Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развод как ненормативный кризис семьи. Причины и последствия развода.

Новикова Ю. А.

Донецкий национальный университет

В последние десятилетия разводов становится все больше. По мнению психологов, основным фактором, вызывающим рост числа разводов, является возросшая независимость женщин. Как правило, вопрос о разводе первой поднимает жена. Женщины часто раньше и сильнее начинают испытывать неудовлетворенность браком, однако это не означает, что окончательное решение о разводе принимается ими. По американской статистике, за исключением возраста 15 – 19 лет, чаще разводятся мужчины, чем женщины.

По отечественным данным, у мужчин наблюдается два пика разводов. Первый приходится на 25 – 29 лет и характерен для тех, кто вступил в брак в молодые годы (часто с женщинами старше себя)[5] Второй пик (около 20% от общего числа разводов) приходится на возраст 35 – 39 лет, и его причинами являются интимные связи с другими женщинами, особенно во время долгих отлучек в семье.[5]

Развод — это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества.[1]

В период развода супруги испытывают чувство гнева и печали, страха, вины и желания мести. Если решение о разводе было принято односторонне, то партнер обвиняет инициатора развода, испытывает чувство бессильной ярости или беспомощности, отвержения и утраты. Содержанием споров могут быть материальные и родительские проблемы, которые супругам не удается решать рационально из-за своего психологического состояния и эмоциональной составляющей межличностного конфликта.[7]

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. [4] Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских от­ношений, включающую в себя семь стадий.

1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и от­чаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избе­жать проблем.

2. Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, зло­стью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощу­щением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, полу­чить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чув­ство отчаяния и злости.

4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хо­зяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотно­шений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребен­ком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, выра­батывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

7. Психологический развод. На эмоциональном уровне — это принятие фак­та распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений.[3]

Изучение мотивов разводов по данным бракоразводных процессов привело к созданию разнообразных классификаций мотивов разводов у разных авторов. Под мотивами, как правило, понимаются различ­ные условия, поводы и обстоятельства, повлекшие за собой развод. Причем сильно варьируется число и важность мотивов. Примером классификации мотивов разводов может служить следующая (Юркевич Н. Г., 1970):

1) несоответствие (несовместимость) характеров;

2) нарушение супружеской верности;

3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и
других родственников;

4) пьянство (алкоголизм);

5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в
брак;

6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.[2]

За указанными мотивами разводов часто скрыты более основатель­ные и серьезные расхождения между супругами. Материалы бракораз­водных процессов наиболее достоверны в тех частях, которые свиде­тельствуют о таких фактах, как пьянство и алкоголизм мужа, измена, создание другой семьи, раздельное проживание по объективным при­чинам. Субъективные причины разводов всегда очень разнообразны. По указанным мотивам трудно судить о реальных причинах растор­жения брака. Иногда реальный мотив может подменяться другим. Например, муж может быть недоволен лидерством жены в семье, ее властностью, сверхопекой, тем, что она позволяет оскорбительные замечания, унижающие его достоинство. А на суде он может назвать причиной развода то, что его супруга плохая хозяйка, не выполняет обязанности, небрежно расходует деньги и т. д. Иногда между супру­гами существует дисгармония в интимных отношениях, из-за естественной стыдливости разводящиеся супруги могут указать на суде любую причину, выдвинуть любой мотив, например, «не сошлись ха­рактерами».[2]

Наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуации развода являются:

1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, при­чинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.

2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уваже­ния партнера.

3. Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности и при­нятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с быв­шим партнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести к минимуму негативные последствия для детей.[3]

Большинство противоречий, возникающих между супругами, можно разрешить, не прибегая к такому радикальному средству, как развод. Часто мнение, что развод принесет реальное облегчение и поможет разрешить все сложности и проблемы – просто наивное заблуждение. Как правило, человек имеет свои личные проблемы в самом себе и в новых отношениях они проявляются с большей силой.

При этом развод создает новые проблемы, к которым часто супруги не готовы. Это проблемы построения отношений между бывшими мужем и женой, а также взаимоотношений с детьми. Чаще всего бывшие супруги расходятся врагами. Конфронтация между ними сохраняется многие годы, втягивая в свое болезненное пространство близких родственников, друзей, знакомых и сослуживцев. Они ревнуют друг друга, стараются своим поведением уязвить бывшего супруга, настраивают людей против него, стремятся к самоутверждению и т.п. Встречаются и такие ситуации, когда после развода бывшие супруги вообще перестают поддерживать всякие отношения, как бы вычеркивая из своей жизни человека, с которым была прожита определенная часть жизни.

И в том, и в другом случаях люди расходятся с глубокой психологической травмой в душе, которая не заглаживается порой всю жизнь, несмотря на то, создают они новые семьи или нет. Боль в душе остается и тогда, когда люди все же смогли перевести свои отношения после развода в дружеские или приятельские. Она связана с тем, что обычно при распаде отношений один уходит от другого. Тот, от которого уходит близкий и любимый человек, забирающий с собой годы заботы, внимания и тепла, часто не может смириться со своей потерей в течение всей жизни.[6]

Многие люди при разводе неожиданно сталкиваются с негативными реакциями в своем социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации. Поддержка и понимание друзей и родственников существенно облегчают последствия развода.

Для многих людей развод проходит с очевидной потерей привычных социальных отношений. После первоначального сочувствия и услужливой поддержки контакты с близкими людьми зачастую ослабевают, постепенно разрушается привычный порядок жизни. В процессе развода теряются хорошие знакомые, уходят в сторону родственники прежнего супруга, осложняются взаимоотношения с преобладающей частью членов семьи. У тех, кто во время супружества почти не поддерживал собственных независимых отношений с друзьями, подругами, после развода возможны глубокие эмоциональные кризисы. Потеря социальных отношений рождает чувство одиночества, которое в свою очередь может привести к драматической эскалации проблем и конфликтов.[4]

Глубоко страдают после развода дети. Обычно ребенок воспринимает ситуацию распада семьи так, что это именно от него ушел (или ушла) один из родителей. В некоторых случаях, особенно в подростковом возрасте, ребенок (мальчик или девочка) говорит о предательстве родителя, покинувшего семью. В подсознательной сфере психики формируется отношение к самому себе, как к такому человеку, которого бросают, что впоследствии может проявиться в неуверенности и заниженной самооценке ребенка. Более того, он начинает воспринимать отношения между людьми как нестабильные, ненадежные, которые могут всегда и в любой момент разрушиться. Такие переживания ребенка не исчезают и тогда, когда родители стремятся сохранить дружеские и приятельские отношения.[6]

Для того чтобы снизить негативные последствия развода для детей, важно информировать родителей о важности сохранения контактов ребенка с обо­ими родителями и необходимости поддерживать уверенность ребенка в том, что они его по-прежнему любят, внимательно относиться к его чувствам и пе­реживаниям.[3]

Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь – не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть немало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе, в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. К сожалению, не каждая семья может с ними справиться, «семейный корабль» дает трещину и идет ко дну.[8]

 

 

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

3.Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

4. Артамонова Е. И, Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др.; Под ред. Силяевой. Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного

консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

5. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщиы. – СпБ.: Питер, 2006. – 544 с.

6. http://psylist.net/family

7. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 300 с.

8. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2006. – 768 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Я неделя. Тема: «Перелетные птицы». | Дети и развод: особенности реагирования, переживания, преодоления негативных следствий развода


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных