Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы разработки открытой спецификации 2.1.1 (Общее описание системы фундаментальных целей обучения информатике в высшей школе)




Настоящая открытая спецификация 2.1.1 (Общее описание системы фундаментальных целей обучения информатике в высшей школе) служит для разработки и совершенствования моделей (учебных пособий, планов, программ, стандартов, технологий, форм, средств, методов, приемов и т.п.), открытых спецификаций, профилей по тематике обучения информатике в высшей школе.

 

Таблица 2.3

Главные профили и общие спецификации уровня 2 (целевого)

Главные профили Общие спецификации
Профиль 2.1 (целевой brainware) Спецификация 2.1.1 (общее описание системы фундаментальных целей обучения информатике в высшей школе)
Спецификация 2.1.2 (общее описание системы целей обучения фундаментальным теориям информатики в высшей школе)
Профиль 2.2 (целевой software) Спецификация 2.2.1 (общее описание системы целей обучения ПО ЭВМ в высшей школе)
Профиль 2.3 (целевой hardware) Спецификация 2.3.1 (общее описание системы целей обучения ТС ЭВМ в высшей школе)

 

Содержание спецификации предназначено для описания системы фундаментальных целей, т.е. описания наиболее абстрактных и наиболее значимых целей для всех моделей, спецификаций, профилей рассматриваемой тематики (независимо от их отношения к brainware, software, hardware), а также фундаментальных принципов целеполагания для них.

Фундаментальные цели, которым должны удовлетворять все модели, спецификации и профили рассматриваемой тематики вытекают из требований к метамодели, рассмотренных в предыдущем разделе (см. стр. 108). Эти цели (как и соответствующие требования) можно разделить на 3 группы:

1. обусловленные методологией современных наук второго измерения (системологии, информатики и т.п.), в частности метамоделированием и теорией открытых систем;

2. обусловленные особенностями педагогики высшей школы;

3. обусловленные особенностями методики обучения информатике в высшей школе.

Смысл нашего исследования состоит в том, что реализация целей группы 1 в значительной степени способствует реализации других целей, особенно - целей группы 3.

Методология метамоделирования позволяет расширять, пересматривать, применять на практике данную и все другие спецификации на основе представленных в главе 1 методов метамоделирования:

q на основе механизмов формализации (см стр. 43) при использовании педагогического опыта для разработки положений данной и других спецификаций;

q на основе механизмов аппроксимации (см. стр. 43) при подготовке практической реализации положений данной и других спецификаций;

q на основе механизмов обобщения (см. стр. 44) при разработке общих положений данной и других спецификаций на основе частных положений различных спецификаций и теорий;

q на основе исследования изменения состояния (см. стр. 46) для учета временных тенденций в обучении информатике в высшей школе при разработке положений данной и других спецификаций.

Фундаментальные цели, обусловленные методологией открытых систем вытекают из положений научных работ [196, 274, 275], посвященных этой тематике и заключаются в том, чтобы разрабатываемые модели, спецификации и профили удовлетворяли основным свойствам открытых систем (расширяемость, масштабируемость, мобильность, переносимость, интероперабельность, дружественность - см. стр. 65), точнее - дидактическим аналогам этих свойств (см. стр. 70).

Фундаментальные цели, обусловленные педагогикой высшей школы вытекают из положений научных работ [138, 206, 248, 249] и нормативных актов РФ [98, 99, 186], посвященных образованию и высшей школе и включают цели, связанные с реализацией дидактических принципов высшей школы и принципов НОП, включая принципы информатизации современного образования (см. стр. 109 и далее).

Фундаментальные цели, обусловленные особенностями методики обучения информатике в высшей школе вытекают из положений научных работ [34, 104, 105, 152, 153], посвященных этой тематике и состоят в необходимости преодоления трудностей и противоречий в обучении информатике в высшей школе, обусловленных относительной новизной информатики как науки, а также исключительно быстрым ее прогрессом (см. стр. 112 и далее).

Фундаментальные принципы целеполагания основаны в первую очередь на общих принципах системологии. Мы рассматриваем обучение информатике в высшей школе как систему (Рисунок 1.1). Эта система с одной стороны содержит подсистемы внутри себя (внутренние системы, образующие ее структуру), а с другой стороны сама является подсистемой включающих ее внешних систем, существуют также внешние не включающие ее системы (Рисунок 2.9). Все эти внешние системы представляют собой внешнюю среду для нашей системы.

Всякая система взаимодействует с внешней средой, удовлетворяя потребности последней и выдавая продукты для нее (Рисунок 1.1). Цель - это модель удовлетворения потребностей. Система получает из внешней среды ресурсы, ограничения, цели. Система обладает структурой (набором взаимосвязанных подсистем) и функциями (функция - это совокупность действий, способ достижения целей). Отсюда, цели могут быть внешними (обусловлены: продуктами; ограничениями; ресурсами) и внутренними (обусловлены: структурой; функциями).

Основная особенность системы обучения информатике в высшей школе состоит в том, что она является подсистемой, следовательно, ее деятельность должна быть согласована с другими подсистемами (например, с подсистемами обучения другим дисциплинам в высшей школе). Наша система непосредственно обслуживает систему высшего профессионального образования, а другие системы - опосредованно. Основной продукт - результаты обучения информатике выпускаемых специалистов как составная часть подсистемы обучения информатике в модели специалиста, т.е. некоторый фрагмент модели специалиста.

 

Рисунок 2.9. Структура внешней среды системы
обучения информатике в высшей школе

 

Другие продукты - учебно-методические и научно-технические разработки, отчетная информация и т.п. Ограничения обусловлены необходимостью согласования деятельности с другими подсистемами. Ресурсы также получаются от других подсистем - финансово-экономические, материально-технические, научные, культурные, студенты, аспиранты, другие обучаемые, преподаватели и т.п.

Мы рассматриваем построение некоторой модели (модель - это система) обучения информатике в высшей школе на основе нашей метамодели. Естественно, ее продукты, ограничения, ресурсы будут подмножеством указанного в предыдущем абзаце.

Для выявления структуры и функций системы в системологии предлагается использовать метод сценариев (широко используемый и при объектно-ориентированном подходе) или различные методы экспертных оценок. Заметим, что большой педагогический опыт разработчика способствует применению метода сценариев. Выявленные структура и функции дадут внутренние цели системы. Кроме того в системологии выделяют следующие виды целей:

Конечные и бесконечные цели - конечные цели подразумевают определенный результат, который может быть получен в заданных условиях времени и пространства; бесконечные цели - общее направление деятельности.

Качественные и количественные цели - формулировка которых соответственно выражается качественно или количественно.

Цели функционирования и цели развития - в первом случае предполагается неизменность структуры и функций системы, а во втором - целенаправленное их изменение.

Простые и сложные цели - цели, определяемые соответственно одним продуктом системы или несколькими, например, цель добиться среднего балла в учебной группе не ниже 4.5 - простая, а цель добиться среднего балла в учебной группе не ниже 4.5 при сохранении объективности системы контроля успеваемости - сложная.

Личные и системные цели - обусловлены соответственно личными потребностями или потребностями системы в успешном функционировании, например, повышение размера зарплаты преподавателю - личная цель, а повышение профессионального мастерства преподавателя - системная цель.

Таким образом, системология дает исчерпывающую классификацию целей, разбивая все их множество на огромное количество таксонов. При определении целей разрабатываемой системы (в нашем случае некоторой модели обучения информатике в высшей школе) предполагается осуществлять целеполагание для каждого такого таксона. Например, требуется выявить для разрабатываемой системы бесконечные качественные простые личные цели развития, обусловленные научно-техническими разработками, рассматриваемыми как продукт. Для конкретной модели (системы) большинство таких таксонов, естественно, будут пустыми.

В педагогических исследованиях предлагаются менее громоздкие классификации целей и, естественно, менее громоздкие методики целеполагания, однако эти методики по сравнению с методикой, предлагаемой системологией, во-первых, имеют более узкую сферу применения и, во-вторых, имеют меньшую степень формализации.

В общей педагогике цели обучения принято делить на образовательные, воспитательные и развивающие [249, с.172; 321, c.154]. Образовательные цели обусловлены получаемыми знаниями, умениями, навыками. Воспитательные цели в соответствии с НОП делятся на три главные цели (порождающие виды целей): "Цели воспитания должны прежде всего заключаться в создании условий, необходимых для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством... Вторая важнейшая цель воспитания — помощь воспитуемому в раскрытии его внутренних потенций, в движении по пути самореализации... Третья цель, без которой невозможно достижение двух первых, — стимулирование познания человеком самого себя, выработки индивидуального стиля жизни и деятельности..." [249, с.173]. Развивающие цели связаны с понятием личности в педагогической психологии (см. стр. 121) и ее развития как результата обучения. "Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов." [248, c.91].

Классификация целей, предложенная Талызиной Н.Ф. имеет основой понятие модели подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования. Классификация целей соответствует классификации типовых задач, которые должен уметь решать подготовленный в высшей школе специалист.

"Типовые задачи выстраиваются в иерархию, которая одновременно является иерархией целей высшего образования.

1. Верхнюю ступень в этой иерархии занимают задачи, которые должны уметь решать все специалисты, независимо от конкретной профессии или страны проживания. Они определяются характером данной исторической эпохи и могут быть условно названы "задачами века"...

2. Второй уровень образуют задачи, специфичные для данной страны...

3. Третий уровень — собственно профессиональные задачи; он является самым большим по объему и разнообразию решаемых задач. В самом общем виде эти задачи могут быть разделены практически для любой специальности на три типа: исследовательские задачи (требуют умения планировать и проводить исследовательскую работу именно в данной ОЗ или сфере деятельности); практические задачи (направленные на получение конкретного результата — построить завод, издать книгу, вылечить больного и т.п.); педагогические задачи (преподавание соответствующего предмета в учебном заведении или в условиях производственного обучения)." [249, c.176-177]

По материалам приложения 3 "Информатика в высшей школе глазами обучаемых" построены сводные таблицы. Таблица 2.4 содержит данные по ЛГОУ. Таблица 2.5 содержит данные по другим вузам. Рисунок 2.10 построен по материалам этих таблиц. Он показывает мнение обучаемых в ЛГОУ (ОИК-Л) и в некоторых других вузах (ОИК-Д), принимавших участие в нашем педагогическом эксперименте о проценте учебного материала по информатике, который должен быть ориентирован на общую информационную культуру (задачи типов 1 и 2). В обоих случаях видна тенденция к росту этого показателя.

 

Таблица 2.4

Информатика в ЛГОУ глазами обучаемых

Годы КО BW SW HW КТ СМИ СПО ППО ИПО БК ПУ ТЗ ПЗ СЗ ОИК УПС
    22.3 52.9 24.8 40.7 59.3 28.1 52.3 19.6 62.8 37.2 30.7 40.5 28.8 38.1 61.9
    23.1 48.3 28.6 36.5 63.5 32.6 45.1 22.3 59.1 40.9 31.8 36.4 31.8 42.3 57.7
    23.5 46.4 30.1 33.2 66.8 34.7 40.4 24.9 56.2 43.8 32.9 32.9 34.2 44.8 55.2
Общ   23.0 49.2 27.9 36.8 63.2 31.8 45.9 22.3 59.3 40.7 31.8 36.6 31.6 41.8 58.2

 

Пояснения к таблицам 2.4 и 2.5. Таблицы составлены по материалам анкетирования обучаемых различных учебных заведений в процессе проведения педагогического эксперимента из приложения 3 по годам с 1997 по 1999. Строка "Общ" содержит общие данные за период 1997-1999 годов. В столбцах приведены следующие данные:

КО - количество обучаемых, отвечавших на вопросы;

остальные столбцы содержат усредненные данные по желаемому обучаемыми распределению в % учебного материала соответственно:

BW, SW, HW - по brainware, по software, по hardware;

КТ, СМИ - по математической информатике, истории и другим классическим теориям, по современной методологии информатики;

БК, ПУ - по базовой конфигурации ПК, по периферийным устройствам;

ТЗ, ПЗ, СЗ - по теоретическим занятиям с ТСО, по практическим занятиям с ЭВМ, по самостоятельным занятиям с ЭВМ;

ОИК, УПС - по обеспечению общей информационной культуры и эрудиции, по обеспечению узко-профессиональной сферы и конкуренции на рынке труда.

 

Таблица 2.5

Информатика в РГПУ, ВАШ, ВИКУ, СПГУП глазами обучаемых

Годы КО BW SW HW КТ СМИ СПО ППО ИПО БК ПУ ТЗ ПЗ СЗ ОИК УПС
    11.9 71.0 17.1 71.2 28.8 17.9 72.7 9.4 80.3 19.7 17.4 51.1 31.5 16.4 83.6
    13.8 65.3 20.9 65.8 34.2 20.4 68.8 10.7 76.0 24.0 18.0 48.2 33.8 17.8 82.2
    15.3 62.6 22.1 75.2 24.8 20.9 66.5 12.7 72.6 27.4 18.4 43.6 38.0 18.3 81.7
Общ   13.3 67.2 19.5 69.8 30.2 19.5 70.0 10.5 77.2 22.8 17.8 48.6 33.6 17.3 82.7

 

£ОИК-Л ¢ОИК-Д

Рисунок 2.10. Мнение обучаемых (ОИК-Л-в ЛГОУ, ОИК-Д-в др. вузах) о необходимом проценте учебного материала по информатике, ориентированного на общую информационную культуру по годам с 1997 по 1999 и общие данные за этот период (на вертикальной и горизонтальной осях соответственно)

 

Это соответствует НПО. Современный специалист не должен ограничиваться узкопрофессиональной сферой. Он должен быть готов к работе над междисциплинарными проектами на современном научно-техническом уровне и при необходимости к смене своей профессиональной ориентации. Соответствующий показатель для ЛГОУ гораздо выше, чем для других вузов. Одна из главных причин этого заключается в том, что в 1997-1999 годы ЛГОУ был экспериментальной площадкой внедрения результатов настоящего исследования.

Анализ ГОС ВПО по поводу информатики, к сожалению, говорит о том, что приведенные выше идеи Талызиной Н.Ф. не нашли в ГОС ВПО полной реализации. Согласно этим идеям любой подготовленный в системе ВПО специалист должен уметь решать связанные с информатикой задачи типа 1 и типа 2. Значит должна быть некоторая общая для всех группа требований и соответственно целей, связанных с информатикой. Связанные с информатикой задачи типа 3 порождают другую группу требований и целей, различающихся для различных специальностей. Фактически общей для всех группы требований и соответственно целей нет.

ГОС ВПО по специальности 010100 - математика (3 уровень ВПО, квалификация - учитель математики):

"Общие требования к образованности специалиста:...

q владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптиропать информацию для адресата...

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам:...

Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки:...

q владеет основными психолого-педагогичсскими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе...

Требования по дисциплипам предметной подготовки:" [72, c.2-7].

Далее в стандарте нет слова "информатика", идут требования к профилирующим дисциплинам, кое-где с применением ЭВМ.

ГОС ВПО по специальности 030100 - информатика (3 уровень ВПО, квалификация - учитель информатики) [73]:

Общие требования к образованности специалиста те же, что и для учителя математики. Фактически же информатики ни в общекультурном, ни в общепредметном цикле нет. Эти требования выполняются за счет профилирующих дисциплин.

Требования к профилирующим дисциплинам включают обучение информатике в большом объеме.

ГОС ВПО по специальности 170700 - мaшины и аппараты текстильной и легкой промышленности (3 уровень ВПО):

"Общие требования к образованности инженера:...

q умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

q умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;

q способен в условиях развития науки и изменяющейся со­циальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образова­тельные технологии;

q понимает сущность и социальную значимость своей буду­щей профессии, основные проблемы дисциплин, определяю­щих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

q способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

q способен поставить цель и сформулировать задачи, свя­занные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

q готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать рабо­ту исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений;

q методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам:...

Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам:...

в области математики и информатики:...

иметь представление:...

q об информации, методах ее хранения, обработки и пере­дачи...

q о математическом моделировании...

иметь опыт:

q программирования и использования возможностей вычисли­тельной техники и программного обеспечения...

q использования средств компьютерной графики...

Требования по общепрофессиональным дисциплинам:...

иметь представление:...

q о современных средствах машинной графики...

знать и уметь использовать:...

q типы систем автоматического управления, в том числе с использованием роботов и микропроцессорной техники...

Требования по специальным дисциплинам:...

знать и уметь использовать:...

q методы автоматизированного поиска оптимальных техни­ческих решений с использованием элементов САПР

q методы разработки математических моделей и составлени­ем алгоритмов для определения оптимальных параметров проектируемого звена, механизма, машины;

q принципы проектирования технологических процессов ме­ханической обработки деталей и сборки изделий, исполь­зуя при этом универсальное оборудование и станки с ЧПУ..." [271, http://www.informika.ru/text/database/stand/ spec_ru.htm].

ГОС ВПО по специальности 051700 - кинооператорство (3 уровень ВПО):

"Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин:...

По математическим и общим естественно- научным дисципли­нам:

Кинооператор, базируясь на знаниях, полученных в образо­вательном учреждении среднего образования, должен иметь общее представление о развитии математических и естест­венных наук, которое он получает в рамках изучения фило­софии, а также по дисциплинам специального цикла и в фа­культативах..." [271, http://www.informika.ru/text/database/stand/ spec_ru.htm]

Это все, что по данной специальности можно найти сре­ди требований и целей, как-то связанных с информатикой.

Мы рассмотрели типичных представителей групп 1, 2 и 3 (см. стр. 134) - специальности 3 уровня ВПО 030100, 010100, 170700, 051700. На 2 уровене ВПО [270], как правило, отсутствуют специальные дисциплины и соответствую­щие требования, остальное - без изменений. Согласно ГОС ВПО учителя математики (010100) имеют значительно более низкие требования к подготовке по информатике, чем инже­неры (170700). Кинооператоры (051700) остаются по инфор­матике (согласно требованиям ГОС ВПО) на уровне общеобра­зовательной средней школы. Факультативы по определению обязательными не являются. Это происходит в условиях про­гресса цифровых методов киносъемки и видеосъемки, переда­чи видеоматериалов посредством Internet и т.п. В общеоб­разовательной средней школе этому не учат, у нее другая задача. Учителя информатики (030100) имеют высокие требо­вания ГОС ВПО по информатике, но налицо несистемный под­ход (общие требования по информатике реализуются за счет специальных дисциплин). Такой подход в ВПО к специально­стям группы 1 иногда делает возможным появление системных программистов, инженеров-электронщиков (специалистов в области информатики), которые из-за отсутствия некоторых современных базовых знаний по информатике по уровню го­товности быть членом информационного общества стоят ниже некоторых специалистов не в области информатики.

Информатизация общества, постепенный переход к инфор­мационному обществу, смена в связи с этим общественных приоритетов - это характерные черты современного мира и в частности - нашей страны. Следовательно, для информатики особенно актуальны приведенные выше идеи Талызиной Н.Ф. о классификации целей обучения в системе ВПО. Отсюда в ГОС ВПО, по нашему мнению, должны быть выделены группа общих требований (связанная с задачами типов 1 и 2) и группа профессиональных требований (связанная с задачами типа 3). Не употребляя слово "общий" из-за того, что высшее образование в РФ согласно закону "Об образовании" являет­ся профессиональным (общим в РФ может быть лишь среднее образование), мы неявно игнорируем, что общий уровень об­разования, воспитания и развития выпускников высшей и средней школы не должен быть одинаковым.

Таким образом, группа общих требований в системе ВПО должна относиться не только к информатике, но и к другим ОЗ, но ее наличие для информатики в современном мире яв­ляется особенно необходимым. Сущность общих требований в системе ВПО для информатики должна, по нашему мнению, со­стоять в том, чтобы любой выпускаемый специалист имел бы по информатике знания, умения и навыки, достаточные для решения задач типов 1 и 2 на уровне, определенном для высшей школы РФ. Группа общих требований, определяющих уровень знаний, умений и навыков в области информатики для ВПО РФ должна быть, по нашему мнению, отдельным доку­ментом ГОС. Он должен содержать описание этого уровня от­дельно по разделам, посвященным brainware, software и hardware на основе учета мирового и отечественного уров­ней информатизации. Учитывая исключительно быстрый про­гресс информатики, этот документ должен время от времени корректироваться.

Поскольку данная спецификация является общей, она должна быть инвариантна по отношению к конкретным специ­альностям. Значит основное внимание в данной спецификации должно быть уделено группе общих требований (целей). Бо­лее полному описанию групп профессиональных требований (целей) должны быть посвящены отдельные спецификации для конкретных специальностей ГОС ВПО или конкретных групп этих специальностей.

На основе знакомства с материалами ГОС ВПО по большому числу специальностей и специализаций мы можем сказать, что формулировки относящихся к информатике общих требований к образованности специалиста, требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам, некоторые требования по общепрофессиональным и специальным дисциплинам имеют много общего с приведенными выше для специальности 170100 - мaшины и аппараты текстильной и легкой промышленности. В качестве примеров приведем специальности 010100 - математика (квалификация - математик), 010200 - прикладная математика, 021100 - юриспруденция, 021400 - журналистика, 051800 - живопись, 052400 - дизайн, 100100 - электрические станции, 220100 - вычислительные машины, комплексы, системы и сети, 510200 - прикладная математика и информатика (бакалавр), 520600 - журналистика (бакалавр), 521800 - искусство (бакалавр), 521400 - юриспруденция (бакалавр), 551700 - электроэнергетика (бакалавр), 551800 - технологические машины и оборудование (бакалавр), 552800 - информатика и вычислительная техника (бакалавр) и другие. На основе такого обобщения можно сформулировать группы требований типов 1, 2 и 3 в соответствии с задачами 1, 2 и 3, в терминологии Талызиной Н.Ф.

Для типов 1 и 2 (общие требования и задачи):

q умение организовать свой труд с применением современных ИТ;

q умеение приобретать новые знания при помощи современных образовательных ИТ;

q в области математики и информатики как общих естественно-научных дисциплин иметь представление о математическом моделировании, об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, иметь опыт использования возможностей различных ТС и ПО ЭВМ;

q умение строить и использовать различного вида математические и информационные модели для изучения различных явлений, их качественного и количественного анализа;

q готовность к работе над междисциплинарными проектами с применением современных ИТ различного назначения.

Для типа 3 (профессиональные требования и задачи):

q понимание социальной значимости данной профессии в современном и в будущем информационном обществе, особенностей современного информационного подхода к области деятельности данного специалиста;

q в областях общепрофессиональных и специальных дисциплин знать и уметь использовать соответствующие современные ТС и ПО ЭВМ, иметь представление о перспективных ТС и ПО ЭВМ для этих областей;

q умение использовать ИТ для решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем в данной профессиональной сфере;

q умение использовать для решения своих профессиональных задач методы информатики и других изученных наук.

В настоящее время учет мирового и отечественного уровня информатизации, по нашему мнению, целесообразно производить на основе предложенной в документах ЮНЕСКО [111, 183] системы фаз, определяющих уровень информатизации образования. Выделяются фаза автоматизации, информационная фаза и фаза коммуникации:

"Фаза автоматизации. Малое количество компьютеров, часто не самого последнего поколения, приходится на большое количество студентов, печатающие устройства при этом медленные, а печать низкого качества. Прикладное программное обеспечение состоит в основном из языков программирования общего назначения (Бэйсик, Паскаль), простого текстового процессора, простой файловой системы, иногда простой электронной таблицы. Возможности преподавателей в получении подготовки, инструктажа и внешней помощи ограничены...

Информационная фаза... Создаются государственные и региональные программы для снабжения аппаратным и программным обеспечением, информация о системах и приложениях распространяется свободно. Информационная фаза в образовании характеризуется в основном взаимодействием между организацией образования и информационной технологией. В информационной фазе направленность организации образования смещается с преподавателя на учеников под давлением общества, нуждающегося в учащихся с разнообразной подготовкой; этот перенос направленности поддерживается информационной технологией. С другой стороны, рост технических возможностей и использование информационной технологии толкает учебные заведения в том же самом направлении. Информационная фаза характеризуется интеграцией информационной технологии и образования...

Фаза коммуникации. В данный момент фаза коммуникации возникает в изолированных экспериментах и разработках. Как она повлияет на образование, пока в точности не ясно. Однако, эта фаза будет характеризоваться полной интеграцией информационной технологии в руководстве образованием и в учебном процессе... Информационная технология полностью войдет в различные предметные области, и ее инструменты будут творчески использоваться на основе методов моделирования и информатики... " [111, http://www.informika.ru/text/ goscom/unesco/inf.html].

По нашему мнению, в настоящее время РФ в целом находится в информационной фазе. Это значит, что, учитывая необходимость опережающего образования, группа общих требований, определяющих уровень знаний, умений и навыков в области информатики для ВПО РФ должна строиться с учетом фазы коммуникации.

Группа общих целей может быть описана более конкретно, чем группа профессиональных целей:

Положение 1. Про цели обеих групп можно еще раз заметить, что они должны регулярно корректироваться и определяться на основе учета мирового и отечественного уровня информатизации, а также современного уровня развития информатики как науки.

Положение 2. Основой для определения группы профессиональных целей является требование наличия у специалиста необходимых для решения задач типа 3 знаний, умений и навыков владения современными ИТ.

Группа профессиональных целей обучения информатике в высшей школе должна определяться конкретно в каждом случае, исходя из приведенных выше положений 1 и 2.

Особенностью вопроса "Зачем учить?" по отношению информатике является его динамичность, обусловленная динамичностью современной информатики. Быстрой и постоянной смены целей обучения информатике не избежать, решение этого вопроса может быть только динамическим. Однако путем приложения теории открытых систем непосредственно к целевой компоненте можно всякий раз минимизировать изменения всей системы целей. Соответствующая стратифицированная метамодель целевой компоненты будет содержать на более высоких уровнях медленно меняющуюся информацию, а на более низких - быстро меняющуюся. Тогда влияние быстрых изменений на всю систему будет локализовано на нижних уровнях и в результате будет минимальным. Рассматриваемые в нашем исследовании главные тематические профили и общие открытые спецификации целевого уровня носят абстрактный характер, позволяющий им занимать лишь верхний уровень метамодели целевой компоненты. Другие ее уровни могут быть выявлены в результате специальных исследований целевого уровня на базе предлагаемой нами методологии приложения теории открытых систем к педагогике.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных