Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ




 

В пионерской организации много различных форм коллективной деятельности детей. Это пионерские сборы, костры, слеты, трудовые воскресники, турпоходы, спортивные соревнования, олимпиады, утренники, вечера, пионерские викторины.

Важное место в жизни дружины и отрядов занимают пионерские сборы, которые являются специфической формой коллективной деятельности пионеров, основанной на самодеятельности,


инициативе и элементах игры. На сборах пионеры избирают актив, обсуждают планы, здесь же стартуют новые пионерские начинания, определяются ближние и дальние перспективы: какие дела надо начать в помощь школе, колхозу, что делать в зоне пионерского действия, какие соревнования, смотры, олимпиады, походы, игры, встречи надо провести, какие и кому из пионеров дать поручения. Тут же пионеры рассказывают о своих делах, о выполненных поручениях. Тематика сборов самая разнообразная: на одних отмечаются знаменательные даты, события политической, общественной жизни, праздники; другие посвящаются дню рождению отряда, присвоению ему звания, имени, приему в пионеры; третьи – проведению общественно полезной работы, отрядной игре, встрече с комсомольцами предприятий. Темой их может быть творчество писателей, например, А. Гайдара, Н. Островского и др. Отдельные сборы посвящаются итогам проведенной работы.

Сборы проводятся не только в школе, но и вне ее стен: в клубе или красном уголке завода, возле памятника В. И. Ленину, в музее, на стадионе, в домоуправлении, на лоне природы и т. п.

Сбор дружины проводится лишь в исключительно важных случаях: в начале или конце года для подведения итогов работы и выбора актива. 19 мая, в день рождения пионерской организации, вошло в традицию проведение всесоюзной радиолинейки, посвященной годовщине выступления В. И. Ленина на III съезде комсомола.

Сборы дружины посвящаются также всенародным праздникам – дню рождения В. И. Ленина, годовщине Великого Октября, Дню Победы и т. п. Нередко такие сборы проводятся в виде маевок за городом, военной игры в день Советской Армии и т. д.

Любой сбор проводится в увлекательной, эмоционально окрашенной форме с широким использованием игры, пионерских ритуалов, традиций и линейкой (вынос знамени, рапорты, сигнал горна на сбор, маршировка под барабан, исполнение любимых песен и т. п.).

Каждый сбор тщательно готовится: на совете отряда или дружины определяется его тема, намечается программа, распределяются поручения.

В экстренных случаях сбор может быть проведен и без подготовки. Такой сбор ограничивается линейкой. Подается сигнал, дружина выстраивается. Пионеры сдают рапорты, выносят знамя, делают сообщение, ставшее причиной сбора.

На сборах дружины лучшим отрядам присваиваются почетные


имена, вручаются награды победителям соревнований, смотров, олимпиад; определяются отряды-правофланговые, ставшие подлинными маяками в пионерских делах, учебе, труде.

Неизгладимое впечатление оставляют у пионеров сборы, проводимые в виде костра, особенно если это настоящий костер на лоне природы. В романтической обстановке проводятся беседы с интересными людьми или обсуждение вопросов пионерской жизни, песни, игры.

Многообразны и формы объединений, создаваемых для осуществления пионерских дел – звенья, специальные отряды, бригады, штабы, клубы, посты и т. п.

Центром всей пионерской работы является пионерская комната. Это и штаб, и клуб, и рабочий кабинет старшего пионервожатого, и командный пункт дружины, и методический центр. Отсюда идут команды-задачи, сюда же поступает информация о жизни пионерского коллектива, их прорабатывают совет дружины и актив. Здесь советуются вожатые со старшими друзьями пионеров, обучается пионерский актив. В форме оперативных стендов, например «Карта зоны пионерского действия», «Кто, что, где, когда?», в пионерской комнате сосредоточена информация о планах и деятельности дружины и отрядов: план-календарь на месяц, четверть, а то и на неделю, план очередного общего дела, очередного совета дружины, актива, работы пионерских клубов, кружков, программа обучения актива. Каждый пионер может узнать, о ближайших планах пионерской организации, помещенных на специальной доске объявлений возле пионерской комнаты. Организационную работу в пионерских комнатах ведут дежурные, деятельность которых осуществляется под руководством одного из членов совета дружины.

Кроме членов советов дружины и отрядов в актив пионерской комнаты входят пионеры, ответственные за отдельные участки работы – пионерскую игротеку, библиотеку, соревнования, работу редколлегии, стенной газеты, радиоузла и т. п.

Пионерская комната одновременно является и любимым местом дружеских встреч, своеобразного обмена мнениями, местом, где пионеры могут поиграть в лото, шашки, шахматы, прочитать свежие журналы и газеты, получить ответ на волнующий вопрос.

Первым показателем хорошей организации работы пионерской комнаты является то, как часто и охотно посещают ее пионеры. Помимо иных причин, это зависит также от ее оформления. Прежде всего она должна быть самым уютным,


лучшим и наиболее привлекательным уголком. В хорошей, светлой, чистой комнате детям думается и работается легко и весело. В ней не должно быть ничего лишнего, формального, пустого, стандартного в оформлении и оборудовании, каждый стенд должен быть изготовлен руками детей. Комната должна быть просто и красиво обставлена.

По традиции в пионерской комнате сохраняются важнейшие пионерские символы и атрибуты: знамя, вымпелы, эмблемы, горны, барабаны; красочно и в то же время просто оформленные тексты пионерского девиза, Законов пионеров Советского Союза, выписки из указов о награждении пионерской организации орденами Ленина, цитатами из речи В. И. Ленина на III съезде комсомола, его портрет и портреты его соратников. Все в этой комнате должно воспитывать пионеров и располагать их к дружной работе.

 

Список литературы

 

Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. – Полн. собр. соч., т. 41,с. 298–318.

Пионерская организация.имени В. И. Ленина. Пособие для пед. училищ. М.: Учпедгиз, 1956. 326 с.

Книга вожатого. М.: Мол. гвардия, 1972. 351 с.

Цвикина М. И. Организация и работа «Пионерской фабрики». – В кн.: Воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: АПН РСФСР, 1957, с. 59-62.

Пик И. Д. Понимание учениками вспомогательной школы цели своей пионерской деятельности. – В кн.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Л.: Изд. ЛГПИ, 1969, с. 129– 143.

Еременко И. Г. Организация ученического коллектива во вспомогательной школе. К.: Респ. учебн.-метод, кабинет спецшкол Министерства просвещения УССР, 1981. 48 с.

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы принципы деятельности пионерской организации?

2. Как следует педагогам оказывать помощь пионерской организации?

3. Каким образом обеспечивается учет возрастных особенностей детей в пионерской работе?

4. Во время прохождения педагогической практики окажите вожатому помощь в оборудовании пионерской комнаты в соответствии с современными требованиями.

5. Составьте примерный план работы совета пионерской дружины.

 


Раздел IV

 

ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

 

Глава 19. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Во вспомогательной школе-интернате педагогический процесс осуществляется учителями и воспитателями в содружестве с медицинскими работниками.

Функции учителя и воспитателя не ограничиваются работой в классе или воспитательной группе. Оба они каждый по-своему ежечасно решают образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, используя классные и. внеклаесные формы работы.

Учитель. Профессия учителя – одна из наиболее массовых и общественно необходимых профессий. Учитель дает первоначальные основы знаний, умений и воспитания всем: и рабочему, и колхознику, и врачу, и инженеру, и академику, и космонавту, и общественному деятелю. Всем им он открывает дорогу к знаниям. В. И. Ленин отмечая, что народный учитель - это действительно высокое звание, требовал, чтобы в нашей стране он был «поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе» [9, 365–366].

Коммунистическая партия создала все условия для духовного роста и материального обеспечения учителей. Труд учителя отмечается правительственными наградами, тысячи учителей избираются в Советы народных депутатов.

В едином строю со всеми трудится и учитель специальной школы. Его благородное и высокогуманное дело снискало всеобщее уважение. Он пользуется всеми правами и привилегиями наравне с коллегами из массовой школы. За сложность работы правительством установлена значительная надбавка к его зарплате.

Деятельность учителя вспомогательной школы имеет общую с учителем массовой школы идейно-политическую и педагогическую направленность. Вместе с тем, она и глубоко специфична, поскольку приходится иметь дело с контингентом учащихся, отличающихся общим и индивидуальным своеобразием всей психики, обусловленной нарушением функций центральной нервной системы,


Недостаточное развитие познавательных возможностей, наличие отклонений в поведении и эмоционально-волевой сфере детей – все это постоянно ставит перед учителем сложные задачи и проблемы: как определить степень замедленности процесса обучения в зависимости от сложностей учебного материала, обеспечить сочетание расчлененного и целостного способов подачи материала, найти способы создания у детей стойкого интереса к изучаемому материалу, формирования у них произвольного внимания, сосредоточенности на изучаемом материале. Одновременно с этим необходимо еще найти пути претворения в жизнь принципов коррекции при изучении различного по содержанию учебного материала, обеспечивать условия для исправления недостатков развития у учащихся восприятий и представлений, мышления и речи, интереса и внимания, памяти и эмоционально-волевой сферы. В каждый момент своей деятельности учителю также приходится решать сложнейшие задачи, касающиеся построения своих отношений с учащимися, учитывая то, что их нервная и психическая системы ослаблены и необычайно ранимы.

Качества учителя вспомогательной школы являются отражением сложившихся в советском обществе и раскрытых в литературе, особенно в трудах Н. К- Крупской, М. И. Калинина, А. С. Макаренко, требований к каждому учителю. Это – наличие марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической идейности и нравственного совершенства, широкий общеобразовательный кругозор и высокий культурный уровень, общее и специальное педагогическое образование, фундаментальное освоение предмета преподавания, всестороннее знание своих учащихся, владение педагогическим мастерством, наличие твердого характера и воли, необходимых для достижения поставленной цели и преодоления препятствий на пути к ее достижению, стремление к постоянному, непрерывному духовному росту, повышению своей квалификации, совершенствованию характера, воли и нравственных качеств.

Из этих качеств особое значение имеет наличие стройного и прочного диалектико-материалистического мировоззрения. Владение им позволяет учителю ориентироваться в сложнейших методологических вопросах, определяющих цели, задачи, содержание и методы работы с аномальными детьми, во взаимоотношении нормального и патологического развития, биологического и социального факторов формирования личности в условиях нарушения материального носителя психического–мозга; позволяет глубже познать природу


основного дефекта и сопутствующих ему вторичных нарушений, видеть перспективу в своей работе, своевременно и правильно предупреждать попытки привнесения в практику воспитания умственно отсталых детей всяческих предрассудков и, антинаучных концепций «моральной дефективности», «познавательного потолка» в развитии умственно отсталого ребенка и др.

От учителя вспомогательной школы не в меньшей мере требуется высокий уровень образованности и культуры. Хотя вспомогательная школа дает своим питомцам небольшой объем знаний, однако для того, чтобы его донести до учащихся, от учителя требуется огромный запас знаний и большой жизненный опыт..

Прежде всего, ему необходимы знания общей педагогики и психологии, и не только потому, что развитие и воспитание умственно отсталого ребенка происходит по общим законам, свойственным всем детям, но и затем чтобы правильно использовать ценный опыт, накопленный общей педагогикой, в воспитании умственно отсталых, чтобы, наконец, не допустить отрыва, обособленности педагогического процесса, осуществляемого во вспомогательной школе от общей педагогической мысли, от жизни вообще.

Кроме того, учитель обязан иметь общую и специальную дефектологическую подготовку, предполагающую прежде всего знание основ естественнонаучных и медицинских наук, раскрывающих природу умственной отсталости – общей и патологической анатомии и физиологии человека, невропатологии и психопатологии, олигофренопсихологии, методов клинического обследования детей. Среди умственно отсталых школьников имеется значительное количество таких, которые страдают нарушениями речи, а иногда и слуха. Преодоление этих недостатков невозможно без знаний анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи, основ логопедии. Наконец, чтобы сознательно и целесообразно осуществлять выбор методов и приемов обучения и воспитания, педагогу вспомогательной школы необходимо глубоко знать основы олигофренопедагогики.

Все эти знания учитель получает на студенческой скамье. Однако они могут оказаться мертвыми и недостаточно действенными, если учитель ограничится ими и не будет их систематически пополнять, обогащать и углублять в течение всей своей педагогической практики. «Учитель – говорил М. И. Калинин, – отдает свою энергию, кровь, все, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. Но если сегодня, завтра, послезавтра он будет отдавать все, что у него есть,


и не будет при этом снова и снова пополнять сбой знаний, силы, энергию, то у него ничего не останется. Он должен, с одной стороны, отдавать, а с другой – как губка впитывать в себя, брать все лучшее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдавать детям» [38, 166].

Условия работы с аномальными детьми требуют также наличия у учителя особых личностных качеств. Это, прежде всего, обостренное чувство гуманизма. Известно, что легко любить благополучно развивающегося ребенка. И, вместе с тем, не всегда и не так просто возникает это чувство к аномальному ребенку с его набором всевозможных нежелательных отклонений от того, что обычно вызывает у нас радость, восхищение, любовь. А между тем именно этот ребенок, как никакой другой, нуждается в настоящей материнской любви, ласке, душевной теплоте, которые он не так часто получает в семье. Все это он должен получить в школе, прежде всего от своего учителя и воспитателя. Учитель, который не способен дать ему это, не может работать во вспомогательной школе. Советскому учителю чуждо такое отношение к ребенку, когда, как говорила Н. К. Крупская, в обращении с детьми все позволяется на том основании, что с ними, дескать, ничего не поделаешь: они «дефективны». Поэтому, как справедливо отмечала Н. К. Крупская, на работу с такими детьми должны идти лучшие люди, живые, чуткие, могущие полюбить ребят, заслужить их доверие, умеющие подойти к ним, понять их душевное состояние, вовремя прийти на помощь, поддержать их усилия стать лучше, такими, как все [37, 210–211].

Основу этой истинной человечности составляют не жалость и сострадание, а действительное уважение к ребенку как к человеческой личности, вера в его возможности совершенствования.

Вдохновляющим стимулом для педагога вспомогательной школы является мысль выдающегося русского физиолога И. П. Павлова о чрезвычайной пластичности высшей нервной деятельности, ее огромных возможностях, когда «ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [48, 454]. Учитель обязательно должен знать индивидуальные особенности своих воспитанников, систематически наблюдать за деятельностью и поведением школьников. Очень важно получить четкое представление о природе основного дефекта каждого ученика и о характере осложнений, возникших на его почве и под влиянием неблагоприятных жизненных уcловий.


Учителю необходимо иметь полную ясность в том, в какой степени отразился дефект на различных сторонах психики учеников, какие имеются у ребенка сохранные стороны, ценные черты, на которые можно опереться в коррекционной работе. Конкретный характер мышления и недостаточное развитие обобщений и отвлечений обусловливают особые требования к преподаванию.

Учитель должен уметь излагать материал ясно, выразительно, живо и ярко, следить за своей речью чтобы она не была бесцветной, слишком громкой, быстрой или, наоборот, очень растянутой, и монотонной. Также должна обеспечиваться строгая логичность в раскрытии понятий и событий, концентрированное и в то же время распределенное внимание учителя, дающее ему возможность охватывать своим воздействием целый класс и в то же время иметь в поле зрения каждого ученика.

Классный руководитель. После учителя-классовода в последующие годы обучения главным наставником и высшим авторитетом для учащихся становится классный руководитель. Все, что делается и происходит в классе – на уроках и переменах, – теснейшим образом связано с его деятельностью. Классный руководитель организует учебную деятельность и поведение учеников и классного коллектива: добивается высокой успеваемости, дисциплины и порядка в классе, полнокровной деятельности классной ученической организации и пионерского отряда. Он регулирует межличностные отношения внутри детского коллектива, вместе с воспитателем оказывает влияние на поведение учеников во внеурочное время. Классный руководитель обеспечивает единство и согласованность в действиях других учителей, работающих в данном классе, а также согласованность в работе старосты и членов совета пионерского отряда с органами школьного самоуправления и советом пионерской дружины. Классный руководитель проводит систематическую работу с родителями и поддерживает тесную связь с предприятиями, на которых проходит производственная практика учащихся. В обязанности его входит также изучение учеников, составление на них психолого-педагогических характеристик, планирование воспитательной работы в классе, составление отчетности об успеваемости и воспитательной работе;

Ответственным моментом, в работе классного руководителя является адаптация к новым условиям учебы учащихся, переходящих из 4-го в 5-й класс. Для учащихся, приспосабливающихся к новым условиям жизни в силу инертности


нервных процессов, обстановка, в которой преподавание ведется несколькими педагогами, имеющими свой стиль построения отношений с детьми, свои приемы индивидуального подхода, является необычной и порой вызывает у них нервное перевозбуждение, возникновение стрессовых состояний. Классный руководитель должен помочь учащимся приспособиться к этим новым для них условиям. Он добивается соблюдения преемственности в работе учителей 4-го и последующих классов. Задолго до руководства классом он тщательно изучает постановку работы в 4-м классе и особенности его учеников. Приступив к исполнению своих обязанностей, классный руководитель ориентирует учителей на то, как необходимо обеспечить единство их действий, знакомит их с индивидуальными особенностями каждого ученика, совместно с ними разрабатывает общие линии поведения, индивидуального подхода к учащимся, требующим особого к себе внимания, иногда иного отношения и усиленной индивидуальной помощи.

Воспитатель Деятельность учащихся во внеурочное время организуется и направляется воспитателем учебной группы. Работа его многогранна, сложна и динамична. Воспитатель обеспечивает соблюдение детьми режима дня: подъем, уборка постелей и спален, утренний туалет и участие воспитанников в утренней гигиенической зарядке, подготовка к занятиям и явка на уроки. В послеурочное время он организует прогулки, экскурсии, беседы, громкое чтение, игры и развлечения, вовлекает воспитанников в массовые мероприятия по плану внеклассной работы: участие в общешкольном хоре, кружках самодеятельности, пионерской работе, физкультурно-спортивных мероприятиях, организует внеклассное чтение и подготовку домашних заданий.

Воспитатель является для детей и мудрым наставником, и старшим товарищем, с которым можно поделиться своими сокровенными мыслями. Он, же заменяет многим мать или отца. Воспитатель заботится о здоровье детей, их настроении, установлении правильных взаимоотношений между ними. Однако это не простая опека и забота лишь о материальном обеспечении детей, а сложная и многообразная система воспитания.

Истинное призвание воспитателя – правильная организация коллективной жизни воспитанников, наполненной интересными и полезными делами. В условиях, когда у умственно отсталых школьников еще не развиты способности трезвого анализа своих действий, а нравственное чувство


и ум еще не развиты до ясного понимания своих обязанностей, смысла многих нравственных понятий, имеющих обобщенное содержание, воспитатель не может строить свою работу путем распоряжений, запрещений, замечаний, мелкой регламентации действий воспитанников. Он должен, не жалея времени и усилий, ясно, доступно и на конкретных примерах разъяснять смысл каждого поступка, морального правила, добиваться разумности в поведений каждого ребенка.

Важнейшим условием достижения успеха в воспитательной работе является создание ученического коллектива группы, вовлечение в активную коллективную жизнь всех его членов. Следует добиваться такого положения, чтобы все мероприятия и отдельные поручения, намеченные воспитателем, предлагались не прямо, а через актив коллектива. Скажем, получено задание произвести уборку определенного участка школьного двора: Воспитатель ставит эту задачу перед активом коллектива, который распределяет обязанности среди учеников, берет на себя ответственность за выполнение отдельных участков работы. После завершения работы результаты ее обсуждаются на собрании группы. При такой постановке работы результаты всегда получаются лучшими, чем в том случае, если бы воспитатель сам распределял обязанности и взял на себя функции управления деятельностью группы.

В соответствии с этим принципом организация детей на выполнение режима дня тоже должна быть построена так, чтобы сами учащиеся группы Отвечали за нее: обеспечивали организованный подъем, уборку спален, совершение туалета, организованное посещение столовой, приход на уроки и т. д. Таким образом, воспитатель строит свою работу с детьми так, чтобы они развивали в себе общественную активность, самостоятельность и инициативность путем участия во всех делах группы и школы. Этот же принцип соблюдается и при организации работы по выполнению домашних заданий. Если в 1–4 классах воспитатель много внимания уделяет регламентированию действий учащихся, то чем старше класс, тем учащиеся пользуются все большей самостоятельностью, и свободой в организации своих действий. В 7–8 классах ученики должны уже полностью самостоятельно делать все домашние задания, принимать участие в организации занятий по самоподготовке, проверке выполненных заданий, в оказании помощи более слабым школьникам.


Учитель-логопед Многие ученики вспомогательной школы, особенно начальных классов, имеют речевые недостатки. В связи с этим в штате школы предусмотрена должность учителя-логопеда. Он работает по особому плану, во второй половине дня. Логопед совместно с учителем того или иного класса проводит изучение речевых нарушений у учащихся, определяет нуждающихся в специальных занятиях. Из числа их создаются группы для занятий в логопедическом кабинете, специально для этого оборудованном. Проводятся фронтальные и индивидуальные занятия. Группы формируются по возможности из детей одного класса или, если это невозможно, – из учащихся двух-трех ближайших классов. Кроме логопедических занятий логопед поддерживает тесную связь с учителями, вместе с ними устанавливает речевой режим и единые требования, к детям со стороны логопеда и учителей. Ведется сопряженное наблюдение за речью детей, В классе осуществляется работа по закреплению навыков, приобретенных на логопедических занятиях. Тесные контакты в работе логопеда и учителей, поддержанные администрацией школы и всем педагогическим коллективом,– залог повышения успеваемости в школе.

Воспитательный процесс во вспомогательной школе приобретает наибольшую результативность лишь в том случае, если учителя, воспитатели и классные руководители действуют в полном контакте, согласованно и дружно. «Ни один воспитатель,.– писал А. С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность» [44, 179]. Практика убедительно подтвердила вывод А. С. Макаренко о том, что там, где нет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.

Особую актуальность приобретают эти положения, когда речь идет об умственно отсталых детях, у которых всякое нарушение привычного образа жизни, отклонение от принятого порядка вызывает остро негативные реакции, что сказывается и на их поведении.

Наблюдения показывают, что всякие отклонения от общепринятого порядка в моменты значительных эмоциональных напряжений (экзамены, контрольные работы, ответ у доски, конфликтные ситуации): отказ ученику в законном требовании, запугивание плохой оценкой или наказанием и др. – являются для умственно отсталых чрезмерными раздражителями, которые в своей совокупности могут стать


источником дидактогенных неврозов, то есть заболеваний, приобретенных по вине педагога.

Умственно отсталые дети в связи с конкретным характером мышления и склонностью к подражанию с трудом воспринимают словесно-выраженные нравственные нормы и правила вследствие их обобщенного характера. Вместе с тем дети легко их усваивают на наглядных примерах поведения.

Наиболее действенную силу оказывает пример учителя и воспитателя. Это обстоятельство необходимо учитывать каждому педагогу, работающему во вспомогательной школе. Доверчивые, впечатлительные и прямолинейные натуры умственно отсталых не могут допускать и мысли, чтобы Их учитель поступал неправильно. Многие из них, особенно доверчивые, подражают всем его поступкам и действиям. Это обязывает учителя внимательно, следить за своим поведением с тем, чтобы всегда служить для своих питомцев подлинным примером честности, правдивости, преданности своему делу и верности своей Родине, который они потом пронесут через всю свою жизнь, с благодарностью вспоминая своих первых наставников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных