Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические аспекты сущности управления HR-менеджера на предприятии




 

 

Сущность и определение управления HR-менеджера на предприятии

 

Важное место в управлении HR-менеджера на предприятии в условиях кризиса принадлежит управленческим решениям. Они берут своё начало с далёкого и безвестного предка — вождя небольшого племени, который вынужден был принимать решения для выживания этого первоначального социума. Несмотря на то, что практика управленческих решений имеет давнюю историю, наука о решениях — относительно молодое и по-своему прогрессирующее научное направление, имеющее большое значение для развития современного социального управления.

В связи с этими обстоятельствами решения принимаются в трёх системах:

1) технической — станки, оборудование, компьютер и др., имеющие инструкции для пользования;

2) биологической — флора, фауна, планета, замкнутые биологические подсистемы;

3) социальной (общественной) — пребывание человека в определённом окружении (семья, трудовой коллектив, неформальная организация и т. д.).

Смело можно говорить о том, что социальная (общественная) система играет важнейшую роль в управлении HR-менеджера в условиях экономического кризиса.

Управленческие решения, с одной стороны, — это прикладная научная дисциплина, с другой — практическая деятельность, для которой характерен выбор, который должен сделать руководитель в процессе выполнения им функций управления и выхода из кризисной ситуации.

В случае, если в ходе решение проблемной ситуации неоднозначно, то процесс принятия решений HR-менеджера требует четкого распределения этапов и структур:[1],,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,

Итак, сущность сложного управленческого решения как нечто целое можно разделить на ряд частей, каждая из которых имеет свои особенности[2].

Экономическая сущность управленческого решения состоит в том, что для его разработки и реализации требуются финансовые, материальные и другие ресурсы. То есть решение, в принципе, имея реальную себестоимость должно «окупиться» неким доходом. Сопоставление затрат и возможной материальной выгоды от разработки и реализации управленческого решения позволяет говорить об его эффективности.

Организационная сущность управленческого решения заключается в том, что для его разработки и реализации организация (предприятие, учреждение) должна иметь определённые возможности: профессиональный персонал, требуемые виды и объёмы ресурсов, систему контроля, отлаженную координацию процесса разработки и реализации управленческого решения.

Социальная сущность управленческого решения сводится к тому, что в механизме управления задействовано определённое количество участников, каждый из которых имеет свои потребности и интересы, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги и другие социальные атрибуты.

Правовая сущность управленческого решения проявляется в его разработке и реализации на основе нормативно-правовых документов, к которым относятся законодательные акты РФ, международные обязательства, уставные и другие локальные документы самой организации.

Технологическая сущность управленческого решения проявляется в необходимости обеспечения персонала, участвующего в его разработке и реализации, определёнными техническими, информационными средствами и ресурсами. Вместе с тем процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения имеет некую последовательность (алгоритм), которую также включают в технологическую сущность.

Для того, чтобы управление HR-менеджера на предприятии было наиболее эффективным, он должен обладать и использовать все вышеперечисленные сущности управления. В условиях экономического кризиса применение всех сущностей будут играть важную роль в принятии решения.

Таким образом, понятие управление HR-менеджера на предприятии имеет следующие значения, которые логически и организационно-практически связаны между собой[3]:

1) как процесс выбора варианта решения из имеющихся вариантов (альтернатив). Любое лицо, принимающее решение (ЛПР) — индивидуальное, коллегиальное или коллективное — осуществляет выбор варианта управленческого решения на основе одного критерия (однокритериальные решения) или нескольких критериев (многокритериальные решения);

2) как окончательно выбранный вариант, который необходимо выполнять. Принятие управленческого решения всегда принадлежит ЛПР, наделённому для этого необходимыми правомочиями;

3) как форма документа, в котором ЛПР фиксирует окончательно выбранный вариант, в соответствии со своими правомочиями. Поэтому на практике нужно хорошо разбираться в том, в каких документальных формах может фиксировать принятое решение то или иное лицо, принимающее решение.

На принятие управленческих решений, даже относительно простого (стандартного), обычно оказывают влияние определённые факторы, которые объединяют в две группы — объективные (существуют вне воли и сознания ЛПР) и субъективные (свойственные ЛПР).

Объективные факторы относятся к микро- (поставщики и потребители) и макроокружению (политическое и экономическое положение в регионе, стране, состояние экологии, достижения научно-технического прогресса, социальные, культурные, религиозные особенности и др.

Субъективные факторы включают особенности индивидуального, группового и коллективного ЛПР, т.е. отдельного руководителя, группы официальных лиц (например, совет директоров, наблюдательный совет, коллегия министерства) или коллективной общности (например, общего собрания акционеров, собрания трудового коллектива).

Таким образом, теоретические основы управленческих решений имеют большое значение для практики и управления в условиях экономического кризиса, поскольку позволяют обучать молодых, начинающих руководителей технологиям подготовки, принятия и реализации решений как одному из основ продуктов их деятельности.

 

Принципы принятия управленческих решений

Для того чтобы принять благоприятное решение в условиях экономического кризиса, HR-менеджеру и любому руководителю всех подразделений необходимо руководствоваться некоторыми принципами принятия эффективных решений[4]:

-принцип системности, который ориентирует на всесторонний учёт значимых факторов в условиях кризиса;

-принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений), суть которого состоит в том, что большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых.

-принцип оптимальной информированности позволяет делать рациональные управленческие решения;

-принцип автоматизма реализации управленческих решений, который заключается в том, чтобы принятое руководителем «решение» автоматически (то есть обязательно, причём в максимально короткие сроки и в неискажённом виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию;

-принцип учёта вероятных последствий;

-принцип свободы выбора;

-принцип ответственности;

-принцип соразмерности прав и ответственности, который предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и исполнителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей;

-принцип творчества (этот принцип достаточно полно представлен в книге М. Вудкока и Д. Френсиса «Раскрепощённый менеджер»);

-принцип своевременности, который ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения;

-принцип единства единоначалия и коллегиальности;

-принцип соучастия, который означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается.[5]

Выделив принципы принятия управленческих решений, соответственно следует сказать о том, что все вышеперечисленные принципы управления будут необходимы каждому руководителю не только в условиях экономического кризиса, но и в обыденной деятельности любой организации. Итак, социальные образования по особенностям своего строению относятся к числу сверхсложных систем. Обусловлено это тем, что существует множество элементов, характеризующие способы действий людей, многообразие связей между ними, высокий уровень неопределённости действий и их результатов. Уровень сложности социальных процессов, как правило, превышает возможности управления ими.

Так как люди по своей сущности непредсказуемы, и их поведение далеко не упорядочено, появилась необходимость найти способы «ухода от сложности», упрощения отношений в социальных общностях, в особенности тогда, когда организация переживает не лучшие времена в условиях экономического кризиса. Определенные антикризисные меры предпринимаются на уровне федерального правительства и региональных властей, но это не снимает с повестки дня необходимость разработки антикризисной программы для каждой отдельно взятой организации. Главный вопрос для руководства большинства компаний: «Что же надо делать в сложившихся условиях?»

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных