Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ




 

В практике внеклассной работы используются три формы ее организации: массовая, (занятия общешкольного хора, субботники, утренники и вечера, олимпиады, культпоходы, массовые игры и развлечения, соревнования и др.), групповая (занятия кружков, студий, команд, звеньев, отрядов и др.) и индивидуальная (обучение отдельных учеников игре на музыкальных инструментах, пению, художественному чтению, художественной вышивке и т. п.).

К выбору тех или иных форм, а также к их сочетанию предъявляются определенные требования. Они должны соответствовать содержанию данного вида внеклассной работы, учитывать интересы школьников, быть наиболее результативными. Во вспомогательной школе выбор формы организации зависит также от типологических особенностей учащихся, особенно от степени развития у них самостоятельности и познавательных возможностей. Особое внимание обращается на индивидуальную работу с отдельными учащимися, индивидуальная работа вплетается во все другие формы организации внеклассной деятельности школьников.

Смысл ее не только в том, чтобы создать самые благоприятные условия для развития индивидуальных способностей учащихся, но и в том, чтобы создать условия для вовлечения учащихся в коллективные формы работы путем развития их познавательных возможностей и особенно – самостоятельности и инициативности.

Наиболее результативной во вспомогательной школе является кружковая работа. Она удовлетворяет запросы большинства учащихся. При этой форме легко возникают контакты между ними, тесное взаимосотрудничество, получает интенсивное развитие взаимопомощь и взаимоподдержка.

Отбор в кружки происходит с учетом тяжести основного дефекта и характера вторичных нарушений. Например, возможность зачисления ученика в хоровой кружок определяется состоянием фонетического слуха и голоса, в драматический – речи, танцев – движений и т. д.

В кружках создается необходимый охранительно-педагогический


режим: малая наполняемость кружка (4–10 чел.), небольшая длительность занятий (до 1 часа, а с перерывом – до 1,5 часов). Руководство кружками обеспечивают лица, которые не только являются специалистами в определенной отрасли, но, и знают особенности умственно отсталых, умеют с ними работать.

Наибольшее распространение во вспомогательной школе имеют такие кружки: предметные – географические, краеведческие, исторические; художественного слова, чтения и декламации; танцевальный; лепки и ручного труда, художественной резьбы по дереву, художественной ручной и машинной вышивки; юных натуралистов; успешно работают во многих школах кружки киномехаников, по изготовлению игрушек-самоделок, работе с конструктором, по изготовлению дидактических игр и поделок из природного материала, по легкой атлетике и др. Особой популярностью пользуются кукольный театр и кружок юннатов. Во вспомогательной школе имеют место и такие формы организации внеклассной работы, которыми объединяется деятельность значительно большего количества детей, чем в кружке, поэтому они получили наименование массовых. Эта форма работы имеет свои плюсы и минусы. При плохой, ее организации умственно отсталые, у которых процесс общения слабо развит, в большинстве не вовлекаются в активную работу, оставаясь Пассивными соучастниками, мероприятий. Однако при правильной организации этого не происходит, значительно увеличивается число активных участников, исчезает боязнь общения,, застенчивость, безразличие к общим делам, формируется чувство собственного достоинства, вера в свои силы и возможности, а главное – ученики приобретают навыки жить и работать в коллективе.

Это достигается в том случае, если в подготовку и проведение массовых мероприятий вовлекается как можно большее количество детей; имеется явное преобладание активных участников (организаторов, исполнителей) над пассивными (зрителями), а последние являются одновременно исполнителями или организаторами пусть самого малого и кратковременного задания; обеспечивается комплексный подход к проведению массовой работы; в организации и проведении мероприятий принимают участие органы самоуправления и пионерский актив, а деятельность их разумно скорректирована.

Массовая самодеятельная работа характеризуется большим разнообразием ее видов, форм организации и исполнителей.


Например, в подготовке к какому-либо празднику участвуют все классы, кружки, пионерские отряды, хор; ученики празднично оформляют помещения, изготовляют костюмы для выступлений, создают выставки детских работ, выпускают стенные газеты, готовят художественную самодеятельность в различных кружках, разучивают песни, танцы, стихотворения, роли для кукольного театра, отрабатывают акробатические номера и т. д.

Проведение праздников также изобилует многообразием. Это и утренники для младших классов, и вечера для старших ребят, и встречи с передовыми людьми, и соревнования, массовые игры, и просмотр кинокартин. Важно, чтобы все эти мероприятия согласовывались между собой.

На умственно отсталого ребенка весьма отрицательно действуют суетливость, беготня, дергание, неупорядоченность действий, громкие крики, равно как и однообразие, большая длительность отдельных мероприятий, чрезмерная затянутость докладов, выступлений участников, пауз между номерами и несвоевременное начало работы. Поэтому требуется четкая организация всего комплекса мероприятий, строгая регламентация действий всех участников и организаторов, функции.которых тщательно отрабатываются заранее.

Эффективность и воспитательная полезность внеклассной работы во всех ее звеньях находится в прямой зависимости от качества ее планирования. Несмотря на то, что внеклассная "работа находит свое отражение в общем плане работы школы и планах воспитателей и учителей, план каждого значимого мероприятия обсуждается на заседании при директоре. Затем он обсуждается на заседании учкома и совета пионерской дружины. При этом распределяются обязанности между активом, устанавливаются сроки исполнения мероприятий. Педагог здесь выступает не в роли учителя, а в роли старшего товарища, опытного советчика.

Педагог должен вести дело так, чтобы предложенные им формы работы воспринимались учениками как собствен- ное мнение и решение. Главное, чтобы ученики чувствовали себя хозяевами внеклассной работы и несли персональную ответственность за выполнение намеченного планом, чтобы то, что могут, ученики действительно делали сами, не ожидая, чтобы за них это делал учитель, воспитатель или вожатый.

Слаженность, целеустремленность во внеклассной работе достигается при комплексном подходе к ее организации,


предусматривающем единство нравственного, идейно-политического и трудового воспитания.

 

Список литературы

 

Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: Просвещение, 1978. 123 с.

Шевлякова В. Ф. Организация кружковой работы во вспомогательной школе. – Дефектология, 1975, № 1, с. 42–45.

Полякова С. Н. Из опыта работы кружка юннатов во вспомогательной школе. – Дефектология, 1972, № 1, с. 61–64.

Вопросы и задания

 

1. В чем состоит специфика организации внеклассной работы во вспомогательной школе?

2. Окажите помощь вспомогательной базовой школе в составлении плана внеклассной, работы.

 

Глава 17. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных