ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Цель анализа: реализация триединой задачи урока (обучение, воспитание, развитие).
1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами: 1. тема, цели и задачи урока. 2. организация урока, его структура. Вывод: правильно ли определены учителем цели урока, чётко ли сформулированы задачи, целесообразна ли выбранная учителем структура урока.
2. Оценка поведения учителя на уроке: 1. общая характеристика педагогического общения и стиля управления классом (метод воздействия на класс, приём принятия решения, отношение учителя к учащимся, характер работы с классом, на что опирается учитель в своей работе, его позиция по отношению к классу, взаимоотношения между детьми); 2. черты характера учителя, которые содействовали или мешали успешному протеканию учебной деятельности; 3. психолого- педагогические способности, которые наиболее ярко проявились у учителя; 4. оценочные высказывания учителя.
3. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельность на уроке: 1. воспитательное воздействие личнсти учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока; 2. требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.). Отношение ребят к этим требованиям; 3. воспитательное значение методов и приёмов обучения, использованных на уроке; 4. как учитель обучал технике учебной работы (как слушать объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т. д.), то есть как он учил детей учиться?
4. Мотивы деятельности учащихся на уроке, отношение к учению: 1. какие мотивы учения проявились у детей на данном уроке (оценка мотивов по степени действенности, обоснованность мотивов, положительная или отрицательная направленность мотивов, содержание мотивов); 2. какое отношение школьников к учебной деятельности преобладало на данном уроке? Были ли причины, вызвавшие их отрицательное отношение к учению? 3. какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе?
5. Учебная деятельность детей и управление ею учителем: 1. характеристика каждого действия по содержанию, приёмам с точки зрения обеспечения целей урока: - какие действия осуществляются ребёнком в течение урока (предметные, по контролю, действия по самоконтролю)? Характеристика учебного действия (уровень выполнения- материальный, материализованный в громкой речи, речи про себя, в уме; степень обобщённости и сокращённости, степень освоенности); - каких психических процессов требует выполнение данного действия (воображения, мышления, памяти)? - какой уровень требований психического процесса предъявляется соответствующим действием (высокий, низкий, адекватный для ребёнка)? - каких знаний, умений и навыков требует от ребёнка это действие? Какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень? Как протекал процесс формирования понятий? Какие навыки и умения проявили школьники и каков уровень их развития? Вывод: если знания, умения и навыки, которые требовались от ребёнка содержанием учебных действий, связаны с закреплением ранее пройденного или изучением нового, то учебная цель достигнута. - в каком отношении эти действия стоят к личности ребёнка; какое отношение осуществляется к другим людям, обществу этим действием. Вывод: достигнута ли этим воспитательная функция урока. 2. Управление учебными действиями учащихся: - формы контроля за учебным действием; - формы активизации деятельности учащихся, которые использовал учитель; - организация обратной связи на уроке.
6. Познавательная деятельность: 1. внимание: - пути организации внимания на всех этапах занятия; - виды внимания и форма их проявления у отдельных школьников; - способы переключения внимания учеников с одной работы на другую; - в каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справлялись; - как учитывались возрастные особенности внимания? 2. Организация восприятия, его характер: - что является объектом восприятия учеников? - качество материала восприятия; использование наглядных средств, их функция на уроке; осмысленность восприятия учебной информации. 3. Активизация памяти и её развитие: - с какой целью проводилось обращение учителя к памяти школьника на различных этапах урока? - какие виды памяти имели место на уроке? - какие приёмы лучшего запоминания новых сведений использовал учитель? - как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти? 4. Активизация мыслительной деятельности школьников: - как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства? - что побуждало учеников к мыслительной деятельности, создавались ли проблемные ситуации и как это делалось? Вызвалась ли у учеников потребность в усвоении данных понятий? - какие приёмы мыслительной деятельности проявились у учащихся и каков их уровень? - какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения высказывал? - каков уровень усвоения понятий, проявленный учениками, на уроке вырабатывал? Каким (дедуктивным или индуктивным) путём вёл учеников к усвоению тех или иных суждений? Каковы ошибки при определении понятий? - какие качества ума проявились у детей, и как учитель способствовал их формированию; как учитель контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах урока и в чём проявилась его помощь на каждом из них? 5. воображение: - какие образы должны быть созданы учениками на данном уроке для успешного осуществления учебно- воспитательного процесса? - какие недостатки формирования образов обнаружились у школьников и каковы их причины? - какие условия способствовали эффективности деятельности воображения у детей? - в каких случаях воображение было воссоздающим или творческим? Вывод: Все6 ли основные психические процессы были задействованы системой учебных действий на уроке? Если психические процессы представлены в учебных действиях достаточно полно, и уровень требований, предъявляемых к ним, достаточно высок, т развивающая цель реализуется.
7. Реализация принципов дидактики (подробно): 1. принципы наглядности, доступности, сознательности; 2. индивидуальный подход (учёт индивидуального уровня знаний, умений, навыков, учёт особенностей характера, темперамента, способностей); в чём он выразился на различных этапах урока; 3. все остальные принципы (коротко).
8. Организация коллективной деятельности (форма, направленность, отношения между детьми, складывающиеся в процессе деятельности).
9. Организация учителем обратной связи: 1. на каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью? 2. Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке? 3. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чём это проявилось? 4. Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки? 5. Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т. е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?
10. Психические состояния учащихся на уроке: 1. Какие психические состояния проявились у школьников? 2. Причины этих состояний (причины, связанные с физическими состояниями учащихся, с предшествующими обстоятельствами, с ходом самого урока).
11. Результаты урока: Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Какую лепту внёс урок в общее развитие учащихся?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|