Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ядгаров Джахонгир Б01-710-1. Галилео Галилей был итальянский физик, астроном, математик и философ

Галилео Галилей был итальянский физик, астроном, математик и философ. Он сыграл важную роль в научной революции 17 века и считается одним из основателей современной науки. Своими исследованиями законов природы, он заложил основы современной экспериментальной науки, а своим созданием астрономических телескопов он значительно расширил масштабы человеческого видения и углубил представления о вселенной. Кроме того, он дал строгую математическую формулировку для многих физических законов. Основной вклад Галилея в науку включает в себя: открытие постоянства качания маятника; формулировку закона равномерного ускорения падающих тел; описание правильной параболической траектории ядра и других снарядов; выдвижение идей, лежащих в основе законов движения Ньютона и подтверждение теории Коперника. Галилей также внес вклад в прикладную науку и технику: он изобрел мощный насос с лошадиной тягой для поднятия воды в здания, первый мощный астрономический телескоп, а также улучшил строение компаса. Вклад в физику. Во время работы профессором (1589-92) в университете Пизы, он начал свои опыты, касающиеся законов движения тел, результаты которых вошли в противоречие с учением Аристотеля, что вызвало сильный антагонизм и непринятие в ученой среде. Так, Галилей доказал, что объекты с разной массой падают с одной и той же скоростью. Галилейтакже выдвинул теорию гидростатического равновесия и теорию центра тяжести твердых тел. Вклад в астрономию.

Его достижения включают усовершенствование телескопа и систематизированные астрономические наблюдения, а также поддержку теории Коперника. Впервые применив телескоп для изучения неба, он обнаружил (1609 - 10), что поверхность Луны является неправильной, что Млечный Путь состоит из звезд, а также то, что Юпитер имеет четыре крупнейших спутника (Каллисто, Европа, Ганимед, Ио). Он наблюдал и изучал овальную форму Сатурна, фазы Венеры и пятна на солнце.
Научные математические методы.

Галилей сделал оригинальный вклад в науку о движении через инновационное сочетание эксперимента и математики.
Галилей утверждал, что наука должна быть основана на наблюдении, которое является истинным источником знаний о физическом мире, в отличие от традиционной опоры на философские размышления.
Он выступал также за сдержанную оценку наших знаний о природе, в отличие от догматической безаппеляционности поздней средневековой мысли. Концепцию мира в сочетании с современной наукой часто называют Галилеевским взгляд на мир.
Основные работы:
Sidereus Nuncius (Звездный вестник, 1610), Il saggiatore (Пробирных дел мастер, 1623), Dialogo sopra i due massimi sistemi del mondo tolemaico, e copernicano (Диалог о двух главнейших системах мира, 1632), Беседы и математические доказательства двух новых наук (1638).

2. Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в. в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.
В процессе слияния мелких феодальных владений отчетливо проявилась тенденция объединенных государств к эмансипации от политической власти папства. В XIII в. римско-католическая церковь представляла собой огромное общеевропейское «государство над государствами». Папы активно вмешивались в дела управления европейскими государствами, ставили и короновали королей, отстраняли неугодных им королей и даже императоров. Через свою систему централизованного духовного управления Ватикан выкачивал из стран Западной Европы огромные средства.
Беззастенчивое корыстолюбие высшего духовенства римско-католической церкви, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали стихийные протесты среди верующих и низшего духовенства. В различных странах Европы возникло движение так называемой реформации (изменения в церковном управлении), вспыхнул ряд восстаний против засилия пап (индульгенции), епископов и монастырей. В начале XV столетия в Чехии началось знаменитое восстание против власти Ватикана под руководством Яна Гуса — видного проповедника, профессора и ректора Пражского университета (основан Карлом IV в 1349 г.).
В обстановке всеобщего возмущения корыстолюбием римско-католического духовенства в различных странах Европы стали открыто высказываться сомнения не только в законности светской власти пап, но и в справедливости некоторых религиозных догматов и схоластической философии, составляющих идейные основы католицизма. Неудовлетворенность религиозной схоластикой, поиски новых путей для решения мировоззренческих вопросов значительно оживили умственную жизнь Европы.
В образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских «языческих» философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках — Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки с сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс), ознаменовавшая собой начало нового времени в социальной истории.
На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм (humanitas — «совершенство человека»). Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265—1321), Петрарка (1304-1374), Боккаччо (1313-1375) и др.
В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения -- Леонардо да Винчи (1452—1519), Микельанжело (1475— 1564), Рафаэля (1483-1520), Дюрера (1471-1528), Тициана (1477—1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.
Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.
В эпоху Возрождения были сделаны великие географические открытия. Еще в конце XIII в. Марко Поло (1254—1324) совершил путешествие через страны Ближней Азии в Китай, причем провел в азиатских странах более 20 лет. Описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников, искавших дорогу в сказочную Индию. В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469—1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий. Христофор Колумб (1450—1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку. Магеллан (1480—1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.
В области естественных наук эпоха Возрождения ознаменовалась появлением ряда ученых-новаторов, впервые своими трудами поколебавших основы перипатетической и схоластической философии. В 1542 г. Николай Коперник (1473—1543) ниспроверг старую, поддерживавшуюся авторитетом церкви, геоцентрическую систему Птолемея (II в), и развил новую гелиоцентрическую систему. Дальнейшее развитие учение Коперника получило в открытиях Галилео Галилея (1564—1642) и Иоганна Кеплера (1571—1630), заложивших основы теоретической астрономии. Заметных успехов в эту эпоху достигли механика, математика и другие науки.
Движущими силами крупнейших научных открытий и достижений эпохи Возрождения были глубокие преобразования в характере и масштабах производства. Уже в XV в. начался процесс перехода от ремесленных способов производства, характерных для эпохи феодализма, к мануфактуре. Этот процесс, ознаменовавший собой начало капиталистической системы производства, вызвал глубокие социально-экономические изменения в жизни общества.
Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук и, в частности, химии. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».
Одним из крупнейших представителей науки и искусства эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи. Будучи замечательным механиком, математиком, инженером-конструктором, анатомом и художником, Леонардо да Винчи интересовался и некоторыми вопросами химии. Он сам, например, изобретал и готовил краски для своих картин. В его взглядах отразились новые веяния эпохи Возрождения. Вот что пишет Леонардо да Винчи о роли воздуха в процессе горения: «Огонь-стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».
Подобные новаторские мысли, как будет видно, характерны для многих химиков эпохи Возрождения.

 

3. Центр внимания философа в эпоху Возрождения перемеща­ется от Бога к человеку, и главным становится понятие гуманиз­ма (от «homo» — человек). Ярким примером философа-гумани­ста может служить Эразм Роттердамский (1466/69—1536). Как у всего существующего, у гуманизма есть своя обратная сторона, заключающаяся в чрезмерном превознесении человека, пред­ставлении, что он есть венец творения, высшее создание Все­ленной и вправе подчинять себе все окружающее. В то же время антропоцентризм не мог бы занять господствующего места в культуре, если бы не подкреплялся верой в великое этическое предназначение человека, в его способность подняться на новый нравственный уровень, стать подобным Богу как по своим твор­ческим возможностям, так и по моральным качествам. Понятие «гуманизм» обладает в отличие от понятия «антропос» нравст­венным содержанием, связано с понятием гуманности (анало­гично тому, как соотносятся понятия «человек» и «человеч ность»). Большое значение для философского движения эпохи Возрождения имели сочинения Цицерона, откуда, собственно, философы Возрождения и почерпнули понятие гуманизма.

Возрожденческая концепция гуманизма стала первой в исто­рии европейской культуры, но исторически более ранним был гуманизм Конфуция, который отличался от европейского гума­низма тем, что не был так тесно связан с антропоцентризмом и последующей ориентацией научной европейской культуры на покорение природы. Именно эта направленность европейского гуманизма вызвала последующую критику его в современной философии, о чем речь пойдет ниже.

Индивидуализм эпохи Возрождения, ее сосредоточенность на проблеме индивида в философском плане стимулировали субъективизм — ориентацию на мир субъекта — внутренний, психологический мир личности, а не на объективный мир, ко­торый тем самым противопоставлялся человеку. Затем в фило­софии Нового времени такой подход превратится в дилемму субъекта и объекта и в представление о двух субстанциях у Де­карта.

Гуманизм эпохи Возрождения распространялся и на соци­альные отношения. Если Макиавелли в своих социально-поли­тических выводах во многом был скептиком, то Томас Мор (1478—1535) стал выразителем нового социального идеала эпохи Возрождения, отталкиваясь от идеального государства Платона (по аналогии с платонической любовью его можно назвать пла­тоническим государством). В идеальном государстве Платона двум высшим классам запрещается иметь собственность в част­ном владении. «Утопия» Т. Мора зиждится на равномерном рас­пределении материальных благ между всеми гражданами. Этот новый вариант социального идеала оказал большое влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

В утопических социальных проектах не учитывается несо­вершенство человеческой природы (с религиозной точки зрения греховность человека), а постольку, поскольку это учитывается (насилие в государстве Платона и Мора), общество уже не будет идеальным. Мор положил начало целой серии утопий — из них самая ранняя «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568—1639), затем попыток реального воплощения социалистических проек­тов в жизнь путем образования общин (Сен-Симон, Фурье), и, наконец, когда широкие массы вышли на политическую арену в XIX в, создания коммунистической идеологии Марксом и по­пытки ее реализации в СССР в XX в.

Важным практическим шагом в области философии права было различение Гуго Гроцием (1583—1645) исторического и ес­тественного права; первое основывается на общественных по­становлениях, а второе коренится в сущности человеческой при­роды. От теории государственного договора Гроция, который, по его мнению, проистекает из потребности человека в обще­нии, тянется ниточка к концепции государства как обществен­ного договора Ж.-Ж. Руссо. Подобно тому, как из отдельных ин­дивидов посредством договора слагается государство, так, по Гроцию, в силу договора между государствами возникает сооб­щество народов.

 

 

Задание уровня «Вершины»:

Вопросы:

1. В чем суть теории абсолютного государства Т. Гоббса?

2. Что задает границу познания в философии Дж. Локка?

3. В чем суть Контрреформации?

 

Ответы:

 

1. Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ. Гоббс в своем социально-философском учении выступает с критикой различных политических догм, созданных мыслителями прошлого. Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств, в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науке невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине. По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества что их применение может затронуть частные интересы людей.

Гоббс делает вывод: в центр исследования следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни. Изучение общественных явлений дает основу философии «политического тела». По Гоббсу, если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в государстве.

Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство — это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Отсюда Гоббс делает вывод, что все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом государство должно заботиться об интересах и счастье народа. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок; оно должно давать гражданам возможность увеличивать свое богатство, однако в безопасных для государства пределах.

 

2. Самый узнаваемый принцип философии Джона Локка – TABULA RASA [табуля раза] – «чистая доска». У Локка это значит «сознание до всякого опыта», белоснежный лист бумаги безо всяких символов. Это выражение употребляли и Аристотель (384-322) – естественно греческий вариант – и Альберт Великий (1193-1280), но в истории философии этот принцип крепко связан с Локком. В 1690 году Локк издал книжку «Опыт о людском разуме». Там он поставил задачку: установить происхождение, природу и значимость людского познания, и в особенности установить пределы, в каких человечий разум может и должен действовать, также границы, за которые нельзя выходить. Т. е. следует обозначить области, закрытые для разума в силу его структуры. Представьте для себя корабль, идущий по морю над рифами. На носу стоит матрос с лотом (лот – это таковая верёвочка с грузом) и промеривает глубину перед кораблём. Спрашивается, какой длины должен быть лот? Кораблю в этом примере принципиально пройти над рифами, целью его команды не является составление карты морского дна. Видимо, лот должен доставать до нижнего края киля корабля и ещё чуток ниже. Всё, что ещё ниже – никак не влияет на прохождение корабля над рифами. Лот – это разум. Разум не должен заниматься познанием ВСЕГО. «Наша задачка тут – знать не всё, а то, что принципиально для нашего поведения», – писал Локк. Локк: «…если б как надо были исследованы возможности нашего разума, выявлены пределы нашего познания и найдены границы освещенной и тёмной части вещей, постигаемой не постигаемой нами, люди примирились бы с открыто общепризнанным неведением одной части и с большей полезностью и удовлетворённостью направили бы свои мысли и рассуждения на другую». В философии Локка соединяются две традиции. С одной стороны, это была британская эмпирическая традиция (философия Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Френсиса Бэкона и Томаса Гоббса). С иной стороны, это была философия Декарта. Локк заимствовал у Декарта представление о том, что единственным объектом людского мышления является мысль. Но сам Локк утверждал, что идеи происходят из опыта, и, следовательно, опыт – это непреодолимый предел всякого возможного познания. (Декарт задумывался, что идеи – врожденны). Главные тезисы Локка. 1. Не существует ни врожденных идей, ни принципов. 2. Ни один человечий разум, каким бы мощным и массивным он ни был, не способен сформировать либо изобрести идеи, не может убить уже имеющиеся идеи. 3. Потому источником и пределом разума является опыт. Вот что означают эти тезисы.

3. Контрреформация — Контрреформация была составной частью общей феодально-католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Первоначально Контрреформация выражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, прежде всего в Германии и Швейцарии. Распространению Контрреформации содействовало то обстоятельство, что значительные общественные слои, готовые поддержать Реформацию в умеренном варианте, были напуганы выступлениями социальных низов и предпочли держаться прежних устоев и верований.

Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на преобразования, отвечавшие потребностям социального, политического и национального развития европейских народов, не сумел приостановить упадок церковных учреждений.

Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала консервативно-клерикальная тенденция отказа от любых уступок и послаблений не только религиозным противникам, но и течениям обновления в самом католицизме. Чтобы в новых условиях выжить и повести наступление на Реформацию, католическая церковь была вынуждена реорганизовать внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации важнейшую роль сыграли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.

Возникшие в средние века ордена не отвечали требованиям, выдвигаемым перед католицизмом распространением Реформации. Некоторые из них подверглись реформе. В 1522 г. был реорганизован орден камальдулов — ответвление бенедиктинцев. Серьезнее и важнее была реформа в среде францисканцев: в 1529 г. часть обсервантов (ответвление францисканцев) образовала отдельный орден капуцинов, главной целью которого была деятельность в миру, проповеди и служение среди простонародья. Из Италии они распространили свое влияние и на другие страны Европы, завоевали большую популярность, способствуя удержанию масс в верности католической религии и иерархии. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа основали конгрегацию монашествующих клириков — орден театинцев — для воспитания строгих нравов у священников. По образцу этого питомника церковных прелатов были созданы сообщества барна-битов, сомасков, ораторианцев (или тринитариев), которые, как и новые ордена урсулинок, братьев милосердия, взяли на себя труды по общественной благотворительности, образованию и воспитанию нравов, что должно было содействовать восстановлению подорванного авторитета католицизма и развитию аскетических тенденций в самой церкви.

Главными охранительными мерами католицизму служили инквизиция и книжная цензура. Введенные для борьбы с религиозным инакомыслием, они нанесли сильнейший удар по гуманизму, по всей ренессансной культуре, прежде всего в Италии. В 1541 г. была реорганизована инквизиция, и в Риме создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространяющейся на все католические го­сударства. Инициатором учреждения римской инк­визиции и первым ее руководителем был кардинал Караффа. Комиссары <Святой службы* посылались в различные страны. Но далеко не во всех странах и не без ограничений инквизиция была допущена в своем новом виде. Так, во Франции, в Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей.

•«Святая служба» приобрела невиданную власть. Инквизиция развила издревле присущий католической церкви дух авторитарности и нетер­пимости, почти маниакальной подозрительности ко всему новому и беспощадной жестокости к противникам. Казни протестантов стали обычным явлени­ем, инквизиторы вдохновляли резню вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, массовое избиение мятежных морисков в Испании. На эшафоте погибают бывший апостолический про-тонотарий, сторонник религиозного обновления Пьетро Карнесекки, гуманист и реформатор Аонио Палеарио, утопист Франческо Пуччи, философы Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини; Томазо Кампанелла 33 года томится в тюрьмах; Галилео Галилея в результате затеянного против него процесса вынуждают к отречению от своих научных воззрений.

Террор инквизиции дополнялся строжайшей книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизи­торов, которые надзирали также за торговлей кни­гами и их пересылкой. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе местных церковных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане. В 1599 г. в Риме появился пресловутый Индекс запрещенных книг, обязательный уже для всей церкви. Законы о книжной цензуре имели в виду не только издателей и торговцев, но и частных лиц, которым угрожало инквизиционное преследование за чтение, хранение, распространение запрещенных книг или недонесение о них. Итоги Контрреформации:

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

 

Ядгаров Джахонгир Б01-710-1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физико-геологические процессы и явления. Просадочные явления в лессовых породах оказывают большое влияние на строительство на данной территории (от девятой до одиннадцатой скважины) | Ядгаров Джахонгир Б01-710-1


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных