Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русское искусство середины XVIII в.




Русское искусство XVIII в.

XVIII век в России — это не только время взлета общественного самосознания русского народа, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Особенно сильный толчок искусство получило в начале столетия, в петровскую эпоху, когда в борьбе с влияниями старой, средневековой культуры оно утверждалось как светское, реалистическое искусство.

Русское искусство первой трети XVIII в.

Архитектура

Никогда прежде Россия так интенсивно не строилась, как в начале XVIII в. Именно тогда была проведена реформа строительного дела. Появились сооружения, которых прежде не было: верфи, фабрики, каналы, шлюзы, музеи, библиотеки, административные здания и др.

Первые значительные постройки в XVIII в. появились в Москве. Это, в частности, т.н. Меншикова башня (церковь архангела Гавриила в Потаповском переулке, 1704 — 1707), возведенная по проекту талантливого архитектора и скульптора Ивана Петровича Зарудного.

Однако наиболее полно и ярко особенности архитектуры петровского времени обнаружились в новой столице государства — Петербурге.

Город был основан в мае 1703 г., когда заложили крепость, названную Санкт-Петербургом. Доменико Трезини.

Здание 12 коллегий

Строительство Петропавловского собора. Вначале колокольня и собор были деревянными, а впоследствии, когда в 1712 г. Петербург был официально объявлен столицей государства, перестроены в каменные (1712 — 1733). Петропавловская крепость и собор стали фактическим центром города.

Одновременно с Петропавловской крепостью на левом берегу Невы возникает Адмиралтейская верфь. В 1730-х годах Адмиралтейство было перестроено архитектором Иваном Кузьмичом Коробовым, создавшим знаменитую башню со шпилем, увенчанным кораблем. В таком виде Адмиралтейство просуществовало до 1806 г., когда А. Д. Захаров начал перестраивать это здание, придав ему тот вид, который в основном сохранился до сих пор.

 

Большую роль в украшении новой столицы — Петербурга — играла скульптура. Видное место в истории скульптуры в начале XVIII в. принадлежит Карло Бартоломео Растрелли. Особенно полно раскрылся талант Растрелли в жанре портрета. Об этом свидетельствует знаменитый бюст Петра I. Парадный и вместе с тем глубоко правдивый, исполненный внутреннего порыва, этот портрет был новым словом в скульптуре.

 

Петровская эпоха характерна тем, что в это время пробудился особый интерес к личности человека, вера в его безграничные возможности. Именно этот пристальный интерес к человеку определил бурное и плодотворное развитие портретной живописи.

До петровской эпохи портретный жанр существовал как парсуна (XVI – XVII вв.). Условность в изображении портретируемого; лицо и руки написаны объемно, все остальное – плоско, декоративно.

Из русских живописцев начала XVIII в., обратившихся к портретному жанру, следует назвать Ивана Никитича Никитина. Наиболее известные работы Никитина —

Портрет канцлера Головкина

Портрет Петра I (в круге)

Портрет т. н. напольного гетмана

Андрей Матвеевич Матвеев. Одно из лучших произведений Матвеева этого жанра — Автопортрет с женой

Кроме того, Матвеев занимался декоративной живописью, расписывал интерьеры многих зданий Петербурга, и в частности Петропавловского собора.

Русская действительность петровской эпохи нашла свое отражение и в графике.

Выдающимся событием в истории русской гравюры явилось творчество Алексея Федоровича Зубова, создавшего серию листов с видами Петербурга. Зубов правдиво изобразил облик молодой столицы, ее дворцы, проспекты и парки, обилие каналов, жизнь городских улиц.

Русское искусство середины XVIII в.

Середина XVIII в. — новый яркий период в истории русского зодчества. Это время интенсивного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Именно в это время возникают знаменитые парковые ансамбли — в Кускове под Москвой, в Царском Селе под Петербургом и др.

Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли — сын скульптора Растрелли. Самые знаменитые его произведения в стиле барокко —

Зимний дворец в Петербурге.

Большой дворец в Петергофе.

Великолепны нарядные, богато украшенные лепкой анфилады залов, потолки, покрытые золоченой резьбой, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство.

 

Крупнейший представитель стиля барокко в живописи в середине столетия Иван Яковлевич Вишняков — опытный мастер декоративной живописи и портретист. Одно из самых очаровательных произведений художника —

Портрет Сарры Элеоноры Фермор.

Алексей Петрович Антропов.

Портрет Петра III. Реалистичность.

Наконец, третьим в ряду талантливых мастеров первой половины XVIII в. был Иван Петрович Аргунов — крепостной графов Шереметевых. Ему приходилось, следуя прихотям своих хозяев, писать портреты по памяти, ибо знатные вельможи считали ниже своего достоинства позировать крепостному, пусть даже и талантливому художнику. В его ранних работах еще очень сильны иконописные традиции, но с годами искусство художника приобрело большую глубину, стало более совершенным и тонким.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

 

В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой, натюрморт. Понятие «исторический жанр» было тогда достаточно широким: к этому жанру относилась помимо живописи на историческую тему еще и живопись на мифологическую и религиозную темы.

Первой и наиболее крупной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко. Он написал несколько картин, и среди них

Владимир и Рогнеда. Сюжет из русской истории. Классицизм. Академичность.

Картины Лосенко стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.

Важнейшее событие в истории русского искусства XVIII в. — создание Академии художеств в Петербурге. Русская Академия возникла в 1757 г. и очень скоро превратилась в одну из лучших школ мира. Ее воспитанники избирались почетными членами ряда известных академий. Русская Академия была подлинным центром художественной жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных