Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы разработки открытой спецификации 4.3.1 (Общее процессуальное описание обучения ТС ЭВМ в высшей школе)




Настоящая открытая спецификация 4.3.1 (Общее процессуальное описание обучения ТС ЭВМ в высшей школе) служит для разработки и совершенствования моделей (учебных пособий, планов, программ, стандартов, технологий, форм, средств, методов, приемов и т.п.), открытых спецификаций, профилей по тематике обучения ТС ЭВМ (hardware) в высшей школе. Спецификация предназначена для описания процессуальной стороны обучения hardware. Она создана на основе системы целей, описанных в спецификации 2.3.1 (общее описание системы целей обучения ТС ЭВМ в высшей школе) и в других спецификациях уровня 2 (целевого), на основе описания содержания в спецификации 3.3.1 (общее описание содержания обучения ТС ЭВМ в высшей школе) и в других спецификациях уровня 3 (содержательного), она также удовлетворяет всем положениям спецификации 4.1.1 (общее описание фундаментальных принципов процессуальной стороны обучения информатике в высшей школе).

В частности данная спецификация должна затронуть общий и профессиональный процессуальные блоки обучения ТС ЭВМ (hardware) в высшей школе. Данная спецификация должна быть инвариантна по отношению к конкретным специальностям, поскольку она является общей. Следовательно, основное внимание в ней должно быть уделено общему процессуальному блоку. Более подробному описанию профессиональных процессуальных блоков должны быть посвящены отдельные спецификации для конкретных специальностей ГОС ВПО или для конкретных групп этих специальностей.

Как уже указывалось выше (см. материалы спецификации 3.3.1) в настоящее время изучение ТС ЭВМ в общем блоке информатики представлено недостаточно, несмотря на большую важность этой тематики, учитывая что в нашей стране затраты на информатизацию -это в основном затраты на ТС ЭВМ. Недостаточно представлены ТС ЭВМ и процессуально. В общем блоке информатики - это в основном лекции (точнее тематические фрагменты лекций) и объяснительно-иллюстративные методы обучения.

Если расширять присутствие ТС ЭВМ в общем блоке информатики, то для нормального усвоения материала нужны будут также семинары, конференции, практические занятия, формы контроля, продуктивные методы обучения. Трудность в частности состоит в том, что если обучаемые начнут разбирать ЭВМ, то они могут привести ее в негодность. Фактически ЭВМ можно и не разбирать, а массированно применять ТСО, видеофильмы, раздаточный материал в виде фотографий процессоров, материнских плат и т.п. Заметим, что скорость обновления информации по hardware также очень велика, а учебные и домашние компьютеры не могут быть все последних моделей. Соответствующие же виды ТСО, ППС, УТВ (см. материалы спецификации 4.1.1) позволяют оперативно обновлять учебный материал.

По-видимому, если говорить об общем блоке информатики, то основное внимание на лекциях и семинарах следует уделять основной конфигурации ПК и сетевым средствам, а остальную периферию - в основном изучать самостоятельно при подготовке докладов конференций, рефератов, курсовых и т.п. Системная интеграция предполагает сборку нужного комплекса из комплектующих. Исходя из этого при изучении ТС ПК допустимой формой занятий может являться деловая игра: "Заказываем компьютер"; "Покупаем принтер"; "Проектируем локальную сеть" и т.п. темы.

Что касается необходимой для изучения hardware литературы, то учебники большого объема и тиража не целесообразны. Быстро стареет даже справочная научно-техническая литература в виде книг большого объема и тиража, например, уже во многом устарели выпущенные в 1999 году книги [133, 233, 234]. А стоимость такой книги около 100 рублей. Имели бы смысл небольшие по объему и цене учебные пособия, разработанные преподавателями вузов, что делает их доступными для студента. Они могли бы быть легко переработаны и переизданы при необходимости обновления содержания. К сожалению, такие пособия нам не известны.

В результате при изучении hardware наиболее актуальными являются статьи в научно-технических журналах и на специализированных www-серверах Internet. Особо отметим рекламные журналы Компьютер Price и Компьютер Бизнес Маркет за исключительно низкую цену (3 рубля на начало 2000 года), еженедельную периодичность и исключительно интересные статьи. В конце года редакции этих журналов выпускают [134, 135] сборники наиболее интересных напечатанных за год статей. Необходимо давать обучаемым знания и навыки для работы с периодической литературой по hardware. Например, при подготовке к научным конференциям, работе над рефератами, курсовыми, дипломными работами и т.п.

Для обеспечения изучения hardware в рамках СДО необходимо обеспечить пересылку обучаемому большого количества документов с графикой. Следовательно, нужен либо полноценный Internet в режиме ON LINE, либо можно пользоваться услугами обычной почты для пересылки учебных пособий, лазерных дисков, видеокассет и т.п. Проверку знаний и умений по hardware (благодаря принципу системной интеграции) можно организовать в виде закрытых тестов. Если имеется лишь электронная почта (e-mail) через междугородное телефонное соединение, то обучение целесообразно проводить, посылая материалы обычной почтой, а контроль и оперативную связь осуществлять посредством e-mail.

Послесловие к разделу

Разделом решена пятая задача нашего исследования: разработать содержание процессуального уровня метамодели обучения информатике в высшей школе для динамического ре­шения вопроса "Как учить?" Используя лежащие в основе классификации форм, средств и методов обучения идеи, раз­работанные педагогикой высшей школы, методикой обучения информатике, а также наш педагогический опыт, включая со­бранные статистические материалы, отражающие мнение обу­чаемых о формах, средствах и методах обучения информати­ке, была обоснована структура уровня 4 (процессуального) нашей метамодели в составе главных тематических профилей: процессуального brainware (фундаментальное процессуальное описание обучения информатике); процессуального software (процессуальное описание обучения ПО ЭВМ); процессуально­го hardware (процессуальное описание обучения ТС ЭВМ), было создано минимально необходимое для практического применения метамодели наполнение этой структуры теорети­ческими основами разработки общих открытых спецификаций для этих профилей. Эффективность динамического решения вопроса "Как учить?" обеспечивается приложением теории открытых систем к разработке и применению программных и технических средств обучения информатике.

Выводы по главе 3

1. Глава решает четвертую задачу нашего исследования: разработать содержание содержательного уровня метамо­дели обучения информатике в высшей школе для динамиче­ского решения вопроса "Чему учить?"

2. Минимально необходимое для практического применения метамодели наполнение содержательного уровня включает главные тематические профили: содержательный brainware (фунда­ментальное описание содержания обучения информа­тике); содержательный software (описание содержания обучения ПО ЭВМ); содержательный hardware (описание содержания обучения ТС ЭВМ), а также теоретические ос­новы разработки общих, инвариантных к конкретным моде­лям обучения открытых спецификаций для этих профилей. Эффективность динамического решения вопроса "Чему учить?" обеспечивается приложением теории открытых систем к содержательной компоненте обучения.

3. Глава решает пятую задачу нашего исследования: разра­ботать содержание процессуального уровня метамодели обучения информатике в высшей школе для динамического решения вопроса "Как учить?"

4. Минимально необходимое для практического применения метамодели наполнение процессуального уровня включает главные тематические профили: процессуальный brainware (фунда­ментальное процессуальное описание обучения ин­форматике); процессуальный software (процессуальное описание обучения ПО ЭВМ); процессуальный hardware (процессуальное описание обучения ТС ЭВМ), а также теоретические основы разработки общих, инвариантных к конкретным моделям обучения открытых спецификаций для этих профилей. Эффективность динамического решения во­проса "Как учить?" обеспечивается приложением теории открытых систем к процессуальной компоненте обучения информатике.

 

Завершение минимально необходимого для практического применения метамодели наполнения всех ее уровней позволя­ет сделать дополнительные выводы:

 

5. Глава подтверждает второе выносимое на защиту положе­ние: предлагаемая четырехуровневая метамодель обучения информатике в высшей школе обеспечит реализацию мето­дики разработки открытых систем обучения путем их по­следовательного рассмотрения на четырех уровнях абст­ракции (метауровне, целевом, содержательном, процессу­альном). Описания целевого, содержательного, процессу­ального уровней обеспечат необходимое для реализации этой методики согласование разрабатываемой открытой системы с имеющимися на этих уровнях профилями и тео­ретическими основами разработки открытых спецификаций.

6. Глава подтверждает третье выносимое на защиту положе­ние: обладание постулируемыми свойствами открытых сис­тем (расширяемость / масштабируемость, мобильность / переносимость, интероперабельность, дружественность) обеспечит системам обучения, разработанным на основе метамодели обучения информатике в высшей школе то, что они:

ü будут легче развиваться и модернизироваться, медлен­нее терять актуальность и устаревать;

ü будут легче преобразовываться для функционирования в других условиях;

ü будут легче согласовываться друг с другом при конст­руировании методических комплексов.

7. Глава подтверждает четвертое выносимое на защиту поло­жение: присутствующие на метауровне разработанной ме­тамодели адаптированные для применения к системам обу­чения принципы метамоделирования (на основе механизмов формализации, аппроксимации, обобщения, исследования изменения состояния) обеспечат возможность дальнейшего развития и совершенствования метамодели обучения ин­форматике в высшей школе в процессе ее практического применения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных