Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 48. Режим особых условий в местах содержания под стражей




Комментарий к статье 48

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи перечислены основания введения режима особых условий в местах содержания под стражей, категории должностных лиц, имеющих право его вводить, а также сроки его установления. Основания введения режима особых условий можно разделить на две группы: связанные с определенными событиями; связанные с совершением определенных видов преступлений или угрозой их совершения. Основания введения режима особых условий в местах содержания под стражей:

а) стихийные бедствия, связанные с действиями сил природы (землетрясения, наводнения, обвалы, селевые потоки и т.д.), которые создают угрозу жизни и здоровью населения, приводят к нарушению управления организациями и учреждениями и могут привести к нарушению охранных сооружений, групповым побегам заключенных, массовым беспорядкам и т.д.;

б) эпидемия - массовое заболевание населения определенной инфекционной болезнью. Инфекции могут быть вирусными, бактериальными, кишечными, воздушно-капельными (чума, холера, сибирская язва, дифтерия, грипп и др.). При эпидемии уровень заболеваемости значительно превышает уровень, обычно регистрируемый на данной территории за аналогичный период. Однако при оценке распространения заразных болезней учитывается не только их количество, но и характер. Уровень эпидемиологической обстановки определяют органы здравоохранения;

в) эпизоотия - массовое заболевание животных инфекционными болезнями, которые могут представлять угрозу для жизни и здоровья людей (сибирская язва, ящур, коровье бешенство и др.). Уровень эпизоотической обстановки определяется органами ветеринарного надзора;

г) обширные очаги возгораний - значительные пожары жилых зданий и производственных объектов, лесные пожары, создающие реальную опасность для жизни и здоровья людей и их имущества на конкретной территории. Степень такой опасности определяется органами Государственного пожарного надзора;

д) крупные аварии системы жизнеобеспечения - нарушение систем водо-, тепло- и газоснабжения населения на территории административного района, серьезные аварии на нефте,- газо- и продуктопроводах, выброс в воду и атмосферу химических веществ, которые угрожают жизни и здоровью населения (например, азота, аммиака, хлора с химических предприятий).

2. Основания введения режима особых условий в местах содержания под стражей, связанных с совершением определенных преступлений или угрозой их совершения:

а) массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) представляют собой нарушения общественной безопасности и порядка, совершаемые большой группой (толпой), во время которых парализуется функционирование органов власти и управления, уничтожается имущество, совершаются нападения на людей, оказывается вооруженное сопротивление власти. Массовые беспорядки выражаются в погромах, разрушениях, поджогах и других опасных для общества действиях. Они могут иметь место как за пределами территории мест содержания под стражей, так и непосредственно в этих учреждениях.

Массовые беспорядки в местах содержания под стражей могут проявляться в поджогах, избиениях заключенных, расправах с неугодными, захвате заложников, нападениях на сотрудников этих учреждений, уничтожении имущества. Мотивы подобных действий обусловлены нередко недовольством подозреваемых и обвиняемых условиями содержания, сопровождаются требованиями устранения нарушений закона, предоставления не предусмотренных законом привилегий, смены руководителей учреждения или иных должностных лиц. Между тем даже обоснованность такого рода требований, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровью людей, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет. Подозреваемые и обвиняемые могут в установленном законом порядке обжаловать незаконные, по их мнению, действия администрации мест содержания под стражей. Разумеется, при законности требований осужденных они должны быть своевременно удовлетворены;

б) захват заложников или удержание лица в качестве заложника (ст. 206 УК РФ) совершается в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Нередко захватившие заложника выдвигают различные требования, в том числе связанные с их освобождением, передачей им оружия, транспорта для побега, крупных сумм денег. Такие действия нередко влекут гибель заложников и сотрудников, занимающихся их обезвреживанием. Они представляют опасность и с точки зрения возникновения на этой почве массовых беспорядков и групповых неповиновений администрации учреждения и властям;

в) под другими террористическими актами имеются в виду преступления, перечисленные в ст. 205.1 ("Содействие террористической деятельности") УК РФ, а именно преступления, предусмотренные ст. 205 ("Террористический акт"), 208 ("Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем"), 211 ("Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава"), 277 ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля") и 360 ("Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой");

г) неповиновение подозреваемых и обвиняемых следует отличать от массовых беспорядков, хотя оно в своем развитии может перерасти в такое преступление. Неповиновение этих лиц характеризуется пассивной формой поведения (групповые отказы от приема пищи, выхода из помещений и т.п.). В этом случае подозреваемые и обвиняемые открыто отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности. Необходимо отличать хулиганские действия от неповиновения. Такого рода действия проявляются активно и зачастую связаны с применением насилия над личностью, их движущей силой является хулиганский мотив, а не противодействие администрации мест содержания под стражей;

в) наличие реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей. В данном случае основанием для введения режима особых условий может быть не только само нападение, но и его реальная угроза. Под нападением следует понимать агрессивное противоправное действие одного человека или группы лиц, совершаемое с какой-либо преступной целью и создающее реальную и непосредственную опасность немедленного применения насилия как средства достижения этой цели. Таящаяся опасность насилия может быть немедленно реализована нападающими. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" дается трактовка нападения как "действия, направленного на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения".

Угроза вооруженного нападения должна быть реальной и может быть направлена не только на персонал мест заключения, но и на подозреваемых и обвиняемых, а также на государственное имущество.

Нападение, предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи, включает такой признак, как вооруженность, под которым понимается наличие огнестрельного или холодного оружия, а также их имитаторов хотя бы у одного из участников нападения.

3. Должностными лицами, которым предоставлено право введения режима особых условий в местах содержания под стражей, являются высшие должностные лица Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные учреждения: министры внутренних дел, обороны, руководитель Федеральной службы исполнения наказаний, Директор ФСБ. Введение режима особых условий перечисленными должностными лицами требует согласования с Генеральным прокурором РФ.

У субъектов Российской Федерации таким правом обладают начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы, министры или начальники управления (главного управления) внутренних дел по согласованию с соответствующим прокурором.

В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено право начальника места содержания под стражей вводить комплекс мероприятий, предусмотренных режимом особых условий, с немедленным уведомлением перечисленных выше должностных лиц. Однако введение комплекса указанных мероприятий нельзя рассматривать как предоставление этому должностному лицу права введения режима особых условий.

Режим особых условий мест содержания под стражей вводится на срок не более 30 суток. Продление режима особых условий в местах содержания под стражей, в отличие от исправительных учреждений, в которых ст. 85 УИК РФ разрешает продлять такой режим еще на 30 суток, Законом не предусмотрено. Однако следует признать, что если условия, потребовавшие введения режима особых условий, не отпадут, должностные лица, которым Закон предоставляет право вводить такой режим, могут принять решение о его продлении, ибо запрета на продление режима, если в этом сохраняется необходимость, Закон не предусматривает.

4. Режим особых условий предполагает:

а) ограничение или приостановление мероприятий, проводимых с участием подозреваемых и обвиняемых: допросов, очных ставок и других следственных действий, судебных заседаний; приема, размещения и передачи конвою; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости в магазине колонии; прекращения приема посылок и передач, получения и отправления телеграмм, писем, денежных переводов; привлечения к труду; проведения свиданий; отправления религиозных обрядов, связанных с посещением места содержания под стражей служителями культа, а также связанных с групповым отправлением обрядов; ежедневных прогулок; воспитательных мероприятий, предусмотренных ст. 31 Закона;

б) усиление охраны места содержания под стражей и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми: они могут подвергаться внеплановым обыскам, а помещения, где они содержатся, и их вещи - досмотру; выставляются дополнительные посты охраны, увеличивается их численность и т.д.; сотрудникам этого учреждения выдается табельное оружие, усиливается пропускной режим.

Перечисленные ограничения могут применяться как в целом, так и частично, в зависимости от конкретной обстановки.

Режим особых условий в местах содержания под стражей отменяется органом или должностным лицом, которыми он был введен, либо вышестоящим органом или должностным лицом, как только в нем отпадает необходимость.

 

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных