Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К экзамену по истории образования и педагогической мысли 5 страница




1) догматическая, авторитарная педагогическая система, господствующая в то время, сама по себе тормозит развитие детей;

2) путь усиления слабых такой же, как путь совершенствования сильных.

Свою систему Монтессори называет методом научной педагогики, потому что он основывается на физиологии и психологии (она даже готова была назвать ее медицинской педагогикой). Развитие системы, уточнение ее положений состоялось в созданном в Милане специальном учреждении Дом ребенка. Подобные дома вскоре начали появляться в других странах Европы и в США. Однако отдельные современники отнеслись к ее педагогическим опытам сдержанно, а в некоторых случаях весьма критично.

Цель школы Монтессори видела в открытии простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Считала, что детей убивает стандарт и стереотип. Она поставила ребенка в центр педагогического процесса, создав условия для его свободного развития, самовоспитания и самообразования. Исходила из того, что природа сама позаботилась о форме всех конструкций человека и что для их функционирования не нужны дополнительные приспособления

М. Монтессори ввела в психологию и педагогику понятие сензитивный период развития, характеризующийся особой восприимчивостью для формирования определенных функций, качеств и действий. Ребенок стремится жить природной жизнью, отмечает педагог, а ему постоянно мешают, задерживают развитие всевозможными запретами. Она противопоставляет этому направленность свободы в подготовленном пространстве.

М. Монтессори создала систему сенсомоторного развития детей, как она указывала тогда, с 2,5 до 7 лет. Основным ее элементом является «подготовленное пространство», в котором распределяются материалы для активизации познавательной деятельности и организуются упражнения для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия, барического, стереогностического чувства, обоняния и вкуса. Она создала уникальный дидактический материал, который отличался «необыкновенной яркостью и красочностью выражения идей, небывалой одушевленностью», разработала формы и виды работы с ним.

В качестве особенностей системы можно выделить некоторые положения.

Самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов.

Развитие у ребенка концентрации и поляризации внимания в процессе выполнения действий.

Индивидуальный темп работы (никто никого не подгоняет, не говорит, что ты работаешь медленно).

Упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе (наряду с индивидуальной работой, работа парами и группой).

Осознанность усвоения материала обеспечивается выполнением заданий на наглядно-практическом и теоретическом уровнях, которые органически связаны между собой.

Наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий.

Умение принимать во внимание своих одноклассников, дожидаться своей очереди, соблюдать тишину.

 

34. Вальдорфская педагогика.

Вальдорфская педагогика – это международное культурно-образовательное движение, основателем

которого является Рудольф Штайнер (1861–1925) – философ, ученый, давший много новых импульсов к развитию не только в педагогике, но и медицине, искусстве, сельском хозяйстве. Первая школа, а следом и детский сад при ней Элизабет Грюнелиус, возникла в 1919 г. в г. Штутгарт (Германия) при табачной фабрике «Вальдорф-Астория» по инициативе родителей, которые хотели, чтобы их дети учились по-новому (оба учреждения были закрыты национал-социалистическим режимом в 1938 г.). Первый контингент учащихся школы составляли так называемые педагогически запущенные дети рабочих.

Вальдорфская педагогика, позволяющая развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка, создана под влиянием трудов И. В. Гете. Здесь человек рассматривается не как конкретно-историческое существо и не как совокупность общественных отношений, а как внеисторическое, вневременное и вечно постоянное явление.

Вначале вальдорфские школы возникали как частные, независимые от государства учебные заведения, существовавшие на средства родителей. С момента открытия и до сегодняшнего дня вальдорфская педагогика (как школа, так и детский сад) развивается во многих странах по инициативе «снизу» – в виде свободной общественно-государственной школы, хотя в основном финансируются государством. Успешно функционирует Международный союз вальдорфских школ. В нашей стране эта система стала известной с конца 80-х гг. ХХ в. Одни педагоги пытаются оживить, оздоровить некоторыми ее идеями существующие у нас педагогические подходы и методики, другие – нацелены на создание в ближнем или дальнем будущем целостных вальдорфских школ и детских садов.

Существует несколько вариантов вальдорфской школы: гиганты в пригородах крупных городов, рассчитанные на 1200 детей; небольшие детские деревни; маленькие учреждения для детей, которым требуется душевный уход и забота; центры развития детей и взрослых. Каждая школа индивидуальна и, как правило, не повторяет другую. Ведь главные идеи вальдорфской педагогики – воспитание свободного и мудрого человека, торжество индивидуальности. В некоторых городах Германии родители записывают детей в вальдорфский детский сад и школу сразу после рождения.

Принципы вальдорфской педагогики:

демократичность – партнерские отношения; отсутствие регламентации; коллегиальное руководство работой школы; эстетическая направленность; отказ от всех видов селекций и отметок успеваемости; тесная связь с родителями; ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка; принцип «вдоха-выдоха» – смена видов деятельности; принцип экономичности – исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка в конкретный период.

Школы рассчитаны на 12-летний срок обучения. День в вальдорфской школе делится на три части.

Первая – собственно урок, или занятия умственным трудом. Вторая часть дня отдана эстетическому воспитанию – занятиям музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой, иностранными языками, эвритмией («одвиженная музыка» – особый вид искусства, синтез мысли и слова, цвета и музыки, движений тела и души). Третья часть дня – занятия ручным трудом (шитье, вязание, столярное и слесарное дело независимо от пола учащихся обязательны для всех). Выпускники вальдорфских школ, как правило, говорят на 2–3 иностранных языках (нередко выбирается для изучения русский), играют на музыкальных инструментах, пробуют себя в живописи, пении, танце, сценическом искусстве; умеют шить, печь хлеб, обрабатывать землю, могут построить дом, работать с глиной, деревом, металлом.

Вальдорфские школы сегодня – ни в коем случае не элитарные. В них практикуется обучение в обычном классе детей с физическими недостатками, умственной отсталостью, что считается обоюдополезным. Это, прежде всего, социальная педагогика: отношение к растущему человеку как к центру Вселенной ставит его в положение неразрывного единства с окружающим миром. Каждый человек сам становится творящим центром, но и другого человека он наделяет таким же правом.

Преподавание предметов в школе ведется «эпохами», «периодами». Эпохи истории, математики, поэзии, биологии, физики и т. п. длятся от 4 до 5 недель, а рукоделие, кузнечное, ткацкое, переплетное

дело – от 2 до 8 недель. (Этот метод применялся в школе С. Т. Шацкого, развивается у М. П. Щетинина и его последователей). Набор эпох, их длительность и последовательность зависят от возможностей

преподавательского состава и желания родителей.

Обучение на уроках – это процесс результативного действия. Учитель излагает материал не рецептивным, а продуктивным методом, т. е. не дает готовых рецептов и определений, а сам проделывает вместе с детьми все, что предлагает им делать: рисует картинку к прочитанной сказке, составляет в походе-уроке план местности, и у каждого в совместной деятельности рождается свой образец.

Один из главных методов вальдорфской педагогики – это образное изложение материала на любом уроке. Детей учат образно мыслить, сопереживать, сочувствовать, включая в процесс познания всего человека, его представления, фантазию, чувства; дают им возможность сотворить в рисунке, скульптуре, физическом опыте, музыке, танце продуманно-прочувствованный образ.

 

 

35. Педагогическая модель Селестена Френэ.

Модель Селестена Френэ (1896–1966) зародилась во Франции и являлась образцовой для всех направлений модернизации школы Европы и Америки в середине ХХ в. В настоящее время она переживает свое возрождение. Одним из принципов модели является приспособление школы к ребенку. Однако это такое приспособление, которое активизирует жизненную энергию ученика, способствует его духовному обогащению. Для этого необходим не только учитель как духовный опекун ребенка, но и соответствующая среда в качестве поля для его разнообразной творческой деятельности. При этом школа перестает быть комплексом классов, в которых дети слушают, читают, пишут, она преобразуется в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. Класс сохраняется лишь как центр информации, где проходят собрания учащихся и учителей. Более значительную роль играют восемь лабораторий и мастерских, где дети занимаются различными видами деятельности:

лаборатория с рабочими картами, словарями, справочниками и другими информационными материалами;

лаборатория с конструкторскими и измерительными инструментами и приборами;

лаборатория для экспериментальных занятий по биологии, химии и физике;

лаборатория по выращиванию животных и растений, а также школьный приусадебный участок с ульями и фермами;

мастерская для занятий типографскими и полиграфическими работами;

мастерская с материалами для занятий художественным творчеством: рисованием, лепкой, различными видами ремесел, музыкой, фотографией, киносъемкой и аудиозаписью;

мастерская для занятий по дереву и металлу;

мастерская для ткацких, прядильных, швейных и кулинарных работ.

Пользуясь широкими возможностями, которые предоставляет подготовленная среда, ребенок создает свою собственную «литературу», свои собственные «учебники», произведения искусства и техники, сам

изучает окружающие его явления, познает природу и общество. Все это происходит в атмосфере свободы выбора направлений, объектов и тем.

В развитии творческой личности ребенка Френэ выделяет три фазы:

проб и ошибок, или деятельность наощупь, когда ребенок повторяет действия, которые ведут к успеху, и избегает тех, которые ведут к неудаче;

упорядочивания, когда ученик, опираясь на накопленный опыт, начинает вводить определенный порядок в свои действия;

игры-работы, переходящей в работу-игру, когда через игру как типичный вид детской деятельности ученик готовится к работе и к реализации «серьезных» жизненных задач.

Свободная деятельность ребенка является его обучением. Это похоже на то, когда дома под руководством матери маленький ребенок учится говорить, систематически упражняясь в узнавании и назывании объектов из постоянно расширяющегося окружения. Обучение основано на всестороннем познании и переживании среды и одновременно на ее преобразовании по мере сил и возможностей ребенка.

Метод Френэ опирается на применение многочисленных технологий. Селестен и его жена Элиз рассматривали свой опыт больше как метод, чем систему. Они считали, что создавая систему, необходимо основательно разработать ее теоретические основы, в то время как метод в широком понимании требует только творческого воображения, богатого опыта и внимательного изучения того, что нового появилось в данной области.

Основным периодом планирования является неделя. Работу планируют, начиная с 5-го класса, с учетом ежегодных экзаменов, исходя из их содержания. В понедельник каждый учащийся составляет индивидуальный план работы, внося в соответствующие рубрики индексы значащихся в рабочей карте видов работ, которые он должен выполнить по арифметике, геометрии, языку и орфографии. Для этих предметов имеется около 100 программ, собранных в одном томе. В рубрики по другим предметам вписываются планы и темы, которые учащийся должен выполнить самостоятельно или с другими учащимися, работая парами или группами. Темы разработок он выбирает для себя сам. На занятиях по истории учащиеся широко используют помощь учителя. В конце недели каждый учащийся обозначает в своем плане работы, что он выполнил и чего не сделал.

Модель С. Френэ занимает особое место среди дидактических систем главным образом потому, что она наиболее полно отражает в себе все принципы нового воспитания. Сочетая свободу детей со всесторонней заботой об их развитии, а также разнообразную творческую деятельность с высокими требованиями, эта система наиболее последовательно реализует идеалы современной педагогики, соединяя в себе достоинства альтернативных и традиционных подходов.

 

36. Сравнительный анализ особенностей авторитарной школы и реформаторских концепций.

Особенности реформаторских концепций

_ Преувеличение влияния спонтанной деятельности учащихся на их интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.

_ Преобладание практических занятий над умственными.

_ Процесс приобретения знаний рассматривается как второстепенный для развития мышления.

_ Абсолютизация роли интересов учащихся при отборе учебного материала.

_ Нарушение принципа систематичности.

_ Одностороннее внимание к самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

 

 

37. Развитие просвещения в период Киевской Руси.

Археологические находки свидетельствуют, что постепенное заселение древним человеком современного типа (кроманьонцем) территории Беларуси началось 35–10 тыс. лет назад. Первые славянские племена появились здесь со второй половины I тысячелетия (VI–VII вв.). Культура и просвещение также имеют глубокие корни, и все новые и новые факты подтверждают это, одновременно отрицая нигилистические взгляды, как арийцев, так и целого ряда советских учебников по истории на культурно-историческое наследие белорусов.

Для древних славянских племен (дреговичи, кривичи, радимичи, древляне, поляне, волыняне и др.) было характерно изначальное отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость по отношению к другим языкам и народам. Византийцы еще в Х ст.называли русичей «дромитами», что означало подвижные, странствующие.

В восточнославянских племенах государственная власть складывалась в условиях существования не кровнородственных, а территориальных общин, в которых не было такого культа рода и племени, как в первых. В них легко принимали «чужаков», отсюда терпимость к другим народам и их языкам, обычаям, верованиям. Древняя Русь, государство с самого начала полиэтническое, мирно с симилировала иноязычные племена и народы. Однако это не означает полной идентификации; каждое княжество имело отличную от других духовную культуру. Первые летописные сведения о племенном союзе кривичей относятся к 859 г.

Воспитание у древних белорусов было свободным, естественным и природосообразным, дифференцированным по полу и возрасту. По своим целям и форме оно носило практический характер. Детей обучали пахать, охотиться на зверя, владеть оружием, чтобы защищать родные поселения от нападения врагов, определенному ремеслу и др. Все это прививалось в процессе труда, при выполнении практических «уроков». Одним из главных средств воспитания была языческая религия. Особое значение придавалось обрядовым праздникам, ритуалам, заклинаниям, жертвоприношениям, посредством которых дети усваивали сложную систему взаимодействия с духами, явлениями природы, отношений между собой и со старшими, связи с родом и общиной. Обрядовые песни, танцы, игры, заповеди, ремесла несли культовое наследие, которое передавалось из поколения в поколение. Вплоть до ХIХ в. сохранялся обычай дядьковання – отдавать детей из богатых дворянских семей на воспитание в крестьянские для того, чтобы они лучше узнали жизнь. В Западной Европе, наоборот, сыновья нижестоящего феодала передавались на воспитание к вышестоящему – сюзерену.

В развитии политико-социальной и культурной жизни белорусского народа в соответствии с хронологической последовательностью и проблемой взаимодействия цивилизаций выделяются следующие периоды: Полоцкий, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советский и Постсоветский.

 

 

38. Развитие просвещения в период Великого княжества Литовского.

.

 

 

39. Система школ и развитие идей просвещения в период Речи Посполитой.

Согласно Люблинской унии (военно-политический союз) 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую. Уния была объективной необходимостью, но она означала переход от прежней конфедерации с Польским королевством к федерации с политическим и культурным преобладанием Польши.

Шляхетская Речь Посполитая почти непрерывно вела тяжелые войны с 1648 по 1717 г. Они несли громадные бедствия, а порой и полное разрушение, сказывались на уменьшении количества населения, пагубно отражались не только на экономической, но и культурной жизни. (События этого времени ярко запечатлены в эпической кинокартине Анджея Вайды «Потоп».) Так, в одном из документов, относящихся к 1655 г., указывалось, что в Шкловском уезде «станы и волости, села и деревни разорены и сожжены, и хлеба никакого не сеяно, крестьяне пошли в Русь, потому что им жить не у чего». Подобная картина наблюдалась по всей территории Беларуси. В 1660 г. практически до последнего строения были уничтожены Брест и Пинск. В постановлении сейма 1661 г. указывалось, что Ошмянский повет «вконец разрушен неприятелем, Браславский – разрушен вражеской армией, Гродненский – в результате военных действий обращен в руины и преобладающая часть его сожжена, Слонимский – почти дотла сожжен и разграблен неприятелем, а также разорен постоянными переходами войск». Здесь же констатировалось, что до основания разрушен Минск, а его мещане полностью погибли. В результате «кровавого потопа» (так современники называли военные события середины ХVII в.) большинство городов Беларуси оказались в запустении и погиб каждый второй житель (по официальным данным, в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. погиб каждый четвертый).

Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-политической сфере, но и изменением мировоззрения. Образование и педагогическая мысль активно развивались во всех направлениях христианства, которые были достаточно широко представлены в это время в Беларуси: православие, католицизм, униатство, протестантство. Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены иезуитскими коллегиумами, базилианскими, доминиканскими, школами каноников, кармелитов, бернардинцев, сесионеров, пиаров и других католических орденов. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. Виленский иезуитский коллегиум, открытый в 1570 г., через восемь лет был реорганизован в академию, а на следующий год (1579) стал университетом, первым в Восточной Европе. Ректор академии блестящий проповедник Петр Скарга поддержал унию, что еще больше расширило полномочия университета.

С целью привлечения к католичеству местной молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке (Несвиж, Орша, Берестье, Городня, Бобруйск, Могилев, Слоним, Витебск, Пинск, Мстиславль и др.). В некоторых из них преподавался также французский и немецкий языки. Одновременно учащиеся получали исторические, географические, математические и природоведческие знания. Со второй половины ХVI в. стали появляться арианские школы: в Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке и др. Школа в Ивье называлась академией, в 1585–1593 гг. ее ректором был Ян Намысловский.

Женские монашеские ордены активно начали действовать со II половины XVII в. – бернардинки, бенедиктинки, бригитки, доминиканки, кармелитки, сестры-визитки и сакраментки. Последние два ордена осуществляли светско ориентированное образование во французском стиле.

 

40. Просветительская деятельность Симеона Полоцкого.

Симеон Полоцкий (1629–1680), ученый, поэт, педагог. Его настоящее имя – Самуил Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке, здесь окончил Богоявленскую братскую школу, после учился в Киево-Могилянской академии (основана в 1632 г.), которая на то время была единственной высшей школой гуманитарного и богословского (православного) образования, а затем для продолжения образования уехал за границу. Вернувшись на родину, он твердо решил посвятить себя делу просвещения народа. С этой целью в 27-летнем возрасте он принимает монашество, имя Симеон и получает должность учителя братской школы, в которой сам прежде учился.

Слава об образованности православного Симеона Полоцкого дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович пригласил его к себе для того, чтобы наладить дело образования в России. В Москве он возглавил греко-латинскую Заиконоспасскую школу, в которой учились будущие дипломаты. При этом сам активно занимался дипломатической работой, вел переговоры с иностранными послами. Став одним из самых влиятельных людей в государстве, не раз выступал в качестве советника царя. Под его общим руководством и присмотром воспитывался будущий царь Петр I. Можно предположить, что не было бы Полоцкого, не было бы и великих реформ Петра. В 1664 г. принял участие в подготовке к изданию букваря, снабдив его новыми материалами для детского чтения. Им была основана типография, где он мог печатать свои книги, минуя жесткую и придирчивую цензуру патриарха. За 16 лет жизни в Москве Полоцкий издал или подготовил к печати 14 работ, половину которых составляли учебное-педагогические и детские книги.

В исследованиях по истории литературы Полоцкого часто называют первым русским поэтому рофессионалом, имея в виду, что поэтическим творчеством он зарабатывал деньги. Ему принадлежит и первое драматическое произведение в русской литературе.

С. Полоцкий – первый человек в нашей истории, который выдвинул целостную и оригинальную систему педагогических взглядов. Она включала большой круг проблем: роль и значение воспитания, в том числе в раннем возрасте, семейное воспитание, воспитание примером, воспитывающая роль обучения, роль учителя в воспитании и требования к нему, значение просвещения и роль книги. Придавая решающее значение воспитанию, он отрицал наличие врожденных пороков. Душу ребенка уподобил «скрижали ненаписанной», на ней же учитель «что хочет, написати может». Таким образом, он независимо и значительно раньше пришел к выводам, аналогичным тем, которые сделал Джон Локк.

Весь период воспитания Полоцкий делил на три семилетия. В первом нужно учить ребенка родному языку, приучать говорить правду, формировать у него доброту, справедливость. Во втором семилетии каждый должен овладеть грамотой, обучаться наукам и ремеслам, чтобы в будущем давать себе средства к существованию. Третье семилетие это гражданское воспитание. С 14 до 21 года необходимо учить мудрости, «разумению и искусству, как честно гражданствовати в мире». Родители ответственныза воспитание своих чад, а дети должны беспрекословно подчиняться родителям, любить и почитатьих. Большинство детей поддается воспитанию через пример или словесное внушение, хотя встречаются и упрямые. Непокорных детей следует укрощать роз- гой. Розга, по его представлению, никак не вредит здоровью. Она исправляет детские души, освобождает их от пороков: вместе со слезами вымывается вся душевная грязь из ребенка.

Главное место в воспитательной системе Полоцкого занимает труд, который он рассматривал достаточно широко: как источник богатства и материального существования, как орудие духовного и умственного развития человека, предохраняющее от пороков, как способ исправления людей. Симеон Полоцкий с негодованием писал о лентяях и тунеядцах, призывая бороться с ними. Кто не желает трудиться, говорил он, того нужно изгонять из общества, как это делают пчелы и тем дают нам пример.

 

 

41. Общественно-педагогическое движение 60-х годов 19 века в России.

Важной составляющей частью освободительной борьбы явилось мощное общественно-педагогическое движение. Основными вопросами, выдвинутыми на обсуждение, были следующие: цели и задачи воспитания (воспитание человека и гражданина), критика крепостнического воспитания, содержание обучения на всех его ступенях, женское образование, демократичность школ, расширение их сети, философские и психологические основы педагогики, развитие дидактики на прогрессивной основе, уважение к личности ребенка и др.

В общественно-педагогическом движении 60-х гг. выделились три направления, противостоящих официальной, казенной педагогике: буржуазно-либеральное, буржуазно-демократическое и революционно-демократическое. Представители этих направлений отличались по своим общественно-политическим взглядам, с позиции которых они рассматривали цели и задачи школы и педагогики.

 

 

42. Особенности развития образования на территории Беларуси в период Российской империи.

Беларусь была одной из самых «театральных» стран Европы. Помимо школьных театров действовали театры с драматическими, оперными и балетными трупами, оркестрами у Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, у Зорича в Шклове, Чернышова в Могилеве, Огинского в Слониме, Тышкевичей в Свислочи и Плещеницах, Тизенгауза в Гродно.

В Беларуси в период Речи Посполитой был весьма широкий выбор образовательных форм и средств. По всей видимости, мнения некоторых историков о тяжелом религиозном гнете явно преувеличены. Об отсутствии религиозного фанатизма, о равенстве в правах людей, принадлежащих к разным конфессиям, говорят памятники архитектуры – нередко церковь, костел, молебный дом, синагога, мечеть в белорусских городах строились поблизости, порой на одной площади. Но самый интересный, веский и бесспорный факт – это то, что выбор школы часто определялся только уровнем образования, который она давала, а не конфессиональной принадлежностью, т. е. православные могли учиться в католических учебных заведениях, католики в протестантских и т. д. Об этом свидетельствуют биографии многих деятелей просвещения того времени. Проповедником толерантных межконфессиональных отношений был Николай Лянчицкий (1574–1653), создатель произ- ведений морально-религиозного характера. В 1767 г. Сейм Речи Посполитой принял постановление об уравнивании в политических правах всех так называемых диссидентов, в том числе православных, католиков и протестантов.

 

43. К.Д. Ушинский и основные положения его педагогической системы.

В основу педагогической теории Ушинского легла идея народности воспитания. Каждый народ отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка, идеалов, склонностей, потребностей. Все эти и другие особенности составляют суть народности. Применительно к литературе и искусству идея народности была глубоко развита революционерами-демократами В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским. Она была связана с борьбой крестьянских масс против крепостничества, с наступившим в 60-х гг. XIX в. народническим этапом освободительного движения в России, т. е. порождалась всем ходом экономического и социального развития страны.

Развивая принцип народности в общественном воспитании, Ушинский одновременно выступал против односторонних тенденций славянофильства и западничества, но, прежде всего, против официальной педагогики. В народности он видел то начало, на которое непременно должно опираться разумно организованное воспитание. Отвергал всякую попытку представить единую систему для всех стран и народов как вредную и несостоятельную: «Нельзя чужим ключом открыть свою дверь».

Выступления Ушинского против слепого подражания и механического перенесения на русскую почву сложившихся у других народов, в других исторических условиях педагогических систем не означали, однако, национальной замкнутости и ограниченности.

Не принимает Ушинский в целом и английской системы образования, закованной в латы средневековой схоластики и существующей в лучшем виде только для аристократов.

Таким образом, педагогика может брать из опыта других стран лишь то, что является общим, а не специфическим.

Содержание образования, разработанное Ушинским, ориентировано на изучение национальных ценностей: родного языка, природы своей страны, отечественной географии, истории. Учебные книги, по его мнению, должны содействовать воспитанию у учащихся определенных нравственных понятий и убеждений, которые представляют собой естественный вывод из приводимых в учебнике сведений. Наиболее известны его учебные книги «Родное слово» для первоначального обучения (выдержало 187 полных изданий) и «Детский мир». Некоторые материалы из них используются и в современных учебниках. Тщательно подобранный художественный материал (стихотворении, басни, сказки, рассказы) отличаются простотой, лаконичностью, в то же время научностью и образностью изложения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных