Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




 

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе строится на фоне недоразвития у детей высших психических функций. Дефект интеллекта особенно заметно сказался на таком филигранном, деликатном и легкоранимом процессе, как становление и развитие способностей эстетического освоения действительности. Прежде всего следует отметить слабое развитие у детей эстетических восприятий и вкусов. Дети зачастую не различают прекрасное и уродливое,, красивое и некрасивое. У них несколько приглушен живой интерес к красивой игрушке, мелодии колыбельной песни, свойственный нормально развивающемуся ребенку. Переживания своего отношения к эстетическому у них поверхностны, нечетки, слабо дифференцированы. Улыбка, радость, удовольствие редко посещают их при соприкосновения с прекрасным. В лучшем случае живой интерес у них вызывает все яркое, блестящее, резко выделяющееся на фоне других объектов. При этом проникновение в содержание того, что вызвало эти эмоции, не происходит даже в более позднем возрасте. С большим опозданием и не всегда адекватно


формируются у детей эстетические оценки. Вначале они, не выходят за границы суждений: «нравится», «не нравится», «красивое», «некрасивое» и т. п.

Эстетическое развитие умственно отсталых детей в значительной мере осложняется наличием у них серьезных нарушений эмоциональной сферы, обусловленных патологическим преобладанием процессов торможения или возбуждения. Так, у легковозбудимых детей аффективные состояния, характеризующиеся внезапными бурными переживаниями с утратой волевого контроля (гнев, негодование, отчаяние, запальчивость, бурная радость и т. п.), тормозят всякое проявление эстетических чувств, придают им, если они возникли, эфемерный (мимолетный, скоропроходящий) и поверхностный характер и, собственно, отдаляют личность от прекрасного.

В случаях же психической заторможенности вступают в, действие эмоциональная пассивность и тупость. Дети отличаются невосприимчивостью как к прекрасному, так и к безобразному. Некоторые из них хотя и замечают и то, и другое, однако остаются равнодушными, не пытаются разобраться, что действительно красиво, а что нет. При виде красивого на лицах их невозможно прочесть ни радости, ни восхищения, ни удивления.

Наконец, при психопатоподобном состоянии помимо грубых отклонений в поведении травмирующее воздействие на эстетическое развитие оказывает неспособность детей оценивать и переживать свое состояние вообще,

Общая характеристика уровня эстетического развития учащихся вспомогательной школы дана в следующем заключении, сделанном Г. М. Дульневым: «Умственно отсталые ученики-подростки не обнаруживают сколь-нибудь глубокого, адекватного эмоционального отношения к музыке, живописи, поэзии. По-видимому, как познавательные интересы, так и эстетические эмоции, как наиболее сложные образования в, психике, стоящие в тесной зависимости от общего интеллектуального развития, у умственно отсталых подростков закономерно менее развиты» [30, 133].

Приведенные выше недостатки эстетического развития умственно аномальных детей не представляют собой какого-то стабильного состояния. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижений детей вперед в этом направлении. При правильной постановке воспитательного процесса у них постепенно расширяется поле эстетического восприятия, которое становится все четче и содержательнее, растет интерес и тяготение к прекрасному,


точнее делаются дифференцировки эстетического и неэстетического; медленно, но неуклонно формируются эстетические оценки, диапазон критериев которых расширяется. Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, ее гуманизация.

Правильное использование специфики искусства, заключающейся в образном и предметном отображении действительности, облегчает задачу обогащения учащихся духовными ценностями на основе компенсации затруднений в усвоении абстрактного материала посредством предъявления его в форме образов и картин. Огромную помощь в этом случае учащимся оказывает то, что, как писал В. Г. Белинский, поэт говорит «образами и картинами», показывает и убеждает не доводами, а картинами [23, 311]. Конечно, этот путь познания далеко не прост. Глубоко обобщающий смысл многих художественных образов литературы и искусства полностью может и не дойти до сознания учащихся, не вызвать соответствующего эмоционального отклика. Однако в пределах общежитейской этики и эстетики использование произведений, изображающих действительность в художественных образах, является вполне доступным для умственно отсталых, способствует развитию у них способностей верно понимать и адекватно оценивать прекрасное в жизни и искусстве, видеть разницу между ч подлинной красотой и внешней красивостью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных