Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Среда и ресурсы внешней политики России

1) Внешняя среда

1/8 суши. Много государств вокруг – 16 (больше всех). Гос граница – 60000 км. Большие затраты на охрану границ. РФ пограничная служба – около 200000. Проблема контроля за трансграничными потоками. Сложный – вопрос согласования границ. Россия потеряла значительную часть морской инфраструктуры (Балтийское и Черное моря), встала задача развития собственной инфраструктуры. Инфраструктура экспорта нефтегаза – на пути встали новые страны. Нужно развивать альтернативные (развитие на собственной территории – Питер, трубопроводы, независящие от транзитных стран). 14 госв – сухопутная, США и Япония – морская граница. Дифференциация политики (разные регионы) с одной стороны выгода для России. Новая ситуация – нет прямой военной угрозы. Но это не снимает военно-политического вопроса. Около 50% субъектов РФ – приграничные регионы. Для них важны конкретные экономические связи с соседними странами.

Территория. Неурегулированные проблемы после СССР. С Норвегией: урегулирован вопрос сухопутных границ, вопрос об экономической зоне после 70-го года. Из-за: рыбы и энергоресурсов. В 2007 году был урегулирован самый южный участок. Базовый договор подписан только в 2010 – поделили пополам, Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве. Ресурсы – вместе пользуют. К Земле Шпицберга был разрешен доступ в 20 гг, но Норвегия объявила об особом положении по рыболовству. Финляндия: официально – нет претензий. Есть общественные организации, которые требуют предъявления претензий России (война 39-40-х гг). Прибалтика: Калининградская область – полу-анклав. Со всеми тремя странами разработаны договоры в 90-е. Вступил в силу с Литвой договор в 2003. Неблагоприятный фон отношения РФ и Прибалтики. Типа «незаконная оккупация». + Латвия и Эстония не всем предоставила гражданство. Доля русскоязычного населения – более 30%. Угроза идентичности, языку и т.д. Латвия – в 2005 парафировала договор, но добавлена разъясняющая позиция МИДа Латвии со ссылкой на Рижский договор 1920 (часть некоторой территории РФ были переданы Латвии). По разъяснению – как бы территориальные претензии. В 2007 Латвия отказалась от претензий. Эстония – подписан договор. Но при ратификации – отсылка к Тартускому договору 1920 (некоторые территории Эстонии). Подпись была отозвана, а в 2007 – проблема с переносом памятника. С 2009 идет диалог, но вялый. Пограничная проблема не урегулирована. Экономическая проблема – Латвия больше зависит от отношений с Россией. Украина: договор о сухопутной границе 2003 г. Демаркация границы. Проблема о разделе морских территорий. Азовское море + Керченский пролив + Черное море. Азовское – важно для региона. Керченский – Украина требовала оплаты за проход, может закрыть для прохода. Обострился в 2003 – Краснодар начал строить дамбу. Ведутся переговоры 2012 – подписана декларация по этому морскому пространству – в нем прогресс. РФ согласиться, что это украинская часть, но для РФ тоже нужно право решать, какие военные суда могут проходить + право эксплуатации. Белоруссия: ничего не оспаривают. РФ и Белоруссия строят союзное государство, о территории спорить нечего. Грузия и Азербайджан: есть спорные участки, комиссия работала, но хоп – война. 2010 – договор с Азербайджаном по сухопутной части. Но остался вопрос о разделении Каспийского моря. Нет договора. Есть договор о разделе дна. Казахстан: по Каспию дно разделили, вода – в общее пользование. Сухопутная граница – договор 2005. Сложная граница – необорудована средствами контроля, много путей для контрабанды. Проблема демаркации. 2 участка границы с Китаем: 1991 – первый договор по восточному участку, 1994 – по западному. 2004 – вопрос закрыт. РФ пошла на уступки – территория возле Хабаровска (остров Амура поделен). МО морское право говорило в пользу Китая + стратегия – не иметь споров с Китаем + залог развития связей. Япония: суть проблемы в интерпретации того, что такое Курильские острова. Японцы называют Северные территории, Россия – Южная гряда Курильских островов. Решение проблемы – зависит от много: другие интересы РФ могут пострадать – рыболовство + стратегический ядерный флот РФ – Курилы ограничивают возможность приблизиться. Но с другой страны, Япония могла бы развить регион. США: проблема разделения экономической зоны. 1990 – новый договор (РФ потеряла часть экономической зоны). Договор не был ратифицирован РФ, но выполняется по временным условиям.

Членство РФ в мо институтах. Организации – инструмент ВП. Страны стараются использовать. В глобальных: ресурс ограниченный, но растущий. Членство РФ в СБ ООН. Включение РФ в G-7. + G-20. + ВТО. «Сетевая дипломатия». Попытка выстраивания с другими: РИК – РФ, Индия, Китай, не очень удачно в 90-ее. БРИКС – уже лучше. Активно сотрудничают по влиянию развивающихся стран в мировой экономике. + сходно видение глобальных МО (не приветствуют США, однополярность). Конкретные проекты – сложно, проблемно. Вопрос участия в значимых многофункцианальных организаций – ОПЕК. РФ не член, но нас приглашали. ОПЕК влияет на цены на нефть. РФ – инициатор Форума стран-экспортеров газа (не все страны, но крупные там есть). Есть влияние. В планах – присоединение к организации экономического сотрудничества и развития.

Региональные институты. РФ не член влиятельных военных и экономических блоков. Европа – НАТО, ЕС; Азия – член АТЭС, АСЕАН по безопасности, Восточно-Азиатские саммиты; Шестерка – по Корейской проблеме (ядерная), РФ – нужно сделать постоянным по безопасности в Северо-Восточной Азии, ШОС – нет интеграции, не военно-политический. СНГ: РФ пытается СНГ превратить в полюс многоцентричного мира. ОДКБ (слабое), Таможенный союз, ЕвроЗЭС (нужно развивать). У РФ нет союзников.

Система внешнеэкономических связей. Перекос в пользу Европы, ЕС. Инвестиции, кредиты, торговля. Зависимость между РФ и ЕС. Задача – диверсификация эконом связей. Эконом связи РФ – региональный характер. Вызов для дипломатии – связи с другими странами. США – занимают большую долю в мире. Российско-американские – не значительно. Задача – наращивание связей с США.

 

4 лекция

Военное присутствие РФ в мире. Только страны СНГ. Закрытие военных баз на Кубе и во Вьетнаме – уже при Путине. Сирия, город-порт Тартус – пункт материального обеспечения военного флота РФ. Самое крупное – Черноморский флот. + только Армения, до 2010 было в Азербайджане (радиоэлектронная станция). + присутствие в Белоруссии (тоже радиоэлектронная, узел связи с кораблями и подлодками). + много объектов в Казахстане. + несколько в Киргизии. + в Молдавии (в Приднестровье помимо миротворческих российских сил есть еще оперативная группа – еще и следит за сохранностью большого количества вооружений; Молдова требует вывода). + Таджикистан (крупная военная база, радиоэлектронный комплекс для обнаружения космических объектов). 2007 у России 25 военных баз за пределами, у США – более 800.

Миротворческая деятельность РФ. Ограниченный подход. Заявляет, что ООН – центр разрешения конфликтов, на словах поддерживаем. Но участие ограниченное и постепенно сокращалось. Приоритет – Балканы и СНГ. Участие в Боснии, но в 2003 вывели. В СНГ миротворцы только в Приднестровье.

Природные ресурсы. Энергетическая сверхдержава. Большие запасы древесины (но скоро им каюк). Проблема ограничения экспорта – проблема с Финляндией, со Швецией, а отсюда и с ЕС. По водным ресурсам – первое место. Но проблемы с экологией. Конкуренция за дополнительные ресурсы в разных регионах.

Внутренняя социальная среда. Сложная демография. Большое количество населения (трудовые ресурсы, для армии). Миграционные потоки – за счет этого сокращается разрыв между смертностью и рождаемостью. => рост населения. 143 млн. Не хватает трудовых ресурсов. Вообще нет проблемы с безработицей. Поэтому нужны мигранты. К нам из Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. 2012 – 9,2 млн иностранцев. Важен этот вопрос в отношениях со странами СНГ. Этнический состав населения – 77% русские. Большие диаспоры (Кавказ, Центральная Азия, Северо-Восточная Азия). Неравномерность расселения: 2/3 европейская часть. Для РФ проблема контроля за Восточной Сибирью и Дальним Востоком.

Экономика. Падение в 90-е. По ВВП – в лидерах 2012 года. По ППС 7 место, на душу населения – 1 место. Профицит бюджета. Созданы фонды: резервный, национального благосостояния. Резервный был почти исчерпан после кризиса, восстанавливается. + золотовалютные резервы. Был большой импорт продовольствия. Решаем. И даже экспортируем зерно. Госдолг. МВФ, Парижский клуб – СССР и еще и Ельцин. Теперь зависимость от этого долга + идем на уступки. Путин – надо платить! Госдолг сейчас совсем незначительный. Но зависимость частного сектора от внешних связей. Сырьевая экономика, изношено производство, неразвита инфраструктура. Зависимость от импорта товара (медикаментов, оборудования, транспорта). Слабая инвестиционная привлекательность. Необходимо снижать зависимость от динамики мировой экономики.

Военная. Российская армия не готова к военным действия – показал грузино-осетинский конфликт. Воюем по-старинке. Теперь: закупаем технику, разрабатываем новую, новые принципы ведения военных действий. ВПК. Рост экспорта. заказы – из Азии в основном. Импорт – политический вопрос.

Политическая система. Вертикаль власти. Меньше демократии. С одной стороны хорошо (меньше разноголосицы, непоследовательности действий). Но стали сказываться негативные моменты: коррупция, неэффективных гос аппарат. + все зависит от одного человека.

Выводы: у РФ широкий круг внутренних проблем, которые есть ограничитель для ВП РФ. Внутреннее положения + окружение диктуют задачи для ВП РФ: урегулирование пограничных вопросов, улучшение для инвестиций, угрозы безопасности. У РФ нет ресурсов для глобальной амбициозной ВП. Это показал экономический кризис. 2000-е гг. имело место определенное снижение зависимости РФ внешней социальной среды + рост политических ресурсов, но до известных пределов. В условиях сохранившихся проблем и ограниченных ресурсов, для РФ более важно – рациональная ВП (нет права на ошибку).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 9.1 Настоящее Соглашение заключено сро­ком на три года и вступает в силу с момента его подписания. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных