ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ядгаров Джахонгир Б01-710-1. Галилео Галилей был итальянский физик, астроном, математик и философГалилео Галилей был итальянский физик, астроном, математик и философ. Он сыграл важную роль в научной революции 17 века и считается одним из основателей современной науки. Своими исследованиями законов природы, он заложил основы современной экспериментальной науки, а своим созданием астрономических телескопов он значительно расширил масштабы человеческого видения и углубил представления о вселенной. Кроме того, он дал строгую математическую формулировку для многих физических законов. Основной вклад Галилея в науку включает в себя: открытие постоянства качания маятника; формулировку закона равномерного ускорения падающих тел; описание правильной параболической траектории ядра и других снарядов; выдвижение идей, лежащих в основе законов движения Ньютона и подтверждение теории Коперника. Галилей также внес вклад в прикладную науку и технику: он изобрел мощный насос с лошадиной тягой для поднятия воды в здания, первый мощный астрономический телескоп, а также улучшил строение компаса. Вклад в физику. Во время работы профессором (1589-92) в университете Пизы, он начал свои опыты, касающиеся законов движения тел, результаты которых вошли в противоречие с учением Аристотеля, что вызвало сильный антагонизм и непринятие в ученой среде. Так, Галилей доказал, что объекты с разной массой падают с одной и той же скоростью. Галилейтакже выдвинул теорию гидростатического равновесия и теорию центра тяжести твердых тел. Вклад в астрономию. Его достижения включают усовершенствование телескопа и систематизированные астрономические наблюдения, а также поддержку теории Коперника. Впервые применив телескоп для изучения неба, он обнаружил (1609 - 10), что поверхность Луны является неправильной, что Млечный Путь состоит из звезд, а также то, что Юпитер имеет четыре крупнейших спутника (Каллисто, Европа, Ганимед, Ио). Он наблюдал и изучал овальную форму Сатурна, фазы Венеры и пятна на солнце. Галилей сделал оригинальный вклад в науку о движении через инновационное сочетание эксперимента и математики. 2. Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в. в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.
3. Центр внимания философа в эпоху Возрождения перемещается от Бога к человеку, и главным становится понятие гуманизма (от «homo» — человек). Ярким примером философа-гуманиста может служить Эразм Роттердамский (1466/69—1536). Как у всего существующего, у гуманизма есть своя обратная сторона, заключающаяся в чрезмерном превознесении человека, представлении, что он есть венец творения, высшее создание Вселенной и вправе подчинять себе все окружающее. В то же время антропоцентризм не мог бы занять господствующего места в культуре, если бы не подкреплялся верой в великое этическое предназначение человека, в его способность подняться на новый нравственный уровень, стать подобным Богу как по своим творческим возможностям, так и по моральным качествам. Понятие «гуманизм» обладает в отличие от понятия «антропос» нравственным содержанием, связано с понятием гуманности (аналогично тому, как соотносятся понятия «человек» и «человеч ность»). Большое значение для философского движения эпохи Возрождения имели сочинения Цицерона, откуда, собственно, философы Возрождения и почерпнули понятие гуманизма. Возрожденческая концепция гуманизма стала первой в истории европейской культуры, но исторически более ранним был гуманизм Конфуция, который отличался от европейского гуманизма тем, что не был так тесно связан с антропоцентризмом и последующей ориентацией научной европейской культуры на покорение природы. Именно эта направленность европейского гуманизма вызвала последующую критику его в современной философии, о чем речь пойдет ниже. Индивидуализм эпохи Возрождения, ее сосредоточенность на проблеме индивида в философском плане стимулировали субъективизм — ориентацию на мир субъекта — внутренний, психологический мир личности, а не на объективный мир, который тем самым противопоставлялся человеку. Затем в философии Нового времени такой подход превратится в дилемму субъекта и объекта и в представление о двух субстанциях у Декарта. Гуманизм эпохи Возрождения распространялся и на социальные отношения. Если Макиавелли в своих социально-политических выводах во многом был скептиком, то Томас Мор (1478—1535) стал выразителем нового социального идеала эпохи Возрождения, отталкиваясь от идеального государства Платона (по аналогии с платонической любовью его можно назвать платоническим государством). В идеальном государстве Платона двум высшим классам запрещается иметь собственность в частном владении. «Утопия» Т. Мора зиждится на равномерном распределении материальных благ между всеми гражданами. Этот новый вариант социального идеала оказал большое влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. В утопических социальных проектах не учитывается несовершенство человеческой природы (с религиозной точки зрения греховность человека), а постольку, поскольку это учитывается (насилие в государстве Платона и Мора), общество уже не будет идеальным. Мор положил начало целой серии утопий — из них самая ранняя «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568—1639), затем попыток реального воплощения социалистических проектов в жизнь путем образования общин (Сен-Симон, Фурье), и, наконец, когда широкие массы вышли на политическую арену в XIX в, создания коммунистической идеологии Марксом и попытки ее реализации в СССР в XX в. Важным практическим шагом в области философии права было различение Гуго Гроцием (1583—1645) исторического и естественного права; первое основывается на общественных постановлениях, а второе коренится в сущности человеческой природы. От теории государственного договора Гроция, который, по его мнению, проистекает из потребности человека в общении, тянется ниточка к концепции государства как общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Подобно тому, как из отдельных индивидов посредством договора слагается государство, так, по Гроцию, в силу договора между государствами возникает сообщество народов.
Задание уровня «Вершины»: Вопросы: 1. В чем суть теории абсолютного государства Т. Гоббса? 2. Что задает границу познания в философии Дж. Локка? 3. В чем суть Контрреформации?
Ответы:
1. Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ. Гоббс в своем социально-философском учении выступает с критикой различных политических догм, созданных мыслителями прошлого. Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств, в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науке невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине. По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества что их применение может затронуть частные интересы людей. Гоббс делает вывод: в центр исследования следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни. Изучение общественных явлений дает основу философии «политического тела». По Гоббсу, если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в государстве. Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство — это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Отсюда Гоббс делает вывод, что все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом государство должно заботиться об интересах и счастье народа. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок; оно должно давать гражданам возможность увеличивать свое богатство, однако в безопасных для государства пределах.
2. Самый узнаваемый принцип философии Джона Локка – TABULA RASA [табуля раза] – «чистая доска». У Локка это значит «сознание до всякого опыта», белоснежный лист бумаги безо всяких символов. Это выражение употребляли и Аристотель (384-322) – естественно греческий вариант – и Альберт Великий (1193-1280), но в истории философии этот принцип крепко связан с Локком. В 1690 году Локк издал книжку «Опыт о людском разуме». Там он поставил задачку: установить происхождение, природу и значимость людского познания, и в особенности установить пределы, в каких человечий разум может и должен действовать, также границы, за которые нельзя выходить. Т. е. следует обозначить области, закрытые для разума в силу его структуры. Представьте для себя корабль, идущий по морю над рифами. На носу стоит матрос с лотом (лот – это таковая верёвочка с грузом) и промеривает глубину перед кораблём. Спрашивается, какой длины должен быть лот? Кораблю в этом примере принципиально пройти над рифами, целью его команды не является составление карты морского дна. Видимо, лот должен доставать до нижнего края киля корабля и ещё чуток ниже. Всё, что ещё ниже – никак не влияет на прохождение корабля над рифами. Лот – это разум. Разум не должен заниматься познанием ВСЕГО. «Наша задачка тут – знать не всё, а то, что принципиально для нашего поведения», – писал Локк. Локк: «…если б как надо были исследованы возможности нашего разума, выявлены пределы нашего познания и найдены границы освещенной и тёмной части вещей, постигаемой не постигаемой нами, люди примирились бы с открыто общепризнанным неведением одной части и с большей полезностью и удовлетворённостью направили бы свои мысли и рассуждения на другую». В философии Локка соединяются две традиции. С одной стороны, это была британская эмпирическая традиция (философия Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Френсиса Бэкона и Томаса Гоббса). С иной стороны, это была философия Декарта. Локк заимствовал у Декарта представление о том, что единственным объектом людского мышления является мысль. Но сам Локк утверждал, что идеи происходят из опыта, и, следовательно, опыт – это непреодолимый предел всякого возможного познания. (Декарт задумывался, что идеи – врожденны). Главные тезисы Локка. 1. Не существует ни врожденных идей, ни принципов. 2. Ни один человечий разум, каким бы мощным и массивным он ни был, не способен сформировать либо изобрести идеи, не может убить уже имеющиеся идеи. 3. Потому источником и пределом разума является опыт. Вот что означают эти тезисы. 3. Контрреформация — Контрреформация была составной частью общей феодально-католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Первоначально Контрреформация выражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, прежде всего в Германии и Швейцарии. Распространению Контрреформации содействовало то обстоятельство, что значительные общественные слои, готовые поддержать Реформацию в умеренном варианте, были напуганы выступлениями социальных низов и предпочли держаться прежних устоев и верований. Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на преобразования, отвечавшие потребностям социального, политического и национального развития европейских народов, не сумел приостановить упадок церковных учреждений. Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала консервативно-клерикальная тенденция отказа от любых уступок и послаблений не только религиозным противникам, но и течениям обновления в самом католицизме. Чтобы в новых условиях выжить и повести наступление на Реформацию, католическая церковь была вынуждена реорганизовать внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации важнейшую роль сыграли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора. Возникшие в средние века ордена не отвечали требованиям, выдвигаемым перед католицизмом распространением Реформации. Некоторые из них подверглись реформе. В 1522 г. был реорганизован орден камальдулов — ответвление бенедиктинцев. Серьезнее и важнее была реформа в среде францисканцев: в 1529 г. часть обсервантов (ответвление францисканцев) образовала отдельный орден капуцинов, главной целью которого была деятельность в миру, проповеди и служение среди простонародья. Из Италии они распространили свое влияние и на другие страны Европы, завоевали большую популярность, способствуя удержанию масс в верности католической религии и иерархии. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа основали конгрегацию монашествующих клириков — орден театинцев — для воспитания строгих нравов у священников. По образцу этого питомника церковных прелатов были созданы сообщества барна-битов, сомасков, ораторианцев (или тринитариев), которые, как и новые ордена урсулинок, братьев милосердия, взяли на себя труды по общественной благотворительности, образованию и воспитанию нравов, что должно было содействовать восстановлению подорванного авторитета католицизма и развитию аскетических тенденций в самой церкви. Главными охранительными мерами католицизму служили инквизиция и книжная цензура. Введенные для борьбы с религиозным инакомыслием, они нанесли сильнейший удар по гуманизму, по всей ренессансной культуре, прежде всего в Италии. В 1541 г. была реорганизована инквизиция, и в Риме создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространяющейся на все католические государства. Инициатором учреждения римской инквизиции и первым ее руководителем был кардинал Караффа. Комиссары <Святой службы* посылались в различные страны. Но далеко не во всех странах и не без ограничений инквизиция была допущена в своем новом виде. Так, во Франции, в Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей. •«Святая служба» приобрела невиданную власть. Инквизиция развила издревле присущий католической церкви дух авторитарности и нетерпимости, почти маниакальной подозрительности ко всему новому и беспощадной жестокости к противникам. Казни протестантов стали обычным явлением, инквизиторы вдохновляли резню вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, массовое избиение мятежных морисков в Испании. На эшафоте погибают бывший апостолический про-тонотарий, сторонник религиозного обновления Пьетро Карнесекки, гуманист и реформатор Аонио Палеарио, утопист Франческо Пуччи, философы Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини; Томазо Кампанелла 33 года томится в тюрьмах; Галилео Галилея в результате затеянного против него процесса вынуждают к отречению от своих научных воззрений. Террор инквизиции дополнялся строжайшей книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов, которые надзирали также за торговлей книгами и их пересылкой. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе местных церковных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане. В 1599 г. в Риме появился пресловутый Индекс запрещенных книг, обязательный уже для всей церкви. Законы о книжной цензуре имели в виду не только издателей и торговцев, но и частных лиц, которым угрожало инквизиционное преследование за чтение, хранение, распространение запрещенных книг или недонесение о них. Итоги Контрреформации: В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.
Ядгаров Джахонгир Б01-710-1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|