Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЕТРЫ




Гимназистки, несмотря на строгие гимназические правила, не могли быть абсолютно изолированы от общественно-политической жизни России того времени. Ольга Шевырева, окончившая калужское женское училище в 1869 г., увлеклась чтением запрещенной литературы, идеалами народничества, посещала нелегальный кружок, работала наборщицей в подпольной типографии. В 1874 г. арестована и проходила по так называемому "Процессу 193-х". Последовала за своим мужем в сибирскую ссылку.
Усиление полицейского надзора за состоянием дел в учебных заведениях, за благонравием учениц последовало после убийства народовольцами императора Александра II. Особое внимание обращалось на выполнение ученических правил. Было ограничено время вечерних прогулок, запрещено посещение театра, кроме как в праздничные и выходные дни, усилился надзор за ученицами, проживавшими в городе у родственников или снимавших квартиру. Специальным распоряжением запрещалось ученицам гимназии присутствовать в залах судебных заседаний. Увеличился штат надзирательниц.
С 1885 г. из гимназической библиотеки, согласно министерскому циркуляру, началось изъятие "некоторых книг, недопустимых к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях". Среди изымавшихся книг были "Капитал" К.Маркса, "О богатстве народов" А.Смита, "О собственности" Прудона. Кроме того, "Рефлексы головного мозга" Н.М.Сеченова, "Мир до создания человека, или Колыбель вселенной" Циммермана, "Западня" Э.Золя, сочинения Добролюбова и Чернышевского, даже журналы "Современник" и "Отечественные записки" за ряд лет.
В 1897 г. в Калуге открылась Бесплатная народная библиотека-читальня, членами которой стали социал-демократы М.П.Доброхотов, С.С.Середа и др., многие состояли под надзором жандармского управления. Среди работников библиотеки-читальни были разделявшие социал-демократические взгляды выпускницы гимназии В. Доброхотова, Е. Роганова и другие.
Вступление России в войну с Японией в 1904 г. вызвало патриотический порыв учениц гимназии. Они шили вещевые мешки и кисеты для расквартированных в Калуге и отправившихся на фронт Старо- и Новоингерманландских полков, а также бельё для раненых. Из гимназии в госпиталь в Маньчжурию был отправлен транспорт с предметами первой необходимости, продуктами питания, одеждой, подарками.
Революционные события 1905-1907 гг. серьезно потрясли размеренную жизнь Калуги, мужских учебных заведений и женскую гимназию. В течение 1905 г. гимназистки не выходили на занятия 13 и 14 октября, с 24 октября по 7 ноября и с 12 декабря по Рождественские каникулы, начинавшиеся 24 декабря. Попечитель Московского учебного округа предлагал даже удлинить учебный год из-за "многих случаев прерывания учебных занятий".

Из сообщения калужского губернатора А.А.Офросимова директору Николаевской гимназии и председателю педагогического совета женской гимназии Н.В.Панкратову:
«1905 г. ноября 22

СЕКРЕТНО

Воспитанники калужских средних учебных заведений, после происходивших 22 и 23 минувшего октября беспорядков в г. Калуге, прекратив хождения свои толпами с красными флагами по улицам города, за последнее время опять стали вести себя вызывающе. Так, 18 сего ноября в городском театре, где не было ни одного надзирателя учебных заведений, ученики после 4-го акта шумно требовали играть марсельезу, что, однако, не было исполнено. После спектакля, расходясь по садовой улице, ученики пели революционные песни и, видя, что это для них безнаказанно, 20 ноября позволили себе вновь произвести беспорядки, а именно: около шести часов вечера на Никитской улице группа учащихся, человек 30-40, запела революционные песни. На место немедленно был выслан разъезд казаков…

Губернатор А.Офросимов.»

Отдельные ученицы гимназии составляли петиции к руководству гимназии. Они требовали свободы слова, обязательного уважения личности учениц, непреследования за убеждения на основании анонимных доносов, создания ученических союзов взаимопомощи и самообразования, отмены внешкольного надзора, неприкосновенности ученической корреспонденции, расширения каталога библиотеки, права иметь заработок вне школы, отмены обязательного репетиторства ученицами выпускного класса учениц младших классов - детей состоятельных родителей, бесплатного обучения немецкому и французскому языкам и пр., всего 20 пунктов. Требования рассматривались руководством гимназии совместно с членами специально созданного родительского комитета и в основном были удовлетворены.
Военной осенью 1914 г. занятия в гимназии начались как обычно. Но уже в следующем году гимназисткам пришлось потесниться: на первом этаже был открыт лазарет на 60 коек, а в стенах школы разместилась эвакуированная из Варшавы мужская гимназия. Ученицы устроили благотворительный вечер в пользу венцев, ходили с кружками собирать деньги на подарки воинам, шили бельё для госпиталя, ухаживали за ранеными.
Бурные события 1917 г. почти не изменили обычного распорядка гимназической жизни. В 1917-1918 учебном году начальницей оставалась Антонина Трофимовна Флерова, ученица этой гимназии, проработавшая в ней 34 года: в должности надзирательницы, потом учительницы, а с 1908 г. - начальницы. Гимназистки продолжали учиться, выпускницы устраивались на работу в школы. Иные из них активно участвовали в гражданской войне и строительстве нового государства.
В самом начале века в Калуге возник социал-демократический кружок, который занимался распространением нелегальных изданий и пропагандой среди рабочих Сызрано-Вяземской железной дороги. В числе участников кружка были выпускницы Калужской женской гимназии Вера Доброхотова, Екатерина Роганова и Вера Радилова.
Выпускница 1900 г. Любовь Константиновна Циолковская в 1905 г. примкнула к РСДРП, занималась революционной пропагандой среди рабочих Калуги, участвовала в первой русской революции. Была сослана в Тулу и находилась под надзором полиции.
Выпускница 1914 г. М.Ф.Леман стала участницей Октябрьской революции, потом воевала на Восточном фронте и сражалась с басмачами в Туркестане. Перенесла тиф, голод, ранения, контузию. Мария Федоровна до конца своих дней оставалась убежденным борцом за социалистические идеалы.
В.А.Ульяновская, выпускница 1918 г., после гимназии окончила в Москве учительский институт и добровольцем поехала на Туркестанский фронт вести просветительскую работу с красноармейцами. Вера Александровна стала потом научным сотрудником Академии наук.
История жизни этих женщин - часть нелегкой истории нашей страны. Воспоминания о своей полной драматизма жизни они прислали музею истории школы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных