Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 38. Меры взыскания




Комментарий к статье 38

 

1. Взыскания в местах предварительного заключения под стражу применяются с целью обеспечить нормальные условия их функционирования и поддержания в них установленного порядка, предупреждения со стороны подозреваемых и обвиняемых совершения преступлений и иных правонарушений. Вместе с тем взыскания носят и воспитательный характер, показывая отрицательное отношение администрации места содержания под стражей к определенному проступку лица и помогая ему понять вредность того поведения, которое повлекло за собой взыскание.

2. Взыскание по своей правовой природе является мерой принуждения. Оно должно создать у наказанного контрмотив нарушениям порядка и невыполнениям его обязанностей.

3. Основанием наложения взысканий служит невыполнение подозреваемым или обвиняемым установленных обязанностей (об обязанностях подозреваемых и обвиняемых см. комментарий к ст. 36). Невыполнение этих обязанностей подрывает порядок, установленный в месте содержания под стражей, и тем самым в той или иной мере препятствует нормальной работе данного учреждения.

4. Комментируемый Федеральный закон существенно сократил количество взысканий, которые могут применяться к подозреваемым и обвиняемым: выговор и водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте.

Выговор выражает отрицательную оценку проступка подозреваемого или обвиняемого. Он может налагаться в устной и письменной форме и применяется за нарушения, не носящие серьезного характера. Фактически эта мера носит предупредительный характер.

5. Второй мерой, предусмотренной комментируемой статьей, является водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте. Эта мера применяется на срок до 15 суток, а к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым - на срок до 7 суток (о порядке содержания в карцере см. комментарий к ст. 40).

6. Законодатель отказался от такого вида взысканий, как предупреждение. Не следует делать отсюда вывод, что за любое нарушение должно налагаться взыскание и лицо, находящееся под стражей, не может предупреждаться в случае, если оно допустит какие-либо нарушения установленного порядка, режима содержания, будет нетактично или невежливо вести себя в отношении персонала или других подозреваемых и обвиняемых. Однако после введения в действие комментируемого Федерального закона предупреждение изменило свою правовую природу. Оно является не взысканием, а мерой воспитательного характера. Естественно, отпадает его правовое оформление (например, в виде постановления, как это предусмотрено для взысканий), а следовательно, и фиксация в личном деле. Такие предупреждения нельзя учитывать в будущем.

7. В комментируемой статье не нашло отражения и взыскание в виде внеочередного дежурства по уборке помещений. Пункт 1 ст. 28 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными рекомендовал не назначать "заключенных в дисциплинарном порядке на работу по обслуживанию самого заведения". Такая уборка проводится подозреваемыми и обвиняемыми в порядке очередности либо специально назначенной хозяйственной обслугой. Работа по поддержанию чистоты и порядка не должна рассматриваться как взыскание.

8. По другим соображениям исключено такое взыскание, как лишение права в течение одного месяца покупать продукты питания и получать очередную посылку или передачу. Законодатель не считает нужным наказывать подозреваемых и обвиняемых путем ограничения их питания, заботясь о состоянии их здоровья. Аналогичная норма была принята Законом от 12.06.1992, который исключил такую меру взыскания из ИТК. Не включена она и в действующий УИК РФ.

9. Отказавшись от наказания в дисциплинарном порядке подозреваемых и обвиняемых в виде ограничения питания, комментируемый Федеральный закон одновременно расширил право этих лиц покупать продукты питания, предметы первой необходимости и другие промышленные товары (ст. 22). Посылки и передачи они также могут получать без ограничения количества. Лишь общий вес посылок и передач, получаемых в течение месяца, не должен быть больше 30 кг (ст. 25). Отказ от подобного рода ограничений в отношении рассматриваемой категории лишенных свободы тем более обоснован, что они еще не осуждены и их вина не установлена вступившим в законную силу приговором.

10. Перечень взысканий, предусмотренный комментируемой статьей, является исчерпывающим. Поэтому к подозреваемым и обвиняемым не могут быть применены иные меры взыскания, не предусмотренные комментируемой статьей.

Телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды наказания запрещены в качестве наказаний за дисциплинарные проступки.

11. В следственных изоляторах, кроме подозреваемых и обвиняемых, содержатся различные категории осужденных (см. п. 11 комментария к ст. 33). Следует признать, что меры взыскания, названные в комментируемой статье, не могут применяться к ним, поскольку их правовое положение определяется УИК. При необходимости к этим лицам могут применяться меры взыскания, предусмотренные ст. 115 УИК.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных