Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Невриты,полиневриты




Неврит лицевого нерва. Причины возникновения неври­та лицевого нерва различны. Одной из наиболее частых яв­ляется переохлаждение нерва, особенно в детском возрасте. Чаще имеет место инфекционная этиология, т.е. воздейст­вие инфекции из близко расположенного инфекционного очага. Таковыми могут быть кариесный зуб, гнойные про­цессы в ухе. Неврит может быть результатом осложнения

после гриппа, эпидемического паротита, дифтерии. Обычно за­болевание развивается остро или ему может предшествовать пери­од предвестников, во время кото­рого больной чувствует легкие боли в лице, небольшое неудобст­во при речи и жевании.

Признаком заболевания явля­ется чувство онемения и резкое уменьшение или полная непо­движность (одеревенение) мышц в одной половине лица. Возмож­ны сильные боли. При осмотре резко заметны сглаженность но-согубной складки на больной сто­роне, сглаженность кожи лба, широкое раскрытие глазной ще­ли (глаз не закрывается), отечность кожи, что создает своеоб­разную асимметрию лица (рис. 76). При попытках больного оскалить зубы рот перетягивается в здоровую сторону, на­дуть щеку на больной стороне не удается. Не удается также и сомкнуть веки. Иногда наблюдаются небольшие расстройст­ва вкуса, слюнотечение, несколько затруднено удерживание

Рис. 76. Паралич лицевого нерва у ребенка 1 года 4 месяцев

во рту жидкой пищи. Отмечается выделение слез из глаза на больной стороне, так как нарушен механизм оттока слезной жидкости.

Течение болезни может продолжаться в легких случаях 2— 3 недели, а иногда задерживается на несколько месяцев, осо­бенно если не проводится лечение.

Встречаются такие формы неврита лицевого нерва, при ко­торых возникшие нарушения (асимметрия лица и др.) не под­даются лечению и принимают хронический характер. Это ве­дет к обезображиванию лица больного и может вызывать, осо­бенно у подростков, ряд тяжелых переживаний.

Неврит тройничного нерва. Заболевание возникает в ре­зультате воздействия инфекции (грипп, малярия). Очень большое значение в этиологии данного неврита имеет сдав­ливание нерва в тех костных отверстиях черепа, через кото­рые тройничный нерв выходит на поверхность мышцы. Это может быть в результате уменьшения просвета костного от­верстия при периоститах (патологических разращениях ко­стной ткани), а также под влиянием рубца при травмах (сдавлении).

Основные симптомы заболевания — приступообразно на­ступающие жгучие боли, чаще локализующиеся в местах вы­хода нерва. Приступы невралгии тройничного нерва крайне мучительны. Охлаждение лица при умывании может вызы­вать или усиливать приступы. Дети этому заболеванию под­вержены редко.

Неврит седалищного нерва. Заболевание имеет у взрослых много форм и обусловливается различными причинами. В дет­ском возрасте чаще возникает под влиянием простуды — сиде­ние на холодных камнях, скамье, охлаждение ног, купание в холодной воде, что может служить предрасполагающей причи­ной для развития инфекционного неврита.

Заболевание выражается в появлении легких, постепенно усиливающихся болей в области поясницы, ягодиц и по задней поверхности бедра и голени. Локализация болей может быть разнообразной. При поражении верхних отделов седалищного нерва болевые ощущения больше выражены в пояснице и яго­дице, при нижней локализации боли возникают по задней по­верхности ноги, особенно голени. Заболевание, помимо боле­вых ощущений, сопровождается ограничением движений в больной ноге — в тазобедренных и коленных суставах. Имеют Место отечность кожи, покраснение, иногда сухость кожи.

Очень характерным признаком при выраженных формах бо­лезни является так называемый "симптом посадки". Если ле­жащему на кровати больному предложить сесть, то у него больная нога заметно сгибается в коленном суставе. При стоя­нии больные обычно нагибаются в здоровую сторону с целью избежать напряжения больного нерва, при ходьбе хромают. При исследовании неврологического статуса вначале отмеча­ется повышение сухожильных рефлексов. При попытках под­нять ногу вверх ощущается сильная боль в связи с натяжени­ем нерва (диагностический признак). При затянувшихся фор­мах неврита может быть утрата коленных и ахилловых ре­флексов и развитие атрофии, снижение чувствительности. В случаях длительного заболевания дети вынуждены надолго от­рываться от школы.

Неврит плечевого сплетения. Плечевое сплетение, образуе­мое последними четырьмя шейными и первыми грудными спинномозговыми корешками, дает начало периферическим нервам, иннервирующим мышцы руки, —- это локтевой, луче­вой, срединный и подкрыльцовый нервы. По составу волокон они являются смешанными, причем в составе срединного нер­ва преобладают чувствительные и трофические волокна, а в ос­тальных — двигательные.

Невриты плечевого сплетения или отдельных нервных ство­лов обусловлены разнообразными причинами — инфекцион­ными, токсическими, травматическими. Травмы чаще носят характер механического растяжения или ушиба.

Картина острого плечевого неврита выражается в резких болевых ощущениях в области шейно-плечевых мышц, огра­ничении объема движений в плечевом и локтевом суставах и ослаблении мышечной силы. Обычно наблюдается снижение сухожильных рефлексов и кожной чувствительности. Пре­имущественное поражение отдельных нервов руки (лучевого, локтевого, срединного, подкрыльцового) сопровождается свое­образной симптоматикой, выражающейся в снижении или ос­лаблении тех функций, которые выполняет тот или иной нерв. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, но имеются формы с затяжным течением, которые сопровождаются паре­зами и атрофией мышц.

Множественные невриты (полиневриты). Под полиневри­тами подразумевается множественное поражение перифериче­ских нервов и их корешков. Причины полиневрита также весьма разнообразны. Различают полиневриты токсической

природы, обусловленные воздействием ядовитых веществ (мы­шьяка, свинца), что чаще встречается у лиц, связанных с вред­ным производством. При систематическом отравлении алкого­лем у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, может развиться особая форма алкогольного поражения нервов (ал­когольный полиневрит). Наиболее часты полиневриты инфек-ционно-токсического происхождения. При этой форме заболе­вание обусловлено непосредственным воздействием нейрови-русов или является осложнением некоторых общих инфекций (гриппа, тифа, дифтерии и др.). Иногда в анамнезе указывает­ся на резкое переохлаждение (купание в холодной воде и т.п.). В детском возрасте чаще имеет место развитие инфекционного полиневрита, обусловленного, по-видимому, влиянием специ­фического нейровируса; встречаются гриппозные и дифтерий­ные формы как осложнение гриппа и дифтерии.

Начало заболевания инфекционным полинев­ритом характеризуется в большинстве случаев высокой температурой, головной болью, общей слабостью и наличием выраженных болевых ощущений кожи по ходу крупных нерв­ных стволов, онемением в области стоп и кистей, а также осо­быми ощущениями типа ползания мурашек под кожей, пока­лывания и т.п. (парестезии). Вскоре развиваются параличи или парезы в мышцах ног и рук. При неврологическом иссле­довании отмечается болезненность при надавливании на ство­лы крупных нервов. Типичны расстройства чувствительнос­ти. Наиболее характерно понижение поверхностной чувстви­тельности в области дистальных (концевых) отделов рук и ног. Иногда имеет место и расстройство глубокой чувстви­тельности. Сухожильные рефлексы вначале могут быть повы­шены, затем угасают. Отмечается понижение тонуса в мыш­цах (гипотония). Объем движений в мышцах рук и ног резко ослаблен (развитие пареза), постепенно развивается атрофия парализованных мышц.

Заболевание инфекционным полиневритом продолжается обычно 2—4 месяца. Исход заболевания чаще благоприятный, происходит полное восстановление функций. Однако в отдель­ных случаях в связи с поражением диафрагмального и блуж­дающего нервов могут иметь место тяжелые осложнения со стороны дыхания и сердечной деятельности, что может приве­сти к тяжелым осложнениям и даже смерти больного.

Последующие наблюдения за детьми, перенесшими полине­врит, указывают, что у некоторых из них надолго остаются за-

метные изменения характера и эмоционально-волевой сферы по типу астенических реакций (быстрая утомляемость, раз­дражительность, плаксивость). Следует также отметить, что иногда в качестве остаточных явлений наблюдаются нерезкое похудание мышц конечностей, слабость мелких мышц кисти. Эти патологические особенности выявляются только при тон­ких движениях, например при письме (неравномерность в на­писании букв, общая неряшливость почерка). Особенно харак­терны эти нарушения в картине остаточных явлений после дифтерийного полиневрита.

Дифтерийная форма полиневрита. Эта фор­ма особенно свойственна детскому возрасту. Обычно поражение нервной системы (чаще периферических нервов) развивается в начале или в исходной стадии дифтерии. Одним из наиболее ти­пичных осложнений является развитие пареза или паралича мягкого нёба, что обусловлено поражением ветвей 9-й и 10-й па­ры черепно-мозговых нервов. Мягкое нёбо в этих случаях свиса­ет, при фонации не напрягается или напрягается неравномерно. Обычно отмечается и носовой оттенок речи. При поражении сер­дечных ветвей блуждающего нерва и диафрагмального нерва прогноз становится серьезным. Могут иметь место также паре­зы и параличи глазодвигателей, в частности 3-й пары нервов, а именно волокон, идущих к аккомодационным мышцам зрачка. Клинически это выражается в расстройстве чтения. Множест­венное поражение периферических нервов (полиневрит) на поч­ве дифтерии обычно развивается позже, в исходе болезни. Здесь различают две формы — паралитическую, при которой особен­но выражены параличи мышц конечностей (чаще ног, иногда шеи), и атактическую (для нее характерно расстройство коорди­нации). Лечение — медикаментозное, физиотерапевтическое, применяется лечебная физкультура.

Сифилис нервной системы

Сифилис нервной системы в дореволюционной России был очень распространен. Большое значение придавали сифилити­ческой этиологии в возникновении различных аномалий (де­фектов развития у детей). В советское время в нашей стране была проведена большая борьба с этим заболеванием и уничто­жен ряд причин, обусловливающих его развитие.

Заболевание сифилисом связано с размножением в орга­низме бледной спирохеты. Входными воротами для инфек-

при приобретенном сифилисе служат кожа и слизистые оболочки при наличии хотя бы незначительных нарушений целости покровов (царапин, ссадин). Заражение может осу­ществляться как половым путем, так и внеполовым: через поцелуи, общую посуду, полотенце и т.д. Сифилис проходит в организме ряд стадий, что связано с постепенным распрост­ранением инфекции в различных тканях и органах тела: кожный сифилис, сифилис внутренних органов, сифилис нервной системы.

В детской практике врачу-невропатологу чаще приходится иметь дело с так называемым врожденным (конгенитальным) сифилисом. В этом случае сифилис развивается у ребенка в ут­робе больной матери. Заражение осуществляется через крово­ток. Микробы попадают по кровотоку через плаценту.

Для врожденного (конгенитального) сифилиса свойствен­но избирательное поражение нервной системы, что характер­но для тре.тичного периода этой болезни. При конгениталь-ном сифилисе поражаются кожа (сыпь, папулы, язвы), внут­ренние органы, кости; наряду с этим могут быть отдельные нарушения со стороны нервной системы. Поражая плод на различных этапах утробного формирования, сифилис вызы­вает прежде всего задержку в физическом развитии ребенка, что нередко в связи с поражением нервной системы обуслов­ливает и психическую неполноценность (сифилитическая олигофрения).

Нередко во внешнем облике ре­бенка с конгенитальным сифили­сом можно отметить ряд характер­ных признаков, которые только в совокупности представляют опре­деленный симптомокомплекс, ха­рактерный для данного заболева­ния (рис. 77). Здесь можно отме­тить общее физическое недоразви­тие, некоторый инфантилизм, иногда неправильные формы чере­па (бугристый, скошенный череп), Дйспластичность телосложения, Искривление костей (например, Изогнутые, саблевидные голени). Характерными признаками явля­ется седловидный нос, деформа-

Рис. 77. Внешний вид больного с врожденным сифилисом

ция зубов, имеющих полулунные выемки, трещины и рубцы вокруг рта, гноетечение из уха, помутнение роговицы глаза, выпадение волос (наличие многочисленных плешинок на во­лосистой части головы). Со стороны нервной системы отмеча­ются отдельные поражения некоторых черепно-мозговых нер­вов, понижение сухожильных рефлексов, иногда патологичес­кие рефлексы. В ряде случаев у детей плохо выражена мотори­ка, недостаточна координация движений. В случаях протек­ания в утробном периоде сифилитического менингита или ме-нингоэнцефалита поражение нервной системы может быть вы­ражено более массивно — водянка головного мозга, параличи и т.д. В других случаях выраженного атипизма со стороны фи­зического статуса не отмечается, однако при неврологическом исследовании также могут быть констатированы отдельные признаки органического поражения центральной нервной сис­темы. Нередко страдает интеллект, резко нарушены эмоцио­нально-волевая сфера и характер.

Такие дети характеризуются резко неустойчивым настрое­нием, склонностью к аффектам, агрессивным выходкам, у них резко выражены влечения — пищевые, сексуальные. По свое­му поведению такие дети приближаются к эпилептоидным психопатам.

Клинические формы сифилитического поражения нервной системы. Могут быть выде­лены следующие формы сифилитического поражения нерв­ной системы: помимо случая, описанного выше, конгени-тального сифилиса, где поражение нервной системы может быть сопутствующим, имеют место сифилитические менин­гиты и менингоэнцефалиты, а также сифилитические менин-гомиелиты и табес (спинная сухотка). В отличие от острых форм менингоэнцефалитов другой этиологии (менингококко-вых, вирусных) сифилитические поражения головного и спинного мозга могут протекать вяло, иногда без лихорадки. Для клинической картины сифилитических менингитов и менингоэнцефалитов характерно наличие выраженных голо­вных болей в связи с повышением черепно-мозгового давле­ния. Нередки невриты отдельных черепно-мозговых нер­вов — зрительного, слухового, глазодвигательного, что обус­ловливает понижение зрения и слуха, косоглазие, опущение века (птоз). В одних случаях возможны развитие водянки го­ловного мозга, парезы скелетной мускулатуры, в других ~~ эпилептиформные припадки.

При разлитых корковых поражениях, когда в болезненный процесс вовлекаются мелкие кровеносные сосуды мозга, имеет место снижение интеллектуальной деятельности (сифилити­ческая олигофрения). Как и при некоторых других формах эн­цефалитов, сифилитические поражения подбугровой области также могут вызывать нарушения обмена (ожирение с недо­развитием половых органов — гипогенитализм).

При преимущественном поражении спинного мозга наблю­даются изменения со стороны оболочек, корешков и самого спинного мозга, что характеризует картину сифилитического менингомиелита. Болезнь сопровождается болевыми ощуще­ниями, расстройством чувствительности, спастическими пара­личами, а также нарушением деятельности сфинктеров (расст­ройство мочеиспускания и дефекация). В очень редких случа­ях на почве сифилиса у детей и подростков может развиваться заболевание спинного мозга, получившее название спинной сухотки (табес). Здесь наряду с общим поражением спинного мозга особенно страдают задние столбы и задние (чувствитель­ные) корешки.

Основными симптомами указанного заболевания являются расстройства поверхностной и особенно глубокой чувстви­тельности: выпадает глубокое мышечное и суставное чувство, что приводит к расстройству координации движений (атак­сии). Больной ходит широко расставляя в стороны ноги. Мо­гут быть стреляющие боли в ногах, а также сильные приступы болей (кризы) во внутренних органах — в желудке, кишечни­ке. Встречаются спазмы гортани, сопровождающиеся болями и удушьем. При табесе возможна атрофия зрительного нерва, приводящая к слепоте. Для уточнения диагностики большое значение имеют реакция Вассермана в крови и спинномозго­вой жидкости, а также ряд других белковых реакций. Харак­терным признаком являются глазные симптомы — разница в величине зрачков (анизокория), вялая реакция зрачков на свет, а также наличие специального симптома, выражающе­гося в отсутствии реакции зрачков на свет и сохранении ее на конвергенцию. На глазном дне развивается серая атрофия со­ска зрительного нерва1. Характерны нарушения психики — склонность к аффектам, бредовым идеям, снижение интел­лекта.

Серая атрофия — тяжелые, необратимые изменения в соске зритель­ного нерва, при которых сосок принимает сероватый цвет, вызывающие сниже-аИе или потерю зрения.

Лечение. Сифилис излечим при условии своевременно­го и систематического лечения. Для лечения сифилиса упо­требляются препараты антибиотиков, мышьяка, иода. Боль­шое значение имеют лечебная физкультура и целый ряд лечеб­но-педагогических мероприятий, укрепляющих организм ре­бенка.

Туберкулезные поражения нервной системы

Туберкулезные поражения нервной системы обычно на­блюдаются в результате заноса туберкулезных палочек то­ком крови из имеющегося уже очага туберкулезной инфек­ции (легких, лимфатических желез). При попадании тубер­кулезных бацилл в мягкие мозговые оболочки развивается туберкулезный менингит. Заболевание туберкулезным ме­нингитом всегда обусловлено наличием в организме тубер­кулезного очага в каком-либо органе или рассеянного тубер­кулезного процесса (миллиарный туберкулез). Продолжи­тельность заболевания 25 — 30 дней, иногда затягивается до 2 — 3 месяцев. Клинические признаки острого периода во многом сходны с другими формами менингита, в частности с менингококковым: головная боль, иногда рвота, напряже­ние затылочных мышц, резкое повышение тонуса в мышцах ног, обострение общей чувствительности и др. Однако тече­ние болезни более вялое, иногда без температурной реакции. Постепенно происходит резкое истощение ребенка (кахек­сия). В прошлом исход туберкулезного менингита, за исклю­чением крайне редких случаев, был всегда летальным. В со­временных условиях применение с целью лечения антибио­тиков оказало большое влияние на течение и исход этого за­болевания и смертность от туберкулезного менингита резко уменьшилась. В картине остаточных явлений после туберку­лезного менингита отмечаются параличи и парезы скелет­ной мускулатуры, невриты отдельных черепно-мозговых нервов, нарушение характера и эмоционально-волевой сфе­ры, в отдельных случаях снижение интеллекта. Созданы специальные интернаты, где обучаются дети, перенесшие это заболевание.

Поражение нервной системы при ту­беркулезном спондилите. Туберкулезный спон­дилит чаще развивается у детей, уже страдающих туберку­лезом лимфатических желез, суставов, легких. Ослабление

организма ребенка, перенесение ряда инфекций, малокро­вие, а также травмы позвоночника способствуют развитию туберкулезного процесса в костном веществе отдельных по­звонков. Сущность заболевания прежде всего состоит в том, что туберкулезный процесс, разрушая костную ткань по­звонков, вызывает ее разрежение и рассасывание, в связи с чем позвонки теряют свою обычную форму и в результате давления тяжести тела претерпевают различные деформа­ции. Это приводит к искривлению самого позвоночника, что обусловливает появление горба (кифоз). Деформация позво­ночника в отдельных случаях (особенно при переломе по­звонков) может приводить к поражению спинного мозга и его корешков, которые подвергаются сдавливанию. Однако чаще сдавливание вызывается развивающимся в позвоноч­нике абсцессом или разросшейся грануляционной тканью1 в местах поражения позвонков туберкулезным процессом. Сдавливание корешков и ствола спинного мозга приводит к целому ряду расстройств — опоясывающим болям, расст­ройствам чувствительности, повышению тонуса в мышцах, наконец, к развитию парезов и параличей конечностей. Все это может осложниться расстройствами сфинктеров мочево­го пузыря и прямой кишки, сопровождающимися расстрой­ством мочеиспускания и дефекации. Механическое сдавли­вание спинного мозга вызывает вторичные нарушения его функций в связи с нарушением кровообращения и развития отека, пагубно влияют также туберкулезные токсины. В ре­зультате всего этого может развиться вторичное воспаление спинного мозга (миелит).

Заболевание туберкулезным спондилитом может продол­жаться от 1 года до 2—3 лет и больше. Обычно не отмечается Параллелизма между интенсивностью протекания болезнен­ного процесса в позвоночнике и патологическими проявлени­ями со стороны спинного мозга. Так, может иметь место про-грессирование костных изменений, а патологические симп­томы со стороны нервной системы могут затихать. В других случаях могут быть обратные соотношения. Исходом тубер­кулезного спондилита может быть полное выздоровление, иногда остаются отдельные дефекты как со стороны позво­ночника (деформация), так и со стороны нервной системы (парапарезы и т.п.).

Грануляционная ткань — молодая соединительная ткань.

Течение туберкулезного спондилита, особенно в острое периоде, требует создания больному полного покоя. Это до­стигается длительным постельным режимом. Обычно боль­ных укладывают на твердый матрац в горизонтальном поло­жении. Лежачее положение сочетается с вытяжением позво­ночника, имеющим целью избежать взаимного давления по­раженных частей. Такой вынужденный режим иногда при­ходится сохранять очень длительный период — 1 — 3 года Постельный режим сопровождается общеукрепляющим ле­чением, а также специальным лечением туберкулезного про­цесса. Тяжелый режим лечения, связанный с необходимос­тью длительно лежать на спине, несомненно, вызывает раз­витие в психике детей различных форм астенизации личнос­ти (тоскливое настроение, апатия, иногда раздражитель­ность, злобность, слезливость и т.п.). Вынужденный отрыв от жизни, школы, привычных занятий способствует некото­рой задержке интеллектуального развития. Поэтому органи­зация системы специальных занятий с этими детьми приоб­ретает актуальное значение. В настоящее время с детьми, находящимися на излечении в специальных санаториях, проводятся систематические занятия. Уроки проходят в па­лате. Здесь требуется некоторая специфика. Поскольку дети чаще лежат в горизонтальном положении на спине, целесо­образно использование эпидиаскопа, чтобы проецировать нужный материал (картины, чертежи, формулы и т.п.) на потолке, который в данном случае является как бы своеоб­разной классной доской. Проведение подобных уроков в па­лате для детей с туберкулезным спондилитом требует особых знаний и внимания со стороны педагога.

§3. Травматические и сосудистые поражения нервной системы

В детском возрасте травматические поражения централь­ной нервной системы могут возникать в различные возрастные периоды. В связи с этим можно выделять пренатальные (внут­риутробные), натальные (родовые) и постнатальные (после рождения ребенка) травмы.

Внутриутробные травмы могут возникать при травматиза-ции матери (сдавлении или ушибах в области живота и пояс­ничной области). Травмы плода могут отражаться на его даль­нейшем развитии: задерживается развитие мозга, уменьшает-

ся двигательная активность, могут возникнуть досрочные ро-дЫ- Некоторые посттравматические симптомы проявляются после рождения ребенка в форме нарушений двигательных, речевых и психических функций.

Природовые травмы связаны с неблагоприятным течением родов. Наиболее травматичным для плода является применяе­мое при сложных нарушениях родового акта и затяжных родах накладывание щипцов. Это всегда травмирующая операция, последствия которой проявляются в форме мелкоточечных и крупных кровоизлияний в субарахноидальное пространство, кору головного мозга, подкорковые образования, в белое веще­ство (внутренняя капсула) и ствол мозга. Последствия такой травмы могут сочетаться с длительной и глубокой асфиксией. После такого тяжелого поражения мозга остаются сложные формы психоневрологических и речевых расстройств.

Травмы черепа, возникающие после рождения ребенка, мо­гут быть выражены в разной степени: сотрясение, ушиб и раз-мозжение (сдавление). Различают открытые и закрытые трав­мы черепа.

Сотрясение мозга развивается главным образом при закры­той черепномозговой травме. При этом утрачивается взаимо­связь между клетками мозга и разными отделами, что приво­дит к функциональным нарушениям. Сотрясение головного мозга проявляется потерей сознания различной продолжи­тельности. После выхода из бессознательного состояния отме­чаются головная боль, тошнота, иногда рвота. Последствия пе­ренесенного сотрясения мозга проявляются в форме общей слабости, головных болей, сосудистой лабильности, неустой­чивости эмоциональной сферы (легкий переход к слезливос­ти), выраженной астении. Дети в течение некоторого времени нуждаются в облегченной программе обучения и наблюдения специалиста.

Ушибом головного мозга называют местное повреждение мозгового вещества. Незначительное повреждение вызывает в пострадавшем участке мелкие кровоизлияния и отек, тяже­лое — разрывы сосудов и разрушение мозговой ткани. Ушиб возможен и при закрытой, и при открытой травме. Клиничес­кая картина характеризуется потерей сознания до нескольких часов и дней. Признаками местного повреждения мозга слу­жат очаговые симптомы: нарушения движений и чувствитель­ности на противоположной месту ушиба стороне тела, речевые расстройства. При легких ушибах некоторые симптомы могут

сглаживаться в течение 2—3 недель. Следы перенесенного ушиба проявляются в слабости пострадавшей конечности, на­рушении сухожильных рефлексов, головных болях, периоди­чески возникающих приступах головокружения, сосудистых расстройствах. При более тяжелых ушибах остаются стойкие последствия: парезы и параличи, расстройства речи. На месте образования рубца возникают различные изменения мозговой ткани с последующей выраженной неврологической симпто­матикой.

Сдавление (размозжение) вещества мозга всегда является наиболее тяжелой травмой и может наблюдаться как при за­крытой, так и при открытой травме черепа. Сдавление голо­вного мозга вызывается внутричерепным кровоизлиянием, вдавлением кости при переломе черепа, отеком мозга.

Длительность бессознательного периода может быть раз­личной и зависит от особенностей поражения. Из открытых черепно-мозговых травм наиболее часто встречаются перело­мы основания черепа, сопровождающиеся носовым и ушным кровотечением и истечением спинномозговой жидкости. Осо­бенно опасны проникающие ранения с повреждением твер­дой мозговой оболочки и вещества мозга, всегда сопровожда­ющиеся первичным инфицированием внутричерепного со­держимого. Клиническим проявлением открытой черепно-мозговой травмы, помимо общемозговых симптомов (нару­шение сознания, головная боль, тошнота, рвота), является наличие выраженных очаговых симптомов, характер кото­рых определяется функциональными особенностями области ранений мозга (парезы, параличи, нарушение чувствитель­ности, речевые расстройства и др.). Осложнениями являются возникающие воспаления мозговой оболочки (менингиты), вещества мозга (энцефалиты), очаги воспаления (абсцессы) и т.п. Пострадавшие нуждаются в длительном лечении в усло­виях стационара.

В результате травматического поражения центральной нервной системы могут возникнуть сложные патофизиоло­гические механизмы, нарушающие взаимодействие основ­ных нервных процессов (возбуждения и торможения). Этому способствуют расстройство мозгового кровообращения, на­рушения циркуляции спинномозговой жидкости, отек мозга и др.

По данным Э.А. Асратяна, А.Г. Иванова-Смоленского и К.М. Быкова, сразу после травмы в клетках центральной нерв-

р системы развивается разлитое охранительное торможе­ние, которое держится в зависимости от тяжести травмы более или менее продолжительное время. Возникнув в коре головно­го мозга, оно затем охватывает и нижележащие отделы. Объ­ективно это выражается в потере сознания, ослаблении сердеч­ной и дыхательной функций.

В дальнейшем от торможения освобождаются отделенные области коры, клетки которых не пострадали, а также подкор­ковые образования. Охранительное торможение концентриру­ется ближе к месту поражения. Сознание восстанавливается, общемозговые симптомы постепенно исчезают, и тогда высту­пают локальные нарушения, которые могут быть различны­ми. После острой стадии болезни начинается выздоровление, характеризующееся восстановлением нарушенных функций. В детском возрасте травма головы не всегда дает тяжелые по­следствия, в большинстве случаев имеется благоприятный ис­ход. Это объясняется тем, что центральная нервная система де­тей очень пластична, а это благоприятствует развитию ком­пенсаторных механизмов и, следовательно, ведет к восстанов­лению нарушенных функций. Однако в ряде случаев имеют место различные патологические симптомы как последствия травмы, которые могут проявляться на протяжении несколь­ких лет.

Г.Е. Сухарева выделила и описала пять посттравматичес­ких синдромов, сохраняющихся у детей длительное время, ко­торые требуют медицинской и педагогической коррекции.

Энцефалоастения (цереброастения) появляется после легкой травмы черепа, выражающейся преимущест­венно в форме сотрясения мозга. Характерным признаком являются головные боли, возникающие чаще к вечеру после умственной нагрузки. На занятиях дети легко истощаются, отмечается нестойкость активного внимания, увеличение количества ошибок в устных ответах и в письме, ослабляет­ся процесс запоминания. Дети нуждаются в лечебных меро­приятиях и помощи педагога в целях профилактики задерж­ки психического развития. Нарушения носят функциональ­ный характер.

Энцефалопатия (церебропатия) является последст­вием выраженной травмы черепа (ушиба). Характерны двига­тельные (парезы, параличи), вестибулярные (головокруже­ния, укачивание при езде в транспорте, расстройства коорди­нации), речевые (афазии, алалии, дизартрии, заикание), ги-

перкинетические и сенсорные нарушения. Все расстройства носят органический характер. Дети нуждаются в систематиче­ских лечебных мероприятиях для снятия гипертензионного синдрома и ослабления паретических явлений.

Поведенческий синдром проявляется в особен­ностях поведения. Эта группа неоднородна. Одни дети вялые, адинамичные, медлительные, малоактивные, не мешают в дет­ском коллективе и не привлекают к себе внимания. Такое со­стояние получило название апатико-адинамического синдро­ма. Дети часто задерживаются в своем развитии, что выявляет­ся при подготовке к поступлению в школу. Другая группа детей отличается гипердинамическим синдромом. Они двигательно расторможены, суетливы, шумливы, взрывчаты, аффективны. У них часто завышена самооценка, они недостаточно критичны к своим поступкам. Внимание неустойчивое, интерес к работе быстро падает. У детей отмечается некоторое снижение интел­лектуальной деятельности, они плохо усваивают новый мате­риал, возникают трудности при школьном обучении. Нужда­ются в лечении и помощи педагога и родителей.

Судорожный синдром (эписиндром) возникает сразу после травмы, указывая на значительный ушиб или кро­воизлияние в вещество мозга. Судороги, появляющиеся спус­тя несколько месяцев после травмы, являются следствием руб-цового процесса, возникающего на месте бывшей травмы. Су­дороги могут быть различны по частоте и времени возникнове­ния. Частые дневные судороги довольно быстро приводят к снижению интеллекта. У всех больных отмечается изменение характера по травматическому типу: аффективностъ, сниже­ние настроения (дисфория), плохая переключаемость в трудо­вой деятельности, ослабление памяти. Раннее выявление бо­лезни и систематическое лечение могут сделать судорожные приступы более редкими, что дает возможность ребенку усваи­вать необходимые знания.

Слабоумие. В зависимости от возраста пострадавшего могут развиться различные формы интеллектуальных расст­ройств (олигофрения, деменция). Если травма перенесена ребенком в пренатальном, натальном и раннем постнаталь-ном периоде, то она может стать причиной нарушения раз­вития мозгового вещества, на фоне которого происходит ос­лабление всего познавательного процесса и формируется вы­раженная задержка интеллектуального развития — олиго­френия.

Если тяжелая травма черепа происходит в возрасте стар-ще трех лет, наступает распад психической деятельности: ощущения, восприятия, внимания, памяти, представлений, умозаключений, т.е. речь идет о психоорганическом дефекте деменции. Медицинская помощь состоит в организации ле­чебных мероприятий, улучшающих деятельность клеток ко­ры головного мозга, задерживающих процесс деструкции психики.

Независимо от тяжести травмы и последствий, пострадав­шие нуждаются в систематическом наблюдении врача-специа­листа, организации правильного режима чередования труда и отдыха. Дозирование учебной нагрузки должно контролиро­ваться врачом и педагогом. В отдельных случаях занятия должны проводиться по индивидуальному плану; показано временное пребывание в детском санатории.

У детей, перенесших травму, в качестве отдаленных послед­ствий могут: наблюдаться приступообразные головные боли, обусловленные гипертензионным синдромом, усиливающиеся после физической или умственной нагрузки.

Последствия травмы в картине остаточных явлений неред­ко выражаются в резком ослаблении памяти, что, конечно, снижает успеваемость ученика. Изучение динамики развития таких детей показывает, что подобные нарушения памяти мо­гут иметь временный характер и под влиянием систематичес­кой педагогической работы выправляются. Другим нередким патологическим симптомом являются расстройства со сторо­ны письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Чаще встречают­ся формы акустической дисграфии в связи со снижением фоне­матического анализа. Диктант таких детей изобилует массой ошибок, перестановками букв и слов, смешением глухих и звонких звуков. Чтение резко затруднено, ребенок путает бук­вы, заменяет другими, читает по догадке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных