Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 7. Места содержания под стражей




Комментарий к статье 7

 

1. Места содержания под стражей создаются для размещения тех категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц, относительно которых есть достаточные основания полагать, что:

- они могут скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда;

- воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу;

- будут заниматься дальнейшей преступной деятельностью.

Указанные профилактические цели определяют общую направленность деятельности, основные задачи и функции, виды мест, где осуществляется содержание под стражей.

Определение системы мест содержания под стражей зависит также от ведомственной принадлежности должностных лиц и органов, осуществляющих задержание подозреваемых и принимающих решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. В России существуют два традиционных и наиболее распространенных в настоящее время места содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей:

- следственные изоляторы;

- изоляторы временного содержания.

По своему функциональному назначению и правовому статусу они имеют определенные различия, рассматриваемые далее.

3. Законом предусмотрено наличие двух разновидностей следственных изоляторов: изоляторы уголовно-исполнительной системы и изоляторы пограничных органов федеральной службы безопасности.

Изоляторы уголовно-исполнительной системы являются основным видом следственных изоляторов, поскольку в них содержится основная масса лиц, заключенных под стражу в соответствии со ст. 108 УПК РФ.

В следственные изоляторы этого вида направляются подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений лица, независимо от ведомственной принадлежности органов, избравших меру пресечения в виде заключения под стражу.

Пограничные органы федеральной службы безопасности в соответствии со ст. 151 УПК РФ осуществляют предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации). В процессе предварительного следствия требуется использование тонких оперативных методов, особенно строгая изоляция подозреваемых и обвиняемых. В силу этой специфики Закон предоставляет пограничным органам федеральной службы безопасности возможность иметь собственные следственные изоляторы.

4. В следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся относительно длительное время. Между тем существует реальная потребность в кратковременном содержании довольно значительного числа лиц упомянутой категории. Наибольший объем правоприменительной деятельности, связанной с кратковременным задержанием и арестом, осуществляют подразделения Министерства внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации. В связи с большим количеством подозреваемых и обвиняемых, дознание и предварительное следствие по делам которых находится в компетенции органов внутренних дел и пограничных органов, этим ведомствам разрешается создание сети изоляторов временного содержания, предназначенных для кратковременного содержания лиц указанной категории.

5. На практике нередко возникают проблемы организации содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, если они являются осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы. При такой ситуации часто нет необходимости переводить таких лиц в следственный изолятор. В этой связи Законом предоставлено право содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (согласно ст. 16 УИК РФ такими учреждениями являются колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы). При этом они содержатся, как правило, в штрафных и дисциплинарных изоляторах, отдельно от других осужденных. В этом случае данные помещения исправительных учреждений выполняют функции следственного изолятора.

Кроме этого, в отдельных исправительных учреждениях открыты помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ). В них направляются из следственных изоляторов осужденные, приговор в отношении которых вынесен, но не вступил в законную силу. В этих помещениях осужденные содержатся в соответствии с правовым статусом подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, изолированно от осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

6. Немало вопросов возникает при организации содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых из числа военнослужащих. Дело в том, что многие воинские части расположены вне населенных пунктов, выполняют специфические задачи, а военнослужащие обладают специальным правовым статусом. Исходя из этого Законом предоставляется право содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений военнослужащих в специальных местах - на гауптвахтах воинских частей.

7. Существуют необычные обстоятельства, при наличии которых приходится приспосабливать под выполнение функций следственного изолятора какие-либо не предназначенные для этого помещения. Законом называются два вида таких обстоятельств:

- совершение преступного деяния и необходимость содержания под стражей задержанного за это лица на морском судне, находящемся в дальнем плавании;

- те же обстоятельства, имеющие место на зимовках в период отсутствия с ними транспортных связей.

Решение о задержании в этих случаях возлагается на должностных лиц: капитанов морских судов или начальников зимовок, которые обязаны действовать в строгом соответствии со ст. 108 УПК РФ.

8. Для того чтобы подозреваемый или обвиняемый не исчез из поля зрения близких родственников (это может вызвать целый комплекс мероприятий по поиску указанных лиц, причинить ничем не обоснованные страдания близким родственникам), близкие родственники, а при их отсутствии - другие родственники подозреваемого или обвиняемого в соответствии со ст. 108 УПК РФ и рассматриваемой статьей Закона должны быть незамедлительно извещены о месте содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей либо его изменении. Такой порядок позволяет более полно обеспечить права подозреваемых, обвиняемых, их родственников. Аналогичное положение содержат, например, Европейские пенитенциарные правила[8].

 

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными предусмотрено право заключенного немедленно информировать членов своей семьи о своем заключении или переводе в другое заведение. Кроме того, любое уведомление должно отправляться или разрешаться компетентным органом без промедления. Компетентный орган может, однако, отсрочить уведомление на разумный период, если того требуют исключительные обстоятельства расследования [9].

В соответствии с п. 4 ст. 5 УПК РФ близкими родственниками признаются: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, супруги.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных