Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Племенные союзы усуней и канглы. 1 страница




Усуни. Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II в. до н.э. усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь-баг — князь над князьями).В китайских источниках оно называлось «Усуньское государство».Основная территория усуней располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Чу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владение соприкасалось с Ферганой (Даванью).Столица усуней — Чигучен («Город красной долины») находилась на берегу Иссык-Куля.Посол Китайского императора У-ди, князь Чжан-Цянь, в 138 г.. отправленный на запад, пишет о том, что владение Усунь насчитывало 630000 человек и могло выставить 188000 воинов.Исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам.На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, в горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, которые располагались по течению рек.Большинство курганов имеет диаметр 6-10 м. и высоту до 0,5-1.5 м. Они состоят из земельных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В усуньских могильниках встречаются и громадные по сравнению с общей массой курганы диаметром 50 - 80 м и высотой 8 - 12 м. В могилах таких курганов, даже ограбленых, археологи находят большое число украшений из золота - бляшек от одежды,золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В то же время доказательством оседлости и занятия земледелием усуней являются поселения с их стационарными жилищами.Питались усуни мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб.Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, кожи, овчин.Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел.Усунское общество не было однородным, в нем имелись богатые люди - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Известно. что богатые усуни содержали до 5000 лошадей.По археологическому материалу прослежено, что роль земледе­лия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.Таким образом, хозяйство усундй было комплексным — ското-водческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.Частная собственность распространяется не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней имелись рабы, которые, в основном, состояли из военнопленных.Таким образом, письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.первые Кангюи (канглы) упоминаются в письменных источниках II в, до н.э. Согласно их сведениям, Кангюи можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье.Согласно сведениям китайского посла народонаселение кангюев состо­ит из 120000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120000 человек. Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46—36 гг. до н. э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичи.Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участки Шелкового пути - от Ферганы до Приаралъя, шедшего по Сырдарье.По мнению ряда исследователей, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие ученые полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н.э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой этнический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков.Археологические исследования последних лет позволяют представить и внешний облик каигюйцев. Он дошел до нас в виде гравированных изображений на костяных пластинах, некогда нашивавшихся на кожаную основу. На одной из них показаны сцена сражения конных и пеших витязей, на другой -конная охота. Все участники баталий и охоты принадлежат в единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке, головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные с небольшой горбинкой, энергичные подбородки. На воинах надеты защитные доспехи из нашитых пластин. На головах округлые шлемы, шеи прикрыты бронированными воротниками. Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками: сложносоставной лук, стрелы с трехграничным наконечником, длинный трехчастный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими для стрел.В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа.Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Из кости изготавливались накладки для сложносоставных лу­ков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты.Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия.Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот. В жизни поселенцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.Таким образом, на рубеже н.э., в первой половине I тыс. н.э.. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение -Кангюи. которое играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

 

8.Тюркский,Западно-тюркский,Тюргешский каганаты, Из китайских летописей известно, что в 552 г. н.э. вождь племенной группы, называемой тюрками, ранее обитавшей к югу от Алтайских гор, поднял восстание против своего сюзерена. Великого хана (кагана) жуаньжуаней, который правил на территории современной Монголии. Вождь тюрок одержал победу, вынудил хана совершить самоубийство, захватил его землю и присвоил титул. Этот завоеватель, ставший Бумын - каганом, умер вскоре после одержанной им победы. Его потомкам суждено было контролировать огромную территорию от границ Северного Китая до бассейна Иртыша.вплоть до начала 740-х гг. Младший брат Бумынь-кагана расширил свои владения на западе Центральной Азии до границ Сасанидской Персии, но созданный им Западный тюркский каганат распался в 630 г.Во II-V вв. до н.э. происходит Великое переселение народов. Это явление в значительной мере изменило этническую и политическую карту Казахстана. В середине VI в. на арену истории выходят тюрко-язычные племена кочевников. Многочисленные тюрко-язычные племена расселились от Северной Монголии до Восточной Европы, а на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.Но столь обширные территории не могли продолжительное время существовать в рамках зарождавшейся государственности. Империя, созданная силой, не могла долго удержаться. Вдобавок к этому происходит усиление военной и экономической мощи Китая под властью династии Суй: происходят междоусобные войны внутри тюрков: начинается страшный голод в степи. В 582-603 гг. происходит распад Тюркского каганата на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты.В 603 г. из состава Тюркского каганата выделился Западно-Тюркс­кий каганат. Он занял территорию от Восточного Туркестана до Амударьи, от Поволжья до северокавказских степей.Ядром каганата стали "десять племен" (он ок будун), занимавшие земли от гор Каратау до Джунгарии. Они делились на две группы: дулу и нушиби. В состав каганата входили племена усуней, канглы и тюргешей. Столицей стал Суяб, а летней резиденцией - Минг Булак. Центр государства находился в Семиречье. Правителем был каган. Высшие титулы (ябгу, шад, эльтебер) принадлежали представителям каганского рода. Судебные функции принадлежали буюрукам и тарханам. Основ­ное население состояло из простых общинников - кара-будун. Племена делились на аристократические и вассальные.Вершины могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610-618 гг.) и его брата Тон-джабгу-кагана (618-630 гг.). Целью завоевательных походов каганата был захват рабов. Наместники кагана - тудуны контролировали сбор податей. В каганате шел процесс образования классов и форми­рования раннефеодальных общественных отношений.Шестнадцатилетняя межплеменная война (640-657 гг.) привела к ослаблению каганата и вторжению в Семиречье войск Танской импе­рии (Китая). Борьба тюрков против танской экспансии в начале VIII в. привела к возвышению тюргешей. ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (700 – 756 ГГ.). Будучи многочисленным племенем, входившим в состав левого крыла каганата VI в., тюргеши занимали большую территорию в Чу-Илийском междуречье и контролировали большую часть караванных путей в Семиречье. Тюргешское влияние постепенно увеличива­ть, росло число подвластных им племен. Еще до поражения Хусэло, Учлик учредил на своих землях 20 тутукств по 7 тыс. человек в каждом. Собственную ставку, прежде находившуюся на северо-западе от Чу, он перенес в Суяб, назвав ее Большой ставкой; в городе Кунгут находилась его Малая ставка. Кунгут и племя с тем же названием размещались в долине р. Или. Западнотюркские земли на востоке граничили с Восточно-тюркским каганатом, на западе – с согдийскими княжествами; на востоке простирались непосредственно до округов Турфан и Бешбалык.Обе группировки находились в крайне натянутых отношениях между собой. В ходе борьбы за гегемонию илийские тюргеши пошли на военный союз с восточными тюрками, возглавляемыми Капаган-каганом. Одним из эпизодов борьбы между ними является сражение при р. Болучу на расстоянии ночного перехода от Иртыша.Сары-тюргешам было нанесено жестокое поражение, в результате которого гегемония перешла соперникам кара-тюргешам, перенесшим свою ставку в Талас. На каганский престол ими был посажен Сулук (Сулу), представитель кара-тюргешского племени чапыш.Конфликт перерос в борьбу между правящими группировками кара-тюргешей и сары-тюргешей. Со смертью Сулук-кагана в 738 г. эта борьба приняла крайне острые формы. Складывалась система деления каганата на кара-тюргешей и сары-тюргешей со ставками на Таласе и в Суябе. Однако с 40-х гг. VIII в. этот принцип фактически уже не соблюдался. Разобщенные племена лишь при помощи внешних сил смогли в 751 г. дать отпор китайскому нашествию. В 756 г. каганат пал под натиском тюркоязычного племени карлуков.

 

9.КАРЛУКСКИЙ,КИМАКСКИЙ,ОГУЗСКИЙ КАГАНаТЫ. Со второй половины VIII в. на территории Казахстана усилился процесс феодализации, произошли существенные политические сдвиги, возникли новые раннефеодальные государственные объединения. Шире и теснее стали контакты местного населения Казахстана с Кыргызским каганатом на северо-востоке, государством уйгуров — на востоке и Хазарским каганатом – на западе. Племена Западного Казахстана все чаще вступали в экономические и политические связи с населением Волжско-Камской Булгарии и Руси, откуда купцы уже в IX в. прибывали по Волге к северо-восточным и восточным берегам Каспийского моря.Наследниками тюргешей стали карлуки, знать которых, переселившись с основной массой кочевых племен с земель, прилегающих к западному Алтаю, захватила власть в Семиречье.Первоначальным местом расселения карлукских племен были области между Западным Алтаем и Тарбагатаем. Небольшая группа карлуков обитала также в районе Хангая.В состав карлуков входили три крупных родовых объединения — моула, ташили, чжисы. Название первого племени моула восстанавливается как булак. Племя булак упоминается и арабоязычным автором ал-Марвази как часть карлуков. А Махмуд Кашгарский говорит о тюркской народности булак или алка-булак, уведенной в плен кыпчаками, но потом освободившейся из плена. Некоторая группа племени булак входила в объединение ягма, смешанное с токуз-гузами.В начале второй половины VIII в. карлуки переселились в Семиречье, подчинив тюргешей. Здесь же произошли консолидация и формирование политического объединения карлукских племен. В изначальное трехродовое ядро карлуков, по-видимому, вошел этнический субстрат Семиречья и Южного Казахстана — племена, находившиеся под политической гегемонией Западно-тюркского и Тюргешского каганатов.В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена: тухси, чигили и азкиши, ха-ладжи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в ее составе находи­лись отдельные группы огузов, оставшиеся на территории Семи­речья после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи, а также часть уйгуров и семиреченские согдийцы, подвергшиеся тюркизации. Позднее часть карлуков, ассимилированная оседлым населением юга Казахстана и Средней Азии и принявшая ислам, стала называться туркменами, так же как и группа огузов.Карлуки относились к европеоидному антропологическому типу с незначительной примесью монголоидных черт.Карлукские племена в VIII—X вв. на обширной территории Казахстана расселялись от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Они обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, вокруг оз. Иссык-Куль, в долинах рек Или, Чу, Таласа, в отрогах Тянь-Шаня. Одна из групп карлуков в начале IX в. обосновалась в преде­лах Отрара (Фараба).Реальная угроза Карлукскому каганату пришла из Восточного Туркестана – от тюрок-язычников Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун. К этому времени относится падение державы карлуков и установление господства Караханидов в Чуйской долине, в результате чего часть карлуков ушла в северное Семиречье, где образовала небольшое владение с центром в городе Каялыке. Его правители находились в номинальном подчинении от Караханидов. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (IХ-начало XI вв.) В середине VIII в. в результате борьбы с карлуками за тюргешсксе наследие огузы покинули Семиречье и ушли в предгорья Каратау и долину реки Чу. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли пораже­ние печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с племенами печенегов способствовала консолидации огузского союза племен в 1Х-Х вв. В его состав вошли жители долины Сырдарьи и арало-каспийских степей: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, буюндуры, каи. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI в.) пер­воначально союз племен огузов состоял из 24 племен и делился на две группы - бузуков и учуков. Бузуки относились к привилегированным племенам.Первые упоминания о государстве огузов встречаются в арабских сочи­нениях IХ-начала X веков. Одно из ранних известий содержится в трудах аль-Якуби (IX в.) и в географических сочинииях Ибн аль-Факиха (X в.).В X в. степи Хазарии, Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юго-Восточные Каракумы и Приаральские Кзылкумы назы­вались Огузской степью.В X в. столицей огузского государства стал город Янгикент. Глава государства носил титул джабгу. В государстве шел процесс разложе­ния родоплеменных отношений, развивались патриархально-феодаль­ные отношения, существовала система регулярных налоговых сборов. Власть правителей передавалась по наследству. Главный предводитель огузского войска носил титул "сюбаши". Заместителями джабгу были кюль-эркины. В государстве развивалась частная собственность. Ос­новой имущественного неравенства являлась собственность на скот. Главным хозяйственным занятием населения было скотоводство. Ко­чевники, лишенные скота, переходили к оседлому образу жизни. Огузы были язычниками и поклонялись шаманам.В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет - Волжскую Булгарию. В Х-XI вв. произошло восстание племен, недовольных высокими налогами. В середине X в. Сельджукские вожди возглавили восстание против огузских правите­лей Янгикента и захватили Дженд. При последнем джабгу огузов Шахмалике государство уси­лилось и захватило в 1041 г. Хорезм. Держава огузов пала под ударами кыпчакских племен. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (IХ-начало XI в.) Кимаки (по китайским источникам яньмо) в начале VII в. жили в Монголии. Легенда о происхождении кимаков описана в труде пер­сидского историка Гардези (X в.). Он считает, что кимаки были связа­ны этнополитическими и культурными связями с татарскими племе­нами. В середине VII в. они откочевали в районы Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племен произошло после распада Западно-Тюркского каганата в 656 г. Во второй половине VIII-начале IX вв. кимаки передвигаются на территорию Казахстана. В федерацию ки­маков входят племена эймур, имак, кыпчак, татар, байяндур, ланиказ и аджлар. Самым крупным было племя кыпчаков. В период VIII-XI вв. кимаки расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до южноуральских гор и Итиля (Волги) на западе. В X веке рубежи кимакского государства стабилизировались, кимаки укрепи­лись на территории от среднего Иртыша до Джунгарии.Первое упоминание о государственном образовании кимаков содер­жится в арабоязычных историко-географических сочинениях аль-Яку-би (IX в.). Глава кимакских племен носил титул байгу (ябгу). С обра­зованием государственности он стал носить титул каган. Власть кагана передавалась по наследству. В каганате формировалась удельно-пле­менная система, развивались патриархально-феодальные отношения, существовало социальное расслоение, собирались налоги. В начале XI в. Кимакский каганат пал по причине междоусобиц и миграции коче­вых племен. Хозяйство карлуков, огузов и кимаков Главным занятием было скотоводство с преобладанием коневодства. Огузы разводили крупных двугорбых верблюдов. Кимаки охотились на пушных зверей, т. к. пушнина была одним из предметов торговли с другими странами. Полуоседлое население занималось земледелием. Часть племен, живших на Сырдарье и Иртыше, занималась рыбной ловлей.

 

10.Арабское завоевание южного Казахстана и начало распространения ислама. Ко времени начала завоевания большая часть территории Средней Азии и Казахстана находилась под властью Западного каганата. Многими среднеазиатскими владениями управляли династии тюркского или смешанною происхождения. Между ираноязычным и тюркоязычным населением происходило тесное сближение. Расширялись хозяйственные контакты, росли экономические связи. Эти факторы сыграли важную роль в организации совместного отпора арабским завоевателям. В 714 г. Арабский полководец Кутейба захватил Шаш (Чач) и совершил поход в Испиджаб. Он понимал, какую угрозу арабскому владычеству в Маверанахре представляет союз Тюргешского каганата со среднеазиатскими государствами.Тюргеши в период своего возвышения стали грозной силой, оспаривавшей у арабов господство над Мавераннахром. Народные восстания при военной поддержке тюргешеи привели к почти полному изгнанию арабов из Мавераннахра. Каган тюргешеи Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у рабов прозвище «Абу Музахим» (Бодливый). В 737 г. Он предпринял поход против арабов и дошел до Тахаристана, где объединился с карлукским джагбу. После возвращения в Семиречье каган был убит, и в стране тюргешеи начались междоусобицы. В 748 г. Китайцы временно захватили и разрушили Суяб, а на следующий год был казнен владетель Шаша. Сын казненного обратился за помощью к арабам. В 751 г. у города Атлаха, около Тараза, развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. В решительный момент в тылу у китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов, и китайское войско было наголову разбито.В 766 г. после захвата власти в Семиречье борьбу против арабов возглавил карлукский джагбу.Вторая половина VIII в. полна бурных исторических событий, восстаний и мятежей. В 806 г. в Согде вспыхнул мятеж, в котором приняли участие «владетель Шаша с его тюрками», карлуки. Подавив мятеж, арабы организовали поход на карлукский город Кулан (современная станция Луговая).Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, вошедшей в состав халифата. А на большей территории юга Казахстана и Семиречья заметные последствия арабского завоевания проявлялись только Х-ХII вв. Арабское завоевание не было только внешним фактором, оно наложило свою печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату территорий, на этнические и языковые процессы в ней.Покоренное население подверглось разорению и насилию, теряло землю и скот, подпадало разорению и насилию арабской аристократии и местной знати. Победы арабов способствовали распаду Западно-тюркского и Тюргешского каганатов. Вместе с тем внешняя опасность способствовала консолидации тюркских племен: карлуков, огузов.Одним из важнейших изменений в общественной жизни явилось распространение новой государственной религии — ислама, арабского языка и письменности.Несмотря на существование различий в уровне общественной жизни, традициях и исторических судьбах народов, втянутых в орбиту ислама, в результате сложного длительного процесса взаимовлияния, утвердилась мусульманская культура.Отрар, Тараз, Шаш, Бухара, Самарканд и другие города, принявшие ислам, стали крупнейшими центрами культуры. Мусульманство - одна из наиболее распространенных религии мира, возникших в период формирования и утверждения у арабского народа классовых отношении в 7в. н.э. в Худжазе. Основателем ислама считается пророк Мухамед (570 - 632). В результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя - Халифат. Главные принципы ислама сконцентрированы в Коране. Коран - единственный источник мусульманского вероучения. Ислам оказал значительное влияние на искусство мусульманских стран. В области архитектуры это сказалось на появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей, минаретов, медресе и др.

 

11.Экономика и культура Казахстана в 6-12вв. В экономике племён, проживавших на территории Казахстана в средние века с VI по XII вв. можно отметить сочетание разных укладов: скотоводческого и земледельческого хозяйства, строительство городов, в связи с чем отмечалось развитие ремесел, торговли. Культура этого периода отличалась большим разнообразием. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации обществ с производящей экономикой в определённых экологических нишах. Кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочёвки. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями. Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. Развитое земледелие было у усуней и кангаров. Традиции оседлого хозяйства продолжали развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв.В IX-X вв. часть тюркских племён переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. В оседло- земледельческих районах развивались садоводство, виноградарство, огородничество, бахчеводство.Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена.XI-XII вв. – время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.В целом, оседло – земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники – земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности ещё более укреплял эту связь. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились ещё в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: Среднее течение Сырдарьи – один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арысь находился округ Испиджаб – столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыси и Сырдарьи – округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана. Нижнее течение Сырдарьи – города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. Юго-западное Жетысу – регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу – Суяб и Баласагун. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шёлковом пути. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимекских городов, в том числе столицы каганата – Хакан и Хакан-Кимак. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу – города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая – Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук. Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу (Тенгри). Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер-Су (Земля- Вода) и Умай (покровительница домашнего очага). В то же время в средневековом Казахстане спокойно и мирно сосуществовали различные религиозные общины, о чём сообщает в своей книге Г. Рубрук. Так, например, казахстанскими археологами были открыты в Илийской долине средневековые храмы буддистов, манихеев, христиан (несториан) и мечети мусульман. Распространение ислама началось во второй половине IX века, государственной же религией он был признан в 960 г. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Интерес к проблеме происхождения древнетюркской руники обострился в связи с открытием на серебряной чаше из Иссыкского кургана (50 км к востоку от Алматы, раскопки К.А. Акишева) надписи VI-IV вв. до н.э. К.А.Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э.Письмо на серебряной чаше состоит из 26 знаков, из них разных – не более 16. Направление письма – справа налево. Казахстанский учёный А.С.Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. Таким образом, тюркская руническая письменность восходит к VI-IV вв. до н.э., то есть к сакскому периоду.Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии. Они являются ценными свидетельствами высокого уровня языковой культуры и государственности далёких предков казахского народа.Древнетюркское руническое письмо вышло из употребления в основном после XI в. Исламизация привела к его вытеснению и сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики.

 

 

12.Улусы найманов,кереев,жалаиров. Местами их расселения были центральные и западные районы Монголии. Системой правления племен являлась ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе Ханство состояло из нескольких улусов. Ханская ставка считалась высшим органом власти. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби, назначаемые ханом. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан назначал командующих тысячами и туменами. Найманы. По письменным источникам VIII века, союз восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь». Государство найманов становится известным во второй половине ХII века Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Государство достигло расцвета при хане Наркеше Даяне. При правлении Инанч-бильге найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы в 1201 году созвали курултай. Чингисхан в 1204 году разгромил найманов и они во главе с ханом Кучлуком переселились в Жетысу. Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керулен. Они пользовались древнетюркской письменностью. В Монгольском государстве писарями в основном были кереи. По свидетельству исторического памятника «Тайная история монголов» (ХIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Ставкой Керенского ханства была местность Битобе, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь районов - аймаков.Керейское государство достигло наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В столкновении с Чингисханом Торыхан потерпел поражение. Часть раздробленных племен кереев присоединилась к другим племенам, а другая переселилась на восток Казахстана. Персидский историк Рашид ад-Дин писал: «Жившие в IХ-ХIII веках на территорииМонголии кереи - сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью». Жалаиры. В монгольских письменных источниках говорится, что племя жал аиров состояло из десяти родов. В монгольских летописях жал аир Жамука фигурирует то, как ближайший друг Чингисхана, то, как лазутчик, то, как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие псемена, объявил себя гурханом. Чингисхан заключил союз с ханом кереев Торы и нанес поражение Жамуке. В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жал аирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. В монгольской «Золотой летописи» жал аир Мукылай упоминается как крупный военачальник монголов. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных