации – когда человек меняется сам и аллопластической адаптации, когда человек пытается поменять окружение вокруг себя.В психоанализе психическое здоровье- это умение любить и трудиться, справляться с жизненными трудностями, уметь контактировать с другими людьми. Попытки разрешить конфликты и адаптироваться, что приводит к тому, что у человека появляются внутренние запреты и способности, которые индивидуальны. Показателем наличия трудностей у человека является дискомфорт, изоляция, неспособность контролировать свое поведение. Феномен объектных отношений. В начале жизни объект переживается по отношению к либидозному удовлетворению; инстинктивным влечениям предписывается искать удовлетворение и как можно скорее превращаться в ищущие объекты или объект-зависимых. Объект является вторичным по отношению к влечению, но само влечение опредмечивается после восприятия объекта, который "может изменяться в отличие от инстинкта. Объект оказывается закрепелнным только после того как он становится пригодным для удовлетворения влечения". Т.е. объект, это то, на что направлены влечения (либидо). Поскольку детское Эго беспомощно, регулятором тревоги становится объект. Первым объектом ребенка, присутствующим в его разуме как объект, изначально отделенный от Я, является материнская грудь, которая, в силу сопровождающей тревоги, ощущается как враждебный объект. Страх в первые три месяца характеризуется угрозой вторжения плохого объекта внутрь Эго, разрушением и уничтожением Самости. С этим связана и роль зависти, которая также существует от рождения ребенка. Так как идеальная грудь принимается теперь как источник любви и доброты, Эго старается соответствовать этому. Коли это не представляется возможным, Эго стремится атаковать и разрушить хорошую грудь, чтобы избавиться от источника зависти. Транзитный мир – это когда реальный мир не удовлетворяет человека и он ищет идеальный мир. Если у человека болит голова, то идеальный мир для него тот в котором голова не болит. Психолог и клиент приходят и уходят в транзитный мир. Этот мир не похож на повседневный мир, в котором живет клиент и неповседневный мир в его глазах, в котором живет психолог. Эта промежуточная реальность существует уже у маленького ребенка между его организмом и внешней средой. Терапевтическая ситуация – это иная реальность, в которой человек существует. Выходя из нее, он возвращается в свою ситуацию, но несет за собой этот транзитный мир, который вторгается в его жизнь и трансформирует его жизнь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных