Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чувственная ткань сознания




Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью.

В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или дзЬке только воображаемой. Образы эти различаются по своей мо­дальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д. Обо всем этом написаны многие тысячи страниц. Однако эмпирическая психология постоянно обходила важнейший с точки зрения Проблемы сознания во­прос: о той особой функции, которую выполняют в сознании его чувственные элементы. Точнее, этот вопрос растворялся в косвенных проблемах, таких как проблема осмысленности вос­приятия или проблема роли речи (языка) в обобщении чув­ственных данных.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благода­ря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его созна­ния — как объективное «поле» и объект его деятельности. <...>

Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямо своей функции, субъективно она выражает­ся лишь косвенно — в безотчетном переживании «чувства ре­альности». Однако она тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воз­действий. Так как свидетельствующие об этом факты имеют для психологии сознания принципиальное значение, то я при­веду некоторые из них. <...>

Глубокая природа психических чувственных образов со­стоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с вне­шним предметным миром. Как бы ни усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность.

Конечно, когда мы сопоставляем с огромным богатством познавательных результатов мыслительной человеческой де­ятельности те вклады, которые непосредственно вносит в него наша чувственность, то прежде всего бросается в глаза их крайняя ограниченность, почти ничтожность; к тому же обна­руживается, что чувственные впечатления постоянно вступают в противоречие с более полным знанием. Отсюда и возникает идея, что чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в действие наши познавательные способности, и что образы предметов порождаются внутренними мыслитель­ными — бессознательными или сознательными — операция­ми, что, иначе говоря, мы не воспринимали бы предметного мира, если бы не мыслили его. Но как могли бы мы мыслить этот мир, если бы он изначально не открывался нам именно в своей чувственно данной предметности?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных