Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






THE SPEECHIMITATION (ECHOLALIA) AS A STAGE OF THE FORMATION OF THE SECOND SIGNAL SYSTEM

B. F. PORSHNEV

Only the reaction of the repetition of pronounced words of all speech reactions has the shortest latent period. This fact indicates that the given reaction is the simplest physiologically and the most primitive in an evolutionary sense. The mechanism of echolalia (speech-imitation), even if it is denerved, performs a function of an perception organ of phonetic contents of a strange speech. Without an imitative act on the part of the speechmotor analyzer the second signal system could not function. In the course of the ontogenesis the mastering the speech was performed by the soundimitation, wordimitation and speechimitation. The performance by a child of a verbal command may be on the level of the first signal system; but then the specific human echolalistic function is formed. Many functional neurotic disturbances of speech in cases of some specific, difficult states of the nervous system in their turn enable to consider echolalia as the disinhibition of phylogenetically old pathways of the reaction. At the organic lesions of frontal lobes echolalia has the prominent place in the functional symptomocomplex. This fact permits the extrapolation of the given anomaly on the central nervous system of fossil hominides with the characteristic development of only a lower part of frontal lobes, where the centers of motor speech are localized. If the performance of a vocalized or any motor command h-ad a first-signal and strictly compulsory (fatal) character, the echolalia could be a valuable defensive device (adaptation) against such commands on certain stages of anthropogenesis.


[1] Аствацатуров М.И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции. Диссертация. Спб., 1908.

[2] Chocholle R. Variation des temps de réaction auditifs sur l’intensité. «C. R. Soc. Biol.», 135, 1942.

[3] Чистович Л.А., Алякринский В.В., Абульян В.А. Временные задержки при повторении слышимой речи // Вопросы психологии. М., 1960, №1.

[4] Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. М., 1961, №2.

[5] Лямина Г.М., Гагуа Н.П. Особенности речевых реакций у детей третьего года жизни // Вопросы психологии. М., 1962, №3.

[6] Крышова Н.А., Штейнгарт К.М. Временные характеристики речи у больных афазией // Доклады АН СССР. М., т. 130, 1960, №3.

[7] См.: Чистович Л.А., Клаас Ю.А., Алехин Р.О. О значении имитации для распознавания звуковых последовательностей // Вопросы психологии. М., 1961, №5; Чистович Л.А., Клаас Ю.А., Кузьмин Ю.И. Текущее распознавание звука, речи (Опыты с быстрым повторением и буквенной записью согласных) // Вопросы психологии. М., 1962, №6; Чистович Л.А., Клаас Ю.А. К анализу скрытого периода «произвольной» реакции на звуковой сигнал // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. М., 1962, №8.

[8] Пратусевич Ю.М. Речевые раздражения у детей. (Экспериментальное исследование тормозных речевых сигналов). М., 1960.

[9] См., например: Иванов-Смоленский А.Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. (По данным И.П. Павлова и его школы). Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1952; Иванов-Смоленский А.Г. Пути и перспективы развития физиологии и патофизиологии высшей нервной деятельности ребенка // Объективное исследование высшей нервной деятельности, особенно — взаимодействия первой и второй сигнальных систем, при физиологических и патологических условиях у детей. М., 1956; Каверина-Банщикова Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М., Медгиз,.1950; Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. Л., 1958; Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. Л., 1958; Кряжев В.Я. Особенности речевых двигательных условных рефлексов детей младшего школьного возраста // Материалы 1-й научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии. Москва. 1953. Тезисы. М., 1952; Розенгарт-Пупко Г.П. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М., 1948; Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у ребенка // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Л., т. 112, 1955.

[10]* Найти ссылку!!: Иванов-Смоленский А.Г. ____________________ с. _________

[11] Кашин. Болезнь Олгинджа в Южной Даурии // Протоколы общества русских врачей в Петербурге. СПб., 1868, №13.

[12] Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных повреждениях мозга. М., изд-во МГУ, 1962.

[13] Домба М. Учение о микроцефалиях в филогенетическом аспекте. Орджоникидзе, 1935.

[14] Берлин Б.М. К клинике семейной микроцефалии // Советская психоневрология. М., 1934, №1.

[15] Кочеткова В.И. Количественная характеристика изменчивости лобной доли эндокранов ископаемых гоминид // Вопросы антропологии. М., 1961, вып. 6; ее же. Эволюция специфически человеческих областей коры мозга гоминид // Вопросы антропологии. М., 1961, вып. 7.

[16] Выготский Л.С. _________________ // Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956, с. __________ (??).

[17]* Найти ссылку!!

[18] Вгеitman. Contribution à l’étude de l’écholalie, de 1а соргоlаliе еt de l’imitation des gestes chez les dégénérés et aliénées. Thèse. Paris, 1888.

[19] См.: Кашин. Болезнь Олгинджа в Южной Даурии // Протоколы общества русских врачей в Петербурге. СПб., 1868, №13; Armangué y Tuset J. Mimicismo o neurosia imitante (myriachit, jumping, latah). Estudio critico. Barcelona, 1884; Ср.: _____________. ____________ // Врач. 1884, №46; Янковский. Письмо в редакцию // Врач. 1885, №36.

[20] См. там же.

[21] См. там же.

[22] Токарский А.А. Мерячение и болезнь судорожных подергиваний. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1893.

[23] Корсаков С.С. Курс психиатрии. Изд. 3, т. 1. М., 1913.

[24] Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. М., 1961, №2, с. _____.

[25] Касаткин Н.В. Групповая речь как особый вид речи // Вопросы психологии. М., 1958, №4.

[26] Федоров В.К. Некоторые физиологические механизмы начального развития психической жизни ребенка // Вопросы психологии. М., 1962, №3.


[I] Опубликовано: Поршнев Б.Ф. Речеподражание (эхолалия) как ступень формирования второй сигнальной системы // Вопросы психологии. М., 1964, №5, с. 11 – 19. В Отделе рукописей РГБ хранятся две машинописные версии этого текста (684/24/3) — более ранняя и более поздняя, почти совпадающая с опубликованным текстом. Около имени автора стоит: «действительный член общества психологов».

[II] В тексте «архантропами». Позже Поршнев использовал исключительно термин «археоантроп».

[III] В тексте «архантропами».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Под выведением закваски понимается приготовление закваски заново, без употребления какого-либо количества старой закваски или теста.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных