Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА




 

Цель анализа: реализация триединой задачи урока (обучение, воспитание, развитие).

 

1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами:

1. тема, цели и задачи урока.

2. организация урока, его структура.

Вывод: правильно ли определены учителем цели урока, чётко ли сформулированы задачи, целесообразна ли выбранная учителем структура урока.

 

2. Оценка поведения учителя на уроке:

1. общая характеристика педагогического общения и стиля управления классом (метод воздействия на класс, приём принятия решения, отношение учителя к учащимся, характер работы с классом, на что опирается учитель в своей работе, его позиция по отношению к классу, взаимоотношения между детьми);

2. черты характера учителя, которые содействовали или мешали успешному протеканию учебной деятельности;

3. психолого- педагогические способности, которые наиболее ярко проявились у учителя;

4. оценочные высказывания учителя.

 

3. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельность на уроке:

1. воспитательное воздействие личнсти учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока;

2. требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.). Отношение ребят к этим требованиям;

3. воспитательное значение методов и приёмов обучения, использованных на уроке;

4. как учитель обучал технике учебной работы (как слушать объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т. д.), то есть как он учил детей учиться?

 

4. Мотивы деятельности учащихся на уроке, отношение к учению:

1. какие мотивы учения проявились у детей на данном уроке (оценка мотивов по степени действенности, обоснованность мотивов, положительная или отрицательная направленность мотивов, содержание мотивов);

2. какое отношение школьников к учебной деятельности преобладало на данном уроке? Были ли причины, вызвавшие их отрицательное отношение к учению?

3. какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе?

 

5. Учебная деятельность детей и управление ею учителем:

1. характеристика каждого действия по содержанию, приёмам с точки зрения обеспечения целей урока:

- какие действия осуществляются ребёнком в течение урока (предметные, по контролю, действия по самоконтролю)? Характеристика учебного действия (уровень выполнения- материальный, материализованный в громкой речи, речи про себя, в уме; степень обобщённости и сокращённости, степень освоенности);

- каких психических процессов требует выполнение данного действия (воображения, мышления, памяти)?

- какой уровень требований психического процесса предъявляется соответствующим действием (высокий, низкий, адекватный для ребёнка)?

- каких знаний, умений и навыков требует от ребёнка это действие? Какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень? Как протекал процесс формирования понятий? Какие навыки и умения проявили школьники и каков уровень их развития?

Вывод: если знания, умения и навыки, которые требовались от ребёнка содержанием учебных действий, связаны с закреплением ранее пройденного или изучением нового, то учебная цель достигнута.

- в каком отношении эти действия стоят к личности ребёнка; какое отношение осуществляется к другим людям, обществу этим действием.

Вывод: достигнута ли этим воспитательная функция урока.

2. Управление учебными действиями учащихся:

- формы контроля за учебным действием;

- формы активизации деятельности учащихся, которые использовал учитель;

- организация обратной связи на уроке.

 

6. Познавательная деятельность:

1. внимание:

- пути организации внимания на всех этапах занятия;

- виды внимания и форма их проявления у отдельных школьников;

- способы переключения внимания учеников с одной работы на другую;

- в каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справлялись;

- как учитывались возрастные особенности внимания?

2. Организация восприятия, его характер:

- что является объектом восприятия учеников?

- качество материала восприятия; использование наглядных средств, их функция на уроке; осмысленность восприятия учебной информации.

3. Активизация памяти и её развитие:

- с какой целью проводилось обращение учителя к памяти школьника на различных этапах урока?

- какие виды памяти имели место на уроке?

- какие приёмы лучшего запоминания новых сведений использовал учитель?

- как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти?

4. Активизация мыслительной деятельности школьников:

- как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?

- что побуждало учеников к мыслительной деятельности, создавались ли проблемные ситуации и как это делалось? Вызвалась ли у учеников потребность в усвоении данных понятий?

- какие приёмы мыслительной деятельности проявились у учащихся и каков их уровень?

- какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения высказывал?

- каков уровень усвоения понятий, проявленный учениками, на уроке вырабатывал? Каким (дедуктивным или индуктивным) путём вёл учеников к усвоению тех или иных суждений? Каковы ошибки при определении понятий?

- какие качества ума проявились у детей, и как учитель способствовал их формированию; как учитель контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах урока и в чём проявилась его помощь на каждом из них?

5. воображение:

- какие образы должны быть созданы учениками на данном уроке для успешного осуществления учебно- воспитательного процесса?

- какие недостатки формирования образов обнаружились у школьников и каковы их причины?

- какие условия способствовали эффективности деятельности воображения у детей?

- в каких случаях воображение было воссоздающим или творческим?

Вывод: Все6 ли основные психические процессы были задействованы системой учебных действий на уроке? Если психические процессы представлены в учебных действиях достаточно полно, и уровень требований, предъявляемых к ним, достаточно высок, т развивающая цель реализуется.

 

7. Реализация принципов дидактики (подробно):

1. принципы наглядности, доступности, сознательности;

2. индивидуальный подход (учёт индивидуального уровня знаний, умений, навыков, учёт особенностей характера, темперамента, способностей); в чём он выразился на различных этапах урока;

3. все остальные принципы (коротко).

 

8. Организация коллективной деятельности (форма, направленность, отношения между детьми, складывающиеся в процессе деятельности).

 

9. Организация учителем обратной связи:

1. на каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?

2. Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке?

3. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чём это проявилось?

4. Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?

5. Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т. е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?

 

10. Психические состояния учащихся на уроке:

1. Какие психические состояния проявились у школьников?

2. Причины этих состояний (причины, связанные с физическими состояниями учащихся, с предшествующими обстоятельствами, с ходом самого урока).

 

11. Результаты урока:

Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Какую лепту внёс урок в общее развитие учащихся?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных