Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Эллинистическая философия (стоики, эпикурейцы, скептики).

Одним философским течением раннего эллинизма является скептицизм. Это течение возникло не на пустом месте, а на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. Основателем скептицизма считают Пиррона. Отрицали оптимизм в отношении познаваемости мира. Считали, что нужно стремиться не к истине, а к невозмутимости духа – атараксия. Достигнув атараксии, человек легко сможет перенести ударов судьбы. Для достижения невозмутимости следует воздерживаться от всяких суждений, ибо всякому суждению можно противопоставить равное ему. Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур и Лукреций Кар. Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. -' Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма.По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связном потоке». По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну. Если следовать Демокриту, безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала возможность Эпикуру избежать идеи фатализма.

Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него. души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Основным принципом этикиэпикурейцев является удовольствие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейца - ми удовольствия, отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером'. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего. В отличие от тех, кто проповедовал принцип «наслаждения минуты», а «там, что будет, то и будет!», Эпикур хочет постоянного, ровного и незакатного блаженства. Наслаждение у мудреца «плещется в его душе как спокойное море в твердых берегах» надежности. Предел наслаждения и блаженства — это избавиться от страданий! По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо; не живя приятно.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Энциклопедическая философская система Аристотеля. | Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!