Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обострение противоречий в понимании целей и задач вспомогательного обучения




Выдвинутая на II съезде СПОН прогрессивная идея сближения вспомогательной школы с массовой в смысле повышения социального воспитания ее учащихся, начиная с 30-х годов, привела к целому ряду крайностей в путях реализации этой идеи, нанесших урон вспомогательной школе и приведших к ослаблению специфики ее деятельности.

 

В такой же степени отрицательную роль в развитии теории отечественной дефектологии сыграло стремление приблизить дефектологию и в теоретических аспектах к общей педагогике. Это привело к обеднению специальных исследований в области дефектологии, механическому переносу методов и принципов общей педагогики в дефектологию.

 

В это же время во взглядах на задачи вспомогательной школы, на цели воспитания и обучения умственно отсталых детей бытовали противоположные концепции.

 

Если Л. С. Выготский и его последователи с преувеличенным оптимизмом смотрели на возможности социального формирования аномальных детей, включая и умственно отсталых, то другая группа дефектологов, в их числе А. С. Грибоедов, продолжали придерживаться пессимистических взглядов на перспективы развития умственно отсталых. По мнению последних, умственно отсталый не может быть активным создателем жизни. Его участь – «не мешать строить другим».

 

Л. С. Выготский этому пессимистическому положению противопоставлял свою точку зрения на дефект, согласно которой в каждом дефективном заложены большие потенциальные возможности, резерв здоровых качеств, которые могут быть актуализированы в благоприятных условиях, а приближение специальной школы к единой трудовой школе - одно из этих условий. Этим положением руководствовались авторы последующих учебных планов и программ при.определении содержания обучения во вспомогательной школе. В дальнейшем идея повышения социальной роли вспомогательной школы и приближения ее содержания к массовой школе как условие достижения этой цели получила развитие в ряде работ дефектологов - последователей Л. С. Выготского. Так, Л. В. Занков считал, что вспомогательная школа должна черпать учебный материал из того же круга живой действительности, что и школа нормальная. Принципы построения программ схожи. Он подчеркивал важность осуществления воспитательной работы по выпрямлению, ослаблению и компенсации недостатков личности умственно отсталых учащихся. Учитывая особенности умственно отсталого ребенка, Л. В. Занков рекомендовал установить сокращение программного материала и замедленный темп его прохождения, выступая, как уже было сказано выше, против выделения специального учебного времени на упражнения по сенсорной культуре и психической ортопедии, он предлагал организовать сенсомоторное воспитание, включенное в учебную деятельность, игру, труд и быт умственно отсталых. Главными принципами построения программ Л. В. Занков считал: конкретность во всей работе вспомогательной школы, утилитарность, проявляющуюся в том, что критерием при отборе материала является степень его значимости для самостоятельной трудовой жизни выпускников. При этом он предупреждал о возможности узкоутилитарного подхода к отбору материала. Учитывая особенности мышления умственно отсталых детей, Л. В. Занков придавал большое значение принципу концентричности в построении программ вспомогательной школы.

 

В первой половине 30-х годов жизнь вспомогательной школы характеризуется большими противоречиями. С одной стороны, во вспомогательной школе утверждается атмосфера энтузиазма, подъема, которые соответствуют духу того времени, значительно расширяется образовательный уровень вспомогательной школы. А с другой - с начала 30-х годов вспомогательная школа, как и вся отечественная школа, оказывается под влиянием педологов. Это приводит к ослаблению специфики вспомогательной школы.

 

В жизни отечественной вспомогательной школы положительные тенденции развития народного образования нашли отражение в принятии решения о всеобщем обязательном обучении дефективных детей. Этим решением с 1 октября 1931 г. вводится всеобщее обязательное обучение умственно отсталых детей в возрасте 8-15 лет. Вспомогательная школа, имевшая пятилетний срок обучения, преобразуется во вспомогательную фабрично-заводскую семилетку. Заметно проявляется стремление к максимальному приближению содержания обучения во вспомогательной школе к массовой школе: вводится преподавание иностранного языка; трудовое обучение направлено на профессиональную подготовку и т. д. Учебный план вспомогательной школы разбивается на два концентра, первый из которых - 5 лет - общеобразовательный, а второй концентр должен был обеспечить подготовку учащихся к поступлению в ФЗУ.

 

На смену комплексным программам вводятся программы предметные. В учебный план вспомогательной школы включаются предметы: математика, физика, русский язык, литература, биология, обществоведение, география, труд.

 

Ранняя профессионализация, которая осуществлялась во вспомогательной школе в предыдущий период, подверглась критике. Вспомогательная школа получает установку на политехническое образование учащихся. Профессиональную подготовку окончившие вспомогательную школу должны были получать в обычных профессиональных училищах, в связи с этим количество часов на труд было значительно сокращено.

 

Анализ программы по трудовому обучению показывает, что эта программа имела ярко выраженную политехническую, рационалистическую направленность, что соответствовало задачам общеобразовательной школы. Между тем обращают на себя внимание крайне завышенные требования к ее содержанию. В равной степени явно не соответствовали возможностям умственно отсталых учащихся и программы по всем общеобразовательным предметам (по химии, рисованию, черчению программы вообще не были разработаны).

 

Это еще раз свидетельствует о том, что состав учащихся вспомогательных школ не соответствовал ее назначению - в нее попадали дети, способные учиться в обычной школе.

 

В 1934/35 учебном году делается попытка разработать учебный план, в котором на 6 -7-м годах обучения дифференцируется количество часов, отводимых на изучение всех учебных предметов учащимися с разной степенью умственной отсталости. Согласно этому учебному плану, учащиеся с легкой степенью умственной отсталости получают общетехническую подготовку во вспомогательной школе, а профессиональную подготовку в ФЗУ. Учащиеся с более глубокой степенью умственной отсталости в условиях вспомогательной школы получают углубленную трудовую подготовку.

 

Положительным моментом в этом учебном плане было то, что он включал в себя краткую программу внеклассной работы с умственно отсталыми воспитанниками.

 

Итак, начиная с 30-х годов содержание образования во вспомогательной школе все более расширяется и приближается к содержанию образования в общеобразовательной массовой школе. Завышенные требования к программам этих школ приводили к ошибкам в комплектовании их учащимися. Для этого времени характерно также отсутствие стабильности в регламентации работы вспомогательной школы. Ежегодно обновляемые учебные планы дезорганизовывали деятельность этих школ, дезориентировали педагогов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных