Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы интенсивного обучения иностранным языкам

Согласно логике нашего исследования нам необходимо уточнить содержание понятия метода, чтобы впоследствии перейти к более детальному анализу интенсивного метода обучения иностранным языкам. Проанализируем точки зрения различных авторов на эту проблему. Философский словарь дает следующее определение данного понятия: «Метод (греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) – путь познания, который проходит исследователь, руководствуясь гипотезой». В политологии метод расценивается более конкретно, как «прием и способ достижения определенных результатов в практической и познавательной деятельности». Применительно же к методике метод приобретает особое значение.

В отечественной методике преподавания иностранных языков существует двоякое понимание термина:

1) метод как направление обучения;

2) метод как прием, способ деятельности педагога и учащихся по реализации поставленной цели.

По мнению Г.А.Китайгородской, «метод-направление – модель целостной стратегии обучения, которая конструируется на основе многочисленных принципов и служит общему описанию той или иной действующей системы обучения, ее теоретическому обоснованию». В данном дипломном проекте термин «метод» используется именно в значении «метод-направление».

Метод интенсивного обучения иностранным языкам ведет начало от суггестопедической системы Г.Лозанова.

В 1966 г. в Софии был основан научно-исследовательский институт суггестологии, возглавленный Г.Лозановым. «Суггестология – наука об ускоренном гармоничном развитии личности и раскрытии ее разносторонних учебных возможностей. Суггестология стала теоретической основой суггестопедии, основной идеей которой являются раскрытие и развитие всесторонних резервных возможностей личности, при этом в деятельность включается не только левое полушарие мозга, отвечающее за интеллектуальные способности, но и правое полушарие (эмоциональная сфера).

Цели суггестопедического обучения (быстрое достижение речевой компетенции за счет устранения информационных барьеров) достигаются в результате соединения информационной перегрузки (предъявление до 1000 новых понятий) с психоэмоциональной разгрузкой (музыкальный сеанс, игры и т.п.).

Главными положениями суггестопедического обучения являются:

- инфантилизация обучения: отношения учителя и ученика воспринимаются как отношения родителя и ребенка, при этом создаются благоприятные условия овладения иноязычным речевым общением путем устранения психологических барьеров; использование игровых приемов, драматизации, физических упражнений концентрирует внимание учеников на самом процессе обучения, возвращает взрослому непосредственность, раскованность и восприимчивость ребенка;

- связь учебного процесса с личностными интересами и мотивами учеников;

- двуплановость обучения: обучение происходит на двух уровнях – сознательном (выполнение указаний учителя) и подсознательном (восприятие обстановки класса, музыкальный фон, авторитет учителя);

- широкое использование невербальных средств коммуникации (интонации, ритма, пантомимики).

При суггестопедическом обучении учебный материал вводится на основе значительных по объему полилогов в сопровождении перевода на родной язык, с лексическим и грамматическим комментарием.

Первое предъявление происходит в исполнении преподавателя с музыкальным сопровождением. Второе предъявление проходит в нормальном темпе, тогда как ученики находятся в состоянии релаксации.

Активизация материала происходит с применением игр, песен, драматизации, вопросо-ответных упражнений, ролевой игры.

Основное внимание уделяется изучению лексики и устно-речевой коммуникации. Исследования, проведенные Г.А.Китайгородской, показали, что наиболее близким к условиям реальной коммуникации является обучение иноязычной коммуникации, включающее аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%.

Благодаря Г.А.Китайгородской идеи интенсивного обучения получили дальнейшее развитие. Ее методическая система получила название «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива». Несомненной заслугой Г.А.Китайгородской является формулирование принципов интенсивного обучения (принцип личностного общения, поэтапно-концентрический принцип, личностно-ролевой принцип, принцип коллективного взаимодействия) и обоснование ключевых понятий интенсивного обучения: интенсификация и активизация.

В.М.Блинов и В.В.Краевский утверждают, что интенсивным является обучение системе средств речевой коммуникации, при котором достигается максимум эффективности за минимум учебного времени при минимальных усилиях учителя и учащегося. И.А.Зимняя выделяет такие характеристики интенсивного обучения, как концентрированность учебного материала на единицу времени и интенсифицированность. Последняя, на ее взгляд, определяется 4 факторами: а) объемом усваиваемого материала; б) количеством и вариативностью упражнений; в) плотностью общения; г) активизацией психических возможностей личности.

Г.А.К итайгородская, анализируя точки зрения на проблему различных исследователей, приходит к выводу о необходимости введения понятия «активизация обучения», которое, на ее взгляд, и является определяющим в понимании интенсивного обучения.

Активизация определяется через понятие «активность». Активность субъекта – это «способность человека, непосредственно связанная с деятельностью». В таком случае «активизация – процесс, направленный на достижение состояния активности субъекта». При этом активизация учебной деятельности включает, во-первых, активизацию деятельности преподавателя, что подразумевает ускоренную передачу знаний, умений, навыков, формирование самостоятельной творческой личности; во-вторых, активизацию деятельности учащихся, которая выражается в ускоренном усвоении ими знаний, формировании умений, навыков, а также выработке активной жизненной позиции.

Г.А.К итайгородская говорит о двух путях активизации учебной деятельности: методическом, что подразумевает специальную организацию учебного материала, а также применение новых форм и приемов обучения; психологическом, который основывается на активизации психологических возможностей личности, мобилизации ее потенциала в процессе обучения.

Важнейшим вкладом Г.А.Китайгородской в развитие системы интенсивного обучения иностранным языкам явилось то, что ею были выделены и обоснованы методические принципы интенсивного обучения, а именно принцип личностного общения, поэтапно-концентрический принцип, личностно-ролевой принцип, принцип коллективного взаимодействия. Рассмотрим их специфику.

1. Принцип личностного общения заключается в том, что главной формой учебной деятельности является «живое и активное общение преподавателя с учащимися и учащихся между собой». Передача, получение и усвоение информации происходит в общении. Поскольку целью обучения иностранному языку является формирование средств языковой коммуникации, то, чем более развита коммуникативная функция у обучаемого, тем интереснее совместная деятельность членов учебной группы. Поэтому задачей иноязычному общению является формирование коммуникативной компетентности обучаемого. Принцип личностного общения основан на двух положениях. Во-первых, необходимо учитывать факторы, способствующие эффективности учебной деятельности в процессе общения. К ним относятся количественные (объем) и качественные (личностно-психологические и социально-психологические) характеристики учебной группы. Кроме того, А.А.Леонтьев выдвигает положение о необходимости управления общением на уроке, что предполагает жесткую заданность и тщательный отбор факторов и ситуаций общения на начальном этапе формирования речевых умений, а в дальнейшем – более свободное их варьирование, создание новых условий общения. Вторым положением, на котором основывается принцип личностного общения, является единство социальной и педагогической сторон общения, единство общения и учебно-познавательной деятельности.

2. Поэтапно-концентрический принцип обеспечивает достижение учебно-воспитательных целей за минимальный срок при максимальном объеме учебного материала. При этом речевая деятельность выступает одновременно целью и средством обучения иностранному языку. Материальным воплощением поэтапно-концентрического принципа является трехуровневая модель овладения иноязычной речевой деятельностью: «синтез1 (восприятие в речи глобальных коммуникативных блоков) – анализ (вычленение, осмысление и обобщение языковых явлений) – синтез2 (самостоятельная речь обучаемого, интеграция языкового материала на уровне деятельности)». Организация учебной деятельности происходит в полном соответствии этой модели.

3. Личностно-ролевой принцип утверждает ролевое учебное поведение в процессе обучения. В исследованиях Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Е.Ф.Тарасова роль рассматривается как социальная функция в неразрывном единстве с видом деятельности и способом поведения и включает в себя права и обязанности субъекта деятельности. Учебное общение в интенсивном обучении предполагает «наличие постоянно активных субъектов общения», и, следовательно, сохраняет все социально-психологические аспекты реального общения для обучаемого, в то время как для преподавателя оно имеет учебный характер. В этом проявляется двуплановость интенсивного обучения. Преподаватель организует общение и управляет им, формулируя ряд коммуникативных задач (жизненных ситуаций) на основе изученного лексико-грамматического материала. Учебная деятельность протекает в коммуникативно-игровой форме, поведение участников определяется их ролью. Распределение ролей производит значительный психотерапевтический эффект, снимает психологические барьеры и стимулирует творческие способности учащихся.

4. Принцип коллективного взаимодействия – это такой способ организации учебного процесса, при котором учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией и расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки иноязычной коммуникативной деятельности. Иноязычное общение происходит в парах, тройках, микрогруппах, командах. При этом между участниками складываются оптимальные взаимодействия, формируются отношения, характерные для коллектива. Интенсивное общение преподавателя с учащимися обуславливает социальную мотивацию учебной деятельности, включение в нее мотивов престижа, признания, что способствует развитию творческой индивидуальности. Последнее достигается в результате установления доверительных отношений между преподавателем и учащимися, поощрения со стороны преподавателя и товарищей, идентификации с группой, игровой формы учебной деятельности.

Согласно мнению Г.А.Китайгородской, «интенсивное обучение <…> способствует ускоренному <…> познавательному и личностному совершенствованию обеих сторон, включенных в учебный процесс», при этом «ускоряется процесс превращения учебной группы в коллектив». Таким образом, метод активизации Г.А.Китайгородской имеет ярко выраженную социально-коллективистскую окраску, иными словами, акцент делается на мобилизации личностного потенциала именно в сфере межличностного общения.

В настоящее время в Европе развиваются различные варианты суггестопедической системы. В ее рамках исследователь Л.Я.Хоменко выделяет три основные направления:

1. Психолого-технологическое: в обучении иностранному языку используются кассеты с программами, не требующими обязательного присутствия учителя. В этом данное направление имеет аналог в отечественной методике – суггестокибернетический метод В.В.Петрусинского. Процесс обучения сочетается с релаксацией, достигаемой с помощью специальных устройств.

2. Психотерапевтически-эзотерическое направление. Находится под влиянием восточной медицины и американской психотерапии, использует достижения различных психотерапевтических школ, нейролингвистическое программирование. Обучение иноязычной коммуникативной деятельности находится, к сожалению, на втором месте.

3. Дидактическое направление. Суггестопедия используется в сочетании с речевой теорией и коммуникативной методикой. Это направление пользуется поддержкой как ученых, так и практикующих учителей.

Как видим, интенсивные методики обучения иностранным языкам являются весьма популярными на Западе, что служит неоспоримым доводом в пользу их эффективности. Что касается отечественной методики, то у нас наибольшее распространение получил метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородской и различные его модификации (к примеру, методика Н.К.Скляренко). Популярность данного метода oбъясняется не только его высокой результативностью, но и позитивным психологическим эффектом.

 

1.2 Психофизиологический аспект интенсивного обучения иностранным языкам

Поскольку интенсивное обучение характеризуется сильным психотерапевтическим эффектом, нам представляется целесообразным рассмотреть его психофизиологический аспект. За основу интенсификации процесса обучения берется концепция гипермнезии Г.Лозанова – усвоение значительных объемов информации благодаря успешному сочетанию информационной перегрузки с психологической компенсацией. Применяется управление психическим состоянием, исключающим стресс. Для этого используется музыка, а также приемы релаксации, обеспечивающие включение в работу в равной степени левого и правого полушария (стимулирование эмоциональной сферы).

Данные приемы опираются на исследования в области нейропсихологии, проведенные Э.П.Комаровой, которые подтверждают, что полноценная коммуникация возможна лишь в том случае, если оба полушария задействованы в равной степени. Этого можно достичь, если, во-первых, найти приложение когнитивным способностям ученика в процессе обучения, учитывая его опыт и интересы; во-вторых, наряду с интеллектуальными способностями учащихся интегрировать восприятие органами чувств, движение (мимика, пантомимика), чувства учащихся [16]. Сторонники целостного обучения Х.-Й. Бетц и Р.Леффлер [16] отмечают следующие принципы обучения: принцип единства когнитивного, эмоционального и психомоторного; принцип отсутствия страха в атмосфере урока; принцип сопровождения материала урока позитивной фоновой информацией; принцип включения чувств в процесс обучения; принцип хороших взаимоотношений между обучающимися на уроке. Данные принципы определяют эмоциональность работы с учебным материалом и организации урока.

Очевидно, что эмоциональность была положена в основу суггестопедии, равно как и других альтернативных методик.

Эмоциональность организации урока предусматривает использование в учебном процессе воображения как мощного психотерапевтического фактора.

Е.Ю.Мельник определяет воображение как «психический процесс, который отражается: во-первых, в построении образа конечного результата, планировании деятельности, оценке ее правильности и процесса организации; во-вторых, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неясна, невыразительна, в формировании внутреннего плана действий; в-третьих, в создании образов, которые заменяют реальность; в-четвертых, в генерации образов, соответствующих описанию объекта» [18, 47].

Интенсивное обучение построено на стимулировании воображения. Это очевидно при использовании в процессе организации обучения иностранным языкам таких приемов, как предъявление текстов-полилогов, музыкальный сеанс, широкое использование средств визуальной, слуховой, кинетической наглядности, элементов аутотренинга, использование ролей-масок, формулировка коммуникативных заданий, игры.

Нам представляется интересным рассмотреть следующие функции воображения в интенсивном обучении, реализация которых влияет на успешность овладения языковым и речевым материалом:

1. Регулирование эмоционального состояния. Важен тот факт, что образы, стимулируемые интенсивными методиками, никогда не бывают негативно окрашенными. Благодаря этому учащиеся получают возможность расслабиться, ощутить эстетическое наслаждение, почувствовать себя нужными и способными.

2. Обеспечение эффекта «забывания» об обучении. Воображение активизирует работу подсознания, снижает степень утомляемости, развивает актуальные и потенциальные способности. Так, использование психотехнических игр способствует формированию внутренней наглядности, необходимой для овладения иноязычной коммуникативной деятельностью.

3. Повышение уровня саморегуляции личности. Это позволяет самостоятельно регулировать познавательные процессы, сохранять постоянный высокий уровень самоконтроля.

Развитие воображения необходимо, следовательно, не только в практическом отношении (для активизации мыслительного процесса), но и в психотерапевтическом.

Наряду со стимулированием воображения в интенсивном обучении широко распространено использование установок, основанное на теории установки Д.Н.Узнадзе.

«Установка – сложившееся в предшествующем опыте функциональное состояние организма, которое и направляет последующую его активность, создавая предрасположенность, или готовность индивида действовать определенным образом».

По мнению Е.Ю.Мельника, метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородской является наиболее совершенным с точки зрения установок, поскольку как обязательное условие реализации интенсивного обучения рассматривает средства и процесс выработки позитивных установок у учащихся.

Е.Ю.Мельник выделяет «глобальную» смысловую установку. В ее структуру входят:

- установка на личностно значимую деятельность (овладение иноязычной коммуникацией);

- плодотворность и увлекательность занятия, низкая утомляемость, что достигается благодаря стимулированию непроизвольного восприятия и запоминания, активизации эмоциональной сферы;

- «установка на доброжелательность», что предполагает настрой на комфортную психологическую атмосферу, отсутствие ошибкобоязни, подсознательное ожидание психологического уюта;

- вербальные установки, устраняющие психологические барьеры: «Дерзайте, вы талантливы»;

- зависимость результатов учебной деятельности группы от личного вклада каждого участника.

«Глобальная» установка определяет мотивационный уровень регуляции деятельности обучаемых.

Операциональная установка на восприятие большого объема учебного материала действует на этапе введения текста-полилога, который обладает ритуально-суггестивным характером. Данное понятие охватывает следующие операции: обязательное завершение введения музыкальным сеансом; каждое предъявление предваряется одной и той же установкой; каждый этап характеризуется определенными действиями педагога. Значение этой ритуальности состоит в создании состояния ожидания и готовности восприятия нового, что обостряет внимание, повышает возможности запоминания и, таким образом, обуславливает успешность учебной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Огороднійчук Олени Леонідівни | ВИРОБНИЧОЇ СОЦІАЛЬНО-ПЕДАГОГІЧНОЇ ПРАКТИКИ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных