Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






http://mydisser.com/ru/catalog/view/6/343/9278.html




 

Андріяш. 2013 http://www.dy.nayka.com.ua/?op=1&z=577

Как отметил Р. Даль, расширение сферы наднациональной деятельности сужает возможности граждан государства решать жизненно важные для них проблемы с помощью своих национальных средств правления. В свою очередь, по мере того, «системы правления отдельных стран сводятся к местным» [5, с. 485].

Тот же тезис проводит и российский социолог Н. Покровский, который отмечает, что усиление «вненациональных сил» приводит к перехвату части представительских полномочий национальных государств. Наряду с этим «глобальные сообщества» не могут вмешиваться в решение всех местных (локальных) проблем и эту функцию делегируют национальным правительствам. Таким образом, делает вывод социолог, «в обслуживании локальных потребностей» как раз и заключается «новая миссия» национальных государств [10, с. 57].

Привлечение национальных государств в глобальную экономику повсеместно порождает явление, которое эксперты описывают в терминах "сужение", "ослабление", "девальвация суверенитета".

Развитие евроинтеграции в сторону её усиления, особенно учитывая попытку введения Конституции ЕС и подписания Лиссабонского договора, позволяет увидеть наличие устойчивой тенденции, с одной стороны, к последовательному самоограничению государств-членов ЕС в объеме осуществляемых суверенных прав, а с другой — к приобретению ЕС всё большего признаков надгосударственного образования. Анализ современного состояния государственного суверенитета государств-членов ЕС позволяет сделать вывод, что при сохранении формально-юридического (политико-правового) аспекта государственного суверенитета одновременно происходит постепенное ограничение материальных возможностей его проявления, выражающееся в делегировании государствами суверенных прав ЕС [13, с. 123].

С одной стороны, государства-члены сами пошли на ограничение своих суверенных прав в связи с членством в ЕС, что нашло своё отражение в Основных законах и правовых актах стран. Так, речь идет о передаче суверенных полномочий (Германия), передачи федеральных полномочий (Австралия), передачи полномочий, основанных на конституции (Испания), передачи прав парламента по принятию решений (Швеция), делегировании полномочий, предоставленных конституцией органам власти (Дания), временном предоставлении полномочий, предусмотренных Конституцией относительно всех ветвей власти (Люксембург), предоставлении определенного полномочия (Бельгия), предоставлении законодательных, исполнительных и судебных полномочий (Нидерланды), ограничении суверенитета (Италия). Конституция Греции (п. 2 ст. 28) определяет условия предоставления полномочий международным организациям, предусмотренных ею, и ограничения (п. 3) национального суверенитета [8, с. 80].

В связи с тем, что национальное государство больше не гарантирует прежнего уровня безопасности, потеряна эффективность управления национальных правительств, их способность полноценно контролировать собственную территорию, констатируется кризис лояльности как продукта обмена между государством и гражданином, а также его подотчётности государственной власти. Многие современные ученые даже утверждают, что в будущем понятие национально-государственной принадлежности станет менее важным. Особенно для тех людей, которые связаны с несколькими государствами двойным гражданством и т.д. [7].

С другой стороны, государственный суверенитет стран-членов ЕС оказывается подорванным региональной политикой, осуществляемой этой структурой. Основным лозунгом последнего времени в ЕС становится «ЕС: от Союза стран в Союз регионов» [1, с. 122]. Таким образом, решение проблем территориальных составляющих стран-членов ЕС перемещается на общеевропейский уровень, и региональное развитие осуществляется в интересах гармоничного развития объединения, а не каждой отдельной страны. Это подтверждает и создание Комитета регионов ЕС, который не только рассматривает и предлагает пути решения проблемных вопросов местного и регионального развития, но и активно влияет на процесс принятия решений главными институтами ЕС, консультирует региональные самоуправляющиеся структуры управления. Комитет состоит из 222 представителей (Франция, ФРГ, Италия, Великобритания имеют по 24 представителя; Испания —21; Австрия, Греция, Нидерланды, Португалия, Швеция — по 12; Дания, Финляндия, Ирландия — по 9; Люксембург — 6). Членами Комитета являются представители (руководители) органов регионального и местного управления — избранные или назначеные, которые предлагаются Совету ЕС национальными правительствами и должны быть единогласно утверждены решением Совета ЕС. В то же время после утверждения состава все члены Комитета лишаются обязательств со стороны национальных правительств и действуют в интересах всех регионов Европейского Союза [1, с. 125].

Региональная политика Европейского Союза осуществляется не только в отношении своих членов, но и регионов, которые являются пограничными для ЕС. Начиная с 1958-года, идет создание еврорегионов — из государственных, трансграничных региональных ассоциаций, охватывающих пограничные области и развивающихся по согласованным планам и проектам [1, с. 126]. В состав этих еврорегионов приобщаются как регионы стран-членов ЕС, так и пограничные территории других европейских государств. Поэтому можно говорить и о влиянии на внутреннюю политику государств - нечленов ЕС со стороны этого объединения. Худшим результатом такой деятельности может стать переориентация отдельных компонентов этих государств на внешнее взаимодействие, как приносящее более существенный экономический эффект.

В подтверждение этого выступают и данные социологических исследований, которые были проведены в двадцати странах с развитой демократией, в конце ХХ века. Они показали, что значительная часть, а в некоторых случаях, и большинство граждан не имеют «никакого доверия» или имеют «слабое доверие» к основным институтам и организациям политического режима партий, правительства, парламента, высшей администрации, судов, армии, полиции и т.д. [6, с. 85]. Г. Белов пишет, что с повышением уровня образованности и информированности людей становится всё труднее скрыть неспособность государства выполнять свои функции. В результате усиливается отчуждение граждан от государства, углубляется недоверие к нему. Уверенность в безнадежной коррумпированности государства характерна, в частности, для стран Латинской Америки, население которых отчасти видит в политиках крупнейших врагов демократии [4, с. 46].

Итак, ослабление связей между гражданами и государством в условиях глобализации приводит к «расхлябанности» деятельности самого государства и создаёт возможность для образования новых форм общества, где возрастает значение субнациональных и транснациональных лояльностей и идентичностей.

Выводы. Из-за множественности политических проблем, возникающих во внутренней жизни государств, национальные правительства не могут эффективно выполнять свои функции. Речь идет, прежде всего о социальных, политических, этнических, миграционные и другие проблемы. Сегодня значительная их часть не может быть решена без учета мнения международного сообщества. Потому что безопасность граждан их благосостояние во многом зависят от деятельности международных институтов. Однако и роль государств в мире на сегодня достаточно важна, они остаются основными субъектами внутренне национальной экономической политики, координируют её направления, которые касаются общих блочных интересов, принимают участие в международных экономических организациях.

 

 

Шпакович. file:///C:/Users/ADM/Downloads/viche_2014_20_8.pdf

Рассматривая феномен наднациональности Европейского Союза, нельзя говорить только о его элементы, потому что это явление характерно для организации в целом. Так, в процедуре заключения международного договора, являющейся обязательной для всех государств - членов ЕС, участвует не отдельный наднациональный орган (как, например, Совет Безопасности в ООН), а почти все институты организации - Совет, Комиссия, Парламент.

В свою очередь, Л. Грицаенко считает, что более целесообразным является выделение наднационального элемента межправительственных организаций, а не трактовка наднациональности этих организаций как таковых. Причём наднациональность ЕС заключается в отказе его государств-членов от части своих суверенных прав в определенных сферах в пользу институтов этого интеграционного образования. Соответственно, наднациональная власть иерархически выше по сравнению с государственной, ведь её реализация не зависит от указаний государств - участников организации, а нормативно-правовые акты имеют примат и напрямую действуют на их территории [6, с. 7]. [c. 30]

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных