ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политическая стабильностьЭффективность политической системы Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся: 1) способность к мобилизации ресурсов, 2) способность контролировать поведение индивидов и групп, 3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы, 4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей. Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес: • политическую социализацию; • рекрутацию; • артикуляцию и агрегацию интересов; • политическую коммуникацию; • введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции). Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация. Политическая стабильность Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь. Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система считается нестабильной.
Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев: эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3), он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).
Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают: • наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса; • институционализация классовых, религиозных и других конфликтов; • консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры; • отсутствие в политической системе антисистемных партий1; • политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов; • законность и правопорядок; • политическая конкуренция; • свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике. Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы исходя из таких факторов, как эффективность: • политической социализации; • рекрутации элиты и • осуществления экстраординарной, дистрибьютивной и процедурной политики.
А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе1.
Эффективность власти (Тагунов, Хренов)
Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем. Эффективность власти определяется формулой
где ПЭВ — показатель эффективности власти; Ai — важность реализованных решений; Aj — важность нереализованных решений; Ri — реализованные решения; Rj — нереализованные решения; N — общее количество принятых решений.
ДОП Пристального внимания требует научный анализ факторов стабилизации/ дестабилизации политической системы. Стабильность политической системы основана на легитимности власти, которая в свою очередь предполагает гарантии сохранения системы правления, поддержание гражданского порядка, степень адаптации правительства к социальным изменениям, удовлетворенность населения решением социально значимых проблем и в целом обеспечение эффективности управления. Политическая стабильность также означает, что политический процесс не сопровождается вооруженными конфликтами, а между различными политическими силами достигнут баланс, и ни одна из них не станет предпринимать действий, направленных на подрыв основ конституционного строя и угрозу государственности. Понимаемая таким образом стабильность не исключает изменений, реформ. Однако для их осуществления важны описанные выше условия, а главное – отсутствие в обществе нелегитимного насилия. К факторам стабилизации можно отнести поддерживаемый властями конституционный порядок; легально обоснованное и социально оправданное использование средств принуждения; соблюдение общественных традиций; выработку и проведение продуманной и эффективной общественной политики; выполнение правительством своих основных функций; наличие возможностей для социально-экономической мобильности; высокие темпы экономического развития; развитие сети политических коммуникаций. Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые либо не ожидались, либо оказались неприемлемыми и нежелательными для политической системы. Факторы дестабилизации политической можно подразделить на внешние и внутренние, хотя они, безусловно, переплетены между собой. К внешним факторам дестабилизации политической системы можно отнести внешние угрозы; международный терроризм; психологические и информационные войны. К внутренним факторам дестабилизации политической системы можно отнести различные расколы в обществе (политические, экономические, культурные, этнические); неспособность официальных властей разрешить общественные проблемы; атомизированную партийную систему, приводящую к острой конкуренции партий на основе противоположных идеологических позиций; острую борьбу между ведущими группами интересов; внутриэлитные расколы, отрыв элиты от масс. Таким образом, эффективное выполнение государством своих функций является фактором достижения динамического баланса политической системы. Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем, несовершенство существующей архитектуры безопасности и потребность по обеспечению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности. Концепция национальной безопасности утверждена в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. Была сохранена преемственность ранее действовавших концепций 1995 и 2001 годов. Так, в предыдущей Концепции национальной безопасности Беларуси речь шла лишь об основных факторах, создающих угрозу национальной безопасности, в новой Концепции они существенно расширены и уточнены. Были специфицированы понятия «угрозы» и «источники угроз», как внутренние, так и внешние [56]. Основным дестабилизирующим фактором для политической системы, отмеченным в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, является «навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы» [91].
Контрольные тесты 1. Согласно Г. Алмонду, политическая система представляет собой: а) совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп; б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе; в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти; г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
2. С точки зрения теории Д. Истона политическая система — это: а) совокупность институтов (таких, как парламенты бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп; б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе; в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти; г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
3. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов: а) придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы; б) процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения; в) выражение лояльности по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти; г) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем?
4. Придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы — это содержание процесса: а) политической социализации; б) политической коммуникации; в) артикуляции интересов; г) агрегирования интересов.
5. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции политической коммуникации: а) выработка новых норм и правил; б) применение санкций по отношению к нарушителям законов; в) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой; г) принятие наиболее важных решений?
6. Какая из нижеперечисленных структур не относится к структурам «входа»: а) политическая партия; б) исполнительные органы власти; в) группы интересов; г) массовые движения?
7. Какая из нжеперечисленных структур не относится к структурам «выхода»: а) исполнительные органы власти; б) бюрократия; в) группы интересов; г) суд?
8. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «входа» политической системы: а) принятие решений; б) артикуляция интересов; в) исполнение решений; г) контроль за исполнением решений?
9. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «выхода» политической системы: а) артикуляция интересов; б) агрегирование интересов; в) политическая социализация; г) контроль за исполнением решений? Вопросы и задания 1. Какие гносеологические и социальные условия обусловили возникновение теории политической системы? 2. Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы: а) система — это сумма частей, ее составляющих; б) система — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство; в) система — это относительно замкнутое, автономное целое; г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде; д) любая система взаимодействует с окружающей средой; е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий; ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.
3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся: а) международная система культуры; б) международные социальные системы; в) социальная структура; г) система культуры; д) международная экономическая система; е) демографическая система; ж) международная социальная структура; з) биологическая система; и) международные биологические системы; к) социальные системы; л) экологическая система; м) международные политические системы; н) международная демографическая система?
4. Заполните пропуски Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|