Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ




 

В соответствии с положениями и выводами педагогической социологии составными компонентами социально-психологического климата детского коллектива являются:

система взаимосвязей и взаимоотношений всех подразделений и членов коллектива;

стиль руководства, осуществляемого в системе ученического самоуправления;

морально-психологический настрой детей;

межличностные взаимоотношения;

ценностные ориентации, установки, интересы членов коллектива;

сложившиеся «в коллективе моральные нормы, групповое и общественное мнение;

наличие традиций и системы перспективных линий, теоретическое обоснование которых дано А. С. Макаренко.


Как обеспечить пуск в действие всех этих факторов? Как найти те связующие силы, которые бы обеспечивали единую направленность их воспитательного воздействия?

Дело усложняется тем, что ни один учитель 1–4 классов, как и классный руководитель, по роду своих обязанностей не выполняет функцию координирования деятельности всех классных коллективов.

Между тем, практика советских школ показывает, что эта функция может быть передана в руки самих школьников, если имеется в наличии четко организованное ученическое самоуправление. В начальных классах возможность такого решения крайне ограничена в связи с малой самостоятельностью и недостаточной социальной зрелостью учащихся. Здесь требуется помощь педагогов. Однако ее эффективность тоже зависит от целого ряда обстоятельств. Например, установлено, что в тех школах, где эта помощи не сочетается с деятельностью ученического самоуправления, по причине его отсутствия, сплочение коллектива происходит с большими трудностями, Отсюда на первое место выдвигается проблема сочетания педагогического и ученического руководства коллективом.

Речь идет, прежде всего, о степени интенсивности педагогической помощи и самостоятельности органов самоуправления на различных этапах формирования коллектива. На первом этапе, когда ученики, наделенные функциями управления коллективом, еще не способны самостоятельно выполнять свои функции без серьезных ошибок, педагогическая помощь приобретает дробный, развернутый и дифференцированный характер: педагоги не только, программируют деятельность органов самоуправления, но и направляют каждое их действие, учат искусству руководства другими; затем, по мере овладения тем или иным организационным навыком, ученик как бы освобождается от опеки в этом виде деятельности, ему предоставляется возможность проявить свою инициативу и самостоятельность.

Постепенно количество таких навыков у активистов увеличивается, одновременно с этим педагогическая направленность все более теряет свою дробность, адресованность каждому поступку и, действию, приобретая форму совета, консультации, совместного обсуждения сложных ситуаций, затруднений.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных