Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Организация эстетики быта, труда и социальных отношений




 

Организация эстетики быта, труда и социальных отношений. Давно установлено, что эстетическое становится ценностью для умственно отсталых школьников, существенно обогащая их духовный мир, лишь только в том случае, если оно составляет прочную основу содержания их жизни и деятельности, заложено в условиях их бытия, приобретая для них конкретный житейский смысл. В семье – это здоровый быт, пусть не дорогие и изысканные, но со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, светлое и чистое помещение,


опрятный внешний вид членов семьи, их культурная речь, теплые отношения друг к другу, забота о ребенке, исключающая подчеркивание его недостатков.

В такой же мере эстетика обстановки должна окружать ребенка и в школе, Примером, этого являются учреждения, руководимые в свое время А. С. Макаренко, в которых воспитанники натирали паркет так, что он блестел, словно зеркало, а спальни, столовая, классы, кабинеты, барьеры лестниц, коридоры были украшены самыми лучшими цветами, выращенными коммунарами. Советские вспомогательные школы, понимая, какое значение имеет внешняя обстановка для склонного к подражанию умственно отсталого школьника, имеют свои традиции в создании эстетики школьного быта. В любой хорошо организованной школе строго соблюдается чистота всех школьных и интернатных помещений, дворов и пришкольных земельных участков, со вкусом оборудуются классы, кабинеты, мастерские. Придается самое серьезное внимание внешнему оформлению помещений, размещению картин, портретов и различных наглядных материалов.

Не меньшую роль в эстетическом. воспитании играет внешний вид воспитанников и воспитателей. Учитывая это, А. С. Макаренко писал: «Я не допускал к уроку учителя неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме» [44, 222].

Учащиеся вспомогательной школы, особенно младшего возраста, мало обращают внимания на свой внешний вид. Дежурные и санитары изо дня в день должны придирчиво следить за тем, чтобы все ученики были в школьной форме, с начищенными ботинками, чистыми руками. Такие же требования предъявляются к учебнику, ручке, карандашу, рабочему месту (парте, станку). Учебник должен быть обвернут и иметь красивую закладку. Ученики должны носить скромную прическу, не подражать плохой моде, украшательству, не стремиться выделить себя шикарной или, наоборот, нарочито грязной и потертой одеждой и т. п. Школа заботится о том, чтобы одежда каждого ребенка была пошита со вкусом, памятуя вывод А. С. Макаренко о том, что красивая форма – «это очень хороший клей для коллектива», что «коллектив, который вы хорошо одеваете, на 50 % у вас в руках» [44, 133]...

Составной частью эстетики быта является также поведение воспитанников и стиль организации коллективной жизни. «Детский коллектив, – говорил А. С. Макаренко, – должен жить красиво» [43, 319]. Таким он становится в


том случае, если в нем устанавливаются взаимоотношения дружбы, товарищества, взаимоуважения, вежливая форма обращения, сознательное взаимоподчинение. Можно сплошь и рядом наблюдать, как в той или иной вспомогательной школе, где эстетике поведения уделяется должное внимание, учащиеся от мала до велика с удовольствием приветствуют утром своих товарищей или появившихся в школе взрослых людей, благодарят друг друга за оказанную услугу, при выражении просьбы прибавляют слово «пожалуйста», бросают свои дела и развлечения и подтягиваются, когда с ними разговаривает старший или дежурный, староста, пионервожатый, учитель и т. д.

Умственно отсталым детям такие взаимоотношения очень нравятся, дети воспринимают свое участие в них как своеобразную и красивую игру. Все это, вместе взятое, скрашивает быт ребят, является тем охранительно-педагогическим режимом, который так необходим каждому из них и приближает взаимоотношения, складывающиеся в школьном коллективе, к тем, которые существуют в семье.

Использование эстетики труда. Дети любят труд, если он им доступен, а его польза очевидна. Они могут часами выполнять самую однообразную, казалось бы скучную для других работу, не чувствуя усталости и не теряя интереса к ней. Вспомогательная школа ставит своей задачей превращение этих естественных чувств ребят в осознанное ощущение красоты труда на пользу общества. Этим самым закладывается основа формирования коммунистического отношения к труду.

Высочайший эстетический результат достигается тогда, когда дети не замечают регламентации их действий со стороны, чувствуя, что делают работу не по указке, а по своему желанию и инициативе. Это создает обстановку, способствующую переживанию свободы труда.

Эстетическое отношение к труду легко создается в том случае, когда он вполне доступен и получает положительную оценку со стороны учителя или других авторитетных для детей лиц. В понятие эстетики труда входит также оформление школьных мастерских, соблюдение в них чистоты и порядка, приучение к самостоятельному наведению порядка на своем рабочем месте, содержанию в надлежащем виде инструментов, заготовок и изделий.

В такой же мере создает эстетику и правильная организация рабочих процессов, сосредоточение внимания занимающихся, на том, чтобы сделать предмет как можно красивее и изящнее.


Требования эстетики распространяются и на учебный труд. Педагоги должны всемерно прививать детям любовь к умственным занятиям, памятуя, что дети приходят в школу зачастую с отрицательными установками на умственный труд, возникшими в связи с переживанием неудач, постигших их во время пребывания в школе или детсаду.

Использование красоты природы. Наша Родина сказочно красива и живописна. Сколько красок, тонов и полутонов, звуков и мелодии рассыпано в лесу, роще, на пшеничном поле утром, днем и вечером! Однако как часто проходит мимо этой красоты умственно отсталый школьник, оставаясь совершенно безразличным к ней. Это равнодушие не снимается частотой прогулок, экскурсий, туристских походов и других мероприятий, направленных на сближение его с природой, если в процессе их проведения решаются лишь образовательные задачи, скажем, определяется, порода деревьев, строение дерева и листа, отличие дерева от куста и т. п., и не делаются акценты на том, что природа прекрасна.

Между тем, умственно отсталый ребенок к началу обучения и на первых его этапах не замечает красивого в природе. Он обычно смотрит и не наблюдает, видит и не замечает этой эстетики. Однако наблюдательность, как и всякую способность ума, можно развивать и совершенствовать. Умственно отсталый школьник не исключение из этого правила. Суть воспитания в данном случае состоит в том, чтобы научить ребенка подмечать прелести природы, мимо которых он без такой помощи проходит, словно слепой, открывать все новые и новые оттенки красивого в необъятном пшеничном поле, возделанном трудом колхозников, в утопающей в садах деревне и во многих других явлениях окружающей среды-. Важно сформировать у учащихся активное отношение к природе путем вовлечения в практическую деятельность по охране и преобразованию ее: озеленение жилищных массивов, создание лесопосадок, парков, цветников, выращивание новых видов растений и др.

Такой подход прокладывает путь к тому, чтобы ученики видели прекрасное не только в первозданной природе, но и в природе, преобразованной человеком. Это способствует укреплению у них чувства гордости за свой народ, преобразующий природу на пользу человека, превращающий пустыни в цветущие оазисы, создающий новые моря и озера, изменяющий русла рек и т. д.


Использование средств искусства. Большое коррекционно-воспитательное значение имеет систематическая и специально организованная работа по приобщению умственно отсталых школьников к искусству и литературе. Во вспомогательной школе это осуществляется на уроках и внеклассных занятиях по литературе, рисованию, пению, лепке, художественной и ритмической гимнастике.

Благодаря этому ученики получают систематическое, и углубленное эстетическое воспитание на лучших доступных им образцах художественных произведений. Дети познают прекрасное в художественном слове, красках, цвете, формах, звуках и мелодиях, в движениях тела, трудовых действиях.

Эстетическое воспитание осуществляется на уроках географии, естествознания, истории. Как показывает опыт, применение на этих уроках средств искусства в виде рассматривания пейзажей, музыкальных экскурсий в исторические эпохи и т. п., в ч качестве чисто наглядных пособий без акцентов на их художественную ценность, на выразительные средства, для эстетического воспитания детей ничего не дает. Надежды на то, что ученик сам заметит и почувствует красоту, себя не оправдывают, если речь идет именно об умственно отсталых детях, поскольку у них ассоциации между познавательным и эстетическим содержанием науки не возникает.

Здесь так же, как и при восприятии природы, требуется помощь педагога, способствующая формированию у учащихся направленности на эстетическое содержание учебного предмета и сосредоточение внимания на нем. На уроках истории, обществоведения, литературного чтения, естествознания учитель наряду с решением сугубо учебных задач обращает внимание учащихся на эстетику человеческих отношений, труда, быта, борьбы за социальный прогресс, заставляет их переживать красоту поступков и действий, человеческих отношений, вызывает желание следовать примерам доблести, героизма, самоотверженного труда.

Неограниченные возможности усиления воспитательного воздействия на учащихся открываются в хорошо поставленной работе по воспитанию у учащихся способностей воспроизводить прекрасное в своей практической деятельности. Во вспомогательной школе учеников обучают пению, рисованию, музыке, лепке, художественному чтению, участию в инсценировках, художественной вышивке, резьбе подереву, изготовлению изделий из природного материала.

Принципиально важен тщательный отбор видов деятельности


в соответствии с возможностями и наклонностями учащихся. Немаловажное значение имеет и выбор форм организации творческой работы учащихся: у одних детей творческие возможности- наиболее полно раскрываются при коллективной работе, у других – при индивидуальных занятиях (выпиливании, вырезании, вышивании, рисовании, работе с природным материалом и т. д.).

Творческая работа умственно отсталых детей возможна лишь в том случае, если она постоянно стимулируется. -Важнейшим стимулом является постоянное ощущение результатов своей деятельности. Дети не могут ориентироваться на отдаленные перспективы. Поэтому заслуживает большого внимания вопрос о подготовке успеха детей при публичном выступлении на сцене. В силу своих недостатков многие умственно отсталые дети теряются на сцене, робеют, забывают слова, сбиваются с общего ритма, теряют голос. Это травмирующе действует на психику, поэтому обращается самое серьезное внимание на предварительную подготовку детей к выступлению: отрабатывается каждое движение, участников обучают выражать свои чувства жестами- и мимикой, говорить громко и внятно. В качестве стимулов к лучшему воспроизведению прекрасного используется, также прием раскрытия социальной значимости выполняемой работы. Например, ученик выполнил изделие кое-как. Ему предлагают сделать эту же вещь в подарок маме ко дню Восьмого марта или для детского сада, или на школьную выставку. Как правило, ученик делает все от него зависящее, чтобы вещь была красивой.

Опытные педагоги практикуют включение в самодеятельные коллективы и пассивных, заторможенных детей с целью их активизации.

Неизменным средством эстетического воспитания умственно отсталых детей являются занятия физической культурой и спортом. Они способствуют гармоничному развитию тела, сильных и вместе с тем умелых, ловких и изящных движений, что не только, доставляет детям эстетическое наслаждение, но и является признаком нормализации их физического развития. Непосредственная связь физических упражнений с музыкой предоставляет неограниченные возможности для выработки у учащихся выразительности движений, правильной осанки, так недостающего им изящества, пластичности движений и тонкости мышечных ощущений. Занятия физической культурой вызывают у учащихся положительные эмоции, бодрое настроение; положительно влияют на выработку правильных форм внешнего


поведения: подтянутости, четкости, дисциплинированности и организованности.

Использование средств эстетического воспитания осуществляется в едином комплексе, что позволяет максимально использовать в целях коррекции все возможности, заложенные в организме ребенка, обеспечивая тем самым непрерывное развитие их духовных сил и приобщение к культурным ценностям советского народа.

 

Список литературы

 

Выготский Л. С. Изображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. 91 с.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. М.: АПН РСФСР. - 1958, т. 5, с. 103–224.

Шишкова А. Л. Из опыта по эстетическому воспитанию во вспомогательной школе.– Дефектология, 1977, № 5, с. 43–49.

Щербакова К. В. Изобразительное искусство. – В кн.: Основы специальной дидактики. К.: Рад. школа, 1975, с. 149–174.

Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1974. 117 с.

Грошенков И. С. Уроки рисования в I–VI классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1975. 175 с.

 

Вопросы и задания

 

1. Раскройте основные функции искусства.

2. В чем состоит влияние эстетики на умственно отсталого?

3. Охарактеризуйте основные средства эстетического воспитания.

4. Составьте план проведения экскурсии в лес (на реку) с отражением в нем мероприятий эстетического воспитания школьников.

 

Глава 16. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных