Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая стабильность




Эффективность политической системы

Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватно

реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся:

1) способность к мобилизации ресурсов,

2) способность контролировать поведение индивидов и групп,

3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы, 4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей.

Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес:

• политическую социализацию;

• рекрутацию;

• артикуляцию и агрегацию интересов;

• политическую коммуникацию;

• введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции).

Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация.

Политическая стабильность

Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти.

С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности.

Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна и легитимна.

Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным.

В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система считается нестабильной.

 

Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев: эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3), он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).

  Легитимные Нелигитимные
Эффективные 1. Стабильная политическая система 2. Относительно стабильная
неээфективные 3. Относительно стабильная 4.Нестабильная

 

Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:

• наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;

• институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;

• консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры;

• отсутствие в политической системе антисистемных партий1;

• политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;

• законность и правопорядок;

• политическая конкуренция;

• свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике.

Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы исходя из таких факторов, как эффективность:

• политической социализации;

• рекрутации элиты и

• осуществления экстраординарной, дистрибьютивной и процедурной политики.

 

А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе1.

 

Эффективность власти (Тагунов, Хренов)

 

Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

Эффективность власти определяется формулой

 

где ПЭВ — показатель эффективности власти;

Ai — важность реализованных решений;

Aj — важность нереализованных решений;

Ri — реализованные решения;

Rj — нереализованные решения;

N общее количество принятых решений.

 

ДОП Пристального внимания требует научный анализ факторов стабилизации/ дестабилизации политической системы. Стабильность политической системы основана на легитимности власти, которая в свою очередь предполагает гарантии сохранения системы правления, поддержание гражданского порядка, степень адаптации правительства к социальным изменениям, удовлетворенность населения решением социально значимых проблем и в целом обеспечение эффективности управления. Политическая стабильность также означает, что политический процесс не сопровождается вооруженными конфликтами, а между различными политическими силами достигнут баланс, и ни одна из них не станет предпринимать действий, направленных на подрыв основ конституционного строя и угрозу государственности. Понимаемая таким образом стабильность не исключает изменений, реформ. Однако для их осуществления важны описанные выше условия, а главное – отсутствие в обществе нелегитимного насилия. К факторам стабилизации можно отнести поддерживаемый властями конституционный порядок; легально обоснованное и социально оправданное использование средств принуждения; соблюдение общественных традиций; выработку и проведение продуманной и эффективной общественной политики; выполнение правительством своих основных функций; наличие возможностей для социально-экономической мобильности; высокие темпы экономического развития; развитие сети политических коммуникаций.

Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые либо не ожидались, либо оказались неприемлемыми и нежелательными для политической системы. Факторы дестабилизации политической можно подразделить на внешние и внутренние, хотя они, безусловно, переплетены между собой. К внешним факторам дестабилизации политической системы можно отнести внешние угрозы; международный терроризм; психологические и информационные войны. К внутренним факторам дестабилизации политической системы можно отнести различные расколы в обществе (политические, экономические, культурные, этнические); неспособность официальных властей разрешить общественные проблемы; атомизированную партийную систему, приводящую к острой конкуренции партий на основе противоположных идеологических позиций; острую борьбу между ведущими группами интересов; внутриэлитные расколы, отрыв элиты от масс. Таким образом, эффективное выполнение государством своих функций является фактором достижения динамического баланса политической системы.

Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем, несовершенство существующей архитектуры безопасности и потребность по обеспечению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности. Концепция национальной безопасности утверждена в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. Была сохранена преемственность ранее действовавших концепций 1995 и 2001 годов. Так, в предыдущей Концепции национальной безопасности Беларуси речь шла лишь об основных факторах, создающих угрозу национальной безопасности, в новой Концепции они существенно расширены и уточнены. Были специфицированы понятия «угрозы» и «источники угроз», как внутренние, так и внешние [56].

Основным дестабилизирующим фактором для политической системы, отмеченным в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, является «навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы» [91].

 

Контрольные тесты

1. Согласно Г. Алмонду, политическая система представляет собой:

а) совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые

формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;

б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;

г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.

 

2. С точки зрения теории Д. Истона политическая система — это:

а) совокупность институтов (таких, как парламенты бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;

б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;

г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.

 

3. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов:

а) придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы;

б) процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;

в) выражение лояльности по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;

г) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем?

 

4. Придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы — это содержание процесса:

а) политической социализации;

б) политической коммуникации;

в) артикуляции интересов;

г) агрегирования интересов.

 

5. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции политической коммуникации:

а) выработка новых норм и правил;

б) применение санкций по отношению к нарушителям законов;

в) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;

г) принятие наиболее важных решений?

 

6. Какая из нижеперечисленных структур не относится к структурам «входа»:

а) политическая партия;

б) исполнительные органы власти;

в) группы интересов;

г) массовые движения?

 

7. Какая из нжеперечисленных структур не относится к структурам «выхода»:

а) исполнительные органы власти;

б) бюрократия;

в) группы интересов;

г) суд?

 

 

8. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «входа» политической

системы:

а) принятие решений;

б) артикуляция интересов;

в) исполнение решений;

г) контроль за исполнением решений?

 

9. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «выхода» политической

системы:

а) артикуляция интересов;

б) агрегирование интересов;

в) политическая социализация;

г) контроль за исполнением решений?

Вопросы и задания

1. Какие гносеологические и социальные условия обусловили возникновение теории политической системы?

2. Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы:

а) система — это сумма частей, ее составляющих;

б) система — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторое

целостное единство;

в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;

д) любая система взаимодействует с окружающей средой;

е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий;

ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.

 

3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю

и внешнюю. К какой среде относятся:

а) международная система культуры;

б) международные социальные системы;

в) социальная структура;

г) система культуры;

д) международная экономическая система;

е) демографическая система;

ж) международная социальная структура;

з) биологическая система;

и) международные биологические системы;

к) социальные системы;

л) экологическая система;

м) международные политические системы;

н) международная демографическая система?

 

4. Заполните пропуски






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных