Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О главном законе ЖИЗНИ.




Главный закон для любой ЖИЗНИ – это сохранение самой ЖИЗНИ. Это тот основной объективно существующий закон по которым живут все живые существа на нашей планете. Он выводится из внимательного наблюдения за всеми формами, которые только способна принимать жизнь. Не один вид живности не стремится к тотальному самоуничтожению, но наоборот старается всеми возможными способами зацепится в этом мире. Каждое живое существо, начиная с самых простейших, размножается, и при смерти породившего - потомство продолжает существование вида. Таким образом - жизнь продолжается. Если же случается вымирание вида, то оно происходит всегда вопреки стараниям его представителей. Вид вымирает в том случае, когда условия существования изменяются настолько, что к ним более нет возможности приспособится. Но, в любом случае жизнь ищет способы продолжения своего существования, либо в попытке приспособления, либо в поиске нового, более благоприятного места обитания.

Это вещи столь очевидные и известные каждому, что казалось бы, не было смысла даже напоминать о них. Однако из этой очевидной данности бытия, нами чаще всего, не делаются должные выводы. Но ещё раз прочитайте этот элементарный закон, и скажите себе согласны ли вы с ним? Является ли для вас это очевидным? Если да, то давайте рассмотрим какие другие основные законы существуют, для обеспечения выполнения этого главнейшего. Эти законы в сущности известны и не новы, они выведены биологами, палеонтологами, да и прочими другими людьми обращавшимися к изучению живой природы. Я, лишь попытаюсь это философски переосмыслить.

Для выполнения главного закона - СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ, нужно сделать саму жизнь настолько сильной и способной противостоять различным катаклизмам, насколько это только возможно. Мы знаем, что жизнь любого существа очень хрупка. Жизнь же, целого вида несравненно более устойчива. Жизнь же во всём её многообразии проявлений, сильна настолько, что мы не можем дать даже окончательного ответа, а возможно ли вообще её полное уничтожение? То, есть из этого вытекает что одним из излюбленных средств ЖИЗНИ в достижении наименьшей уязвимости, является её многообразие. Чем больше существует приспособленных к различным условиям проявлений жизни, тем сложнее уничтожить всю ЖИЗНЬ в целом. Многообразие видов живого нам всем прекрасно известно. ЖИЗНЬ на нашей планете к данному моменту реализовала принцип многообразия со всей очевидностью. Но как мы знаем, огромное количество - не есть качество. Мало создать множество похожих, и приспособленных к одним и тем же условиям существования существ. Нужно что бы каждое проявление жизни было специализированно на разные условия бытия, на совершенно различную окружающую среду и потребление различных ресурсов. Тогда, при катастрофе способной резко изменить окружающий мир, остаётся столько различных вариантов приспособления к новым условиям, сколько существует проявлений самой жизни. При любых катаклизмах происходит перераспределение ресурсов. Множество привычных исчезают или значительно сокращаются, становятся труднодоступными. Но, в то же время всегда появляются и новые ресурсные возможности. То, что не является ресурсом для одного, может быть таковым другому. И то, что губительно для одного вида, может быть благоприятно для другого. И, при невозможности одному виду приспособится к изменившимся условиям и вынужденному вымиранию, другой получает возможность занять его нишу. Так осуществляется принцип – взаимозаменяемости ЖИЗНИ. При наличии максимально возможного множества разноприспособленных живых существ, имеется и множество шансов на сохранение ЖИЗНИ в целом.

Но как достигнуть такого разнообразия, и в то же время по максимуму приспособить каждого к постоянно изменяющимся условиям. Как, выявить наиболее сильных и способных, и в то же время устранить неэффективных. Ведь каждый ресурс, кем – то потребляется. И, если несколько видов потребляют один и тот же ресурс, то в условиях его ограниченности на всех может и не хватить. Значит, следует оставить самого эффективного из потребителей. И здесь и помогает великий принцип – естественного отбора (или природной конкуренции видов). Здесь выживает даже не сильнейший, а самый приспособившийся. Не способные же быстро и адекватно адаптироваться – неэффективны и обречены на вымирание. Это, как не неприятно нам это осознавать с позиций нашей морали – воистину мир приспособленцев! Но наиглавнейшая цель этой конкуренции приспособленцев – Выжить самому и оставить потомство для сохранения своего вида как одного из проявлений ЖИЗНИ.

Что бы лучше понять эту последнюю мысль, а также для удобства дальнейшего рассуждения я предлагаю рассмотреть структуру ЖИЗНИ в её главных компонентах. Для этого используем следующую схему:

----- ЖИЗНЬ (Во всём её многообразии)

----- Вид

----- Популяция или объединение (Как некая общность особей одного вида не обязательно связанных родством - Раса, народ, племя, стая, стадо и т.п.)

----- Род или семья (то есть совокупность потомков одного родителя)

----- Особь.

Такая условная схема сделает для нас более понятным и очевидным, как с самого начального звена – Особи, осуществляется ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ. А, чёткое и ясное понимание принципа действия этого закона мне представляется самым важным, так как следующие четыре закона из него вытекающие, приблизят нас к пониманию самой сути природы человека, основных принципов существования человеческих обществ, и взаимодействия людей между собой и природой.

четыре закона обеспечивающих сохранение вселенской ЖИЗНИ.

(1) Закон сохранения вида

(2) Закон сохранения популяции (Закон сохранения объединения)

(3) Закон продолжения рода (или закон - сохранения потомства.)

(4) Закон самосохранения

Эти законы соответствуют главным компонентам всей системы. Можно конечно разделить систему и на большее количество составляющих её компонентов, выделить подвиды, семейства и прочее, но это будет в данном случае излишним умножением сущностей. Эти законы иерархичны и взаимоподчинены. Принцип главенства в их соблюдении снисходит от сохранения вида до сохранения особи. И закон самосохранения особи есть необходимый элемент для соблюдения закона сохранения вида. Часто, однако, эти законы вступают между собой в кажущийся конфликт, и от этого у нас появляется видимость несоблюдения иерархии. И такая кажущаяся очевидность, подвергает всю систему сомнению, а значит, ведет к неправильному пониманию мироустройства. Поэтому нам необходимо понять, почему такие конфликты происходят. А, также какое всё это имеет отношение к человеку…..


Проблема противопоставления человека и животного, или «панегирик муравьям»

Но здесь, нам придётся сделать огромнейшее отступление от объяснения действия четырёх законов. Так как сейчас мы неизбежно столкнулись с самой главной проблемой, с которой сталкивается человек при познании мироустройства. И пока я не попытаюсь дать свои ответы, способствующие её преодолению, мы просто не сможем двигаться дальше, и понять, почему эти четыре закона обязательны для человека также как и для всех остальных живых существ.

Это - проблема противопоставления человеком самого себя животному и природе. Проблема эта, появилась от конфликта Веры и Разума, Знания и Мнения, Желаемого и Действительного. Она прямо вытекает из недостатка фактических сведений о мире, а также от нежелания принимать те факты бытия, которые кажутся нам неприемлемыми, и не согласуются с нашими понятиями и убеждениями. Этот конфликт, с древности порождал массу лжеучений о мире. И проблемность такого противопоставления человека и животного, заключается в том, что если человек перестаёт ощущать своё родство с природой, и не считает себя пусть и высшим, но животным - то он и не относит общие биологические законы к самому себе, и считает себя выше их. Человек отвергая реально существующие законы природы, по которым он тем не менее реально существует, и которым он безупречно следует, подменяет их законами вымышленными им самим. Он начинает отрицать то, что показывает ему сама природа, и закрывает глаза на очевидные факты. Он выдаёт желаемое за действительное, свою мечту за реальность. Это исходит от недостаточного наблюдения за другими представителями жизни, и наоборот от слишком сильной концентрации познания на самом себе. Человек до недавнего времени, чаще всего не знал и не видел огромного количества сходств между собой и другими видами, так как, несмотря на научные разыскания некоторых, основной массе людей реальное знание и осмысление законов по которым существует всё сущее, было недоступно. Но если заблуждения древних понятны и простительны, так как сведения о живой природе у них были очень ограниченны, то имея к настоящему моменту огромную массу знаний о живых существах нашей планеты не брать их в расчёт, отрицая очевидное и изученное, при познании мира просто глупо. А, в научном плане и непростительно.

Многие современные науки постоянно показывают нам превосходство человека над природой. Во многих современных работах и учебниках по философии, психологии и особенно культурологи я увидел, как авторы постоянно выделяют огромную разницу между людьми и другими живыми существами. Они исподволь навязывают мысль об уникальности человека, как эдакого надприродного существа. Но так ли отличен человек от животных на самом деле? Я, хочу привести несколько фактов из жизни тех, кто с раннего моего детства повлиял на всё моё мировоззрение - муравьёв. Хотя тогда я не знал о них основную массу того, на что обращу ваше внимание сейчас:

Мирмекологи после находок ископаемых муравьёв сделанных в двухтысячных годах, пришли к выводу что муравьи появились 110 – 130 миллионов лет назад, то есть задолго до появления первых приматов. Ровесники динозавров, так сказать. (Мирмекология - специализация зоологии занимающаяся изучением муравьёв)

Муравьи листорезы питаются грибами которые можно встретить только в их муравейниках, они выращивают их сами, улучшая почву искусственным удобрением которое они изготовляют сами. Для его изготовления используется многочленное разделение труда. Сначала муравьи-разведчики находят подходящие деревья и прокладывают феромонный путь. По нему устремляются эксперты по качеству, которые отбраковывают негодные листья, и отмечают подходящие. Затем, муравьи с более мощными челюстями срезают эти листья. Дальше на земле раскройщики разрезают их на несколько более удобных для транспортировки частей. Пятыми в этом процессе следуют транспортировщики. Они доставляют заготовки в муравейник. Следующая группа занимается переработкой листвы в удобрение, «пережёвывая» заготовки и перемешивая их со своей кислотой. Только после этого, готовое удобрение отправляется в специально устроенные грибницы, где осуществляется равномерное его распределение. В грибницах поддерживается нужная температура и влажность, специально специализирующимися на этом особями. Как нам назвать такой процесс, и являемся ли мы первооткрывателями земледелия?

Многие виды муравьёв занимаются разведением тли. Они охраняют её пока она кормиться на растении - пастбище. Когда это пастбище истощается, тлей переносят на новое. При неприятных капризах природы, муравьи уносят тлей в специальные загоны устроенные внутри муравейника. Муравьи кочевники, не имеющие постоянного дома, забирают тлей с собой в свои путешествия. Есть ли тут принципиальная разница со скотоводством?

У некоторых видов муравьёв практикуется похищение и использование рабочей силы других видов. Африканские муравьи прокладывают дороги, выравнивая их и удаляя с них помехи и мусор. Дороги тщательным образом охраняются. Муравьи также, умеют строить мосты через водные преграды используя листву и сцепку из живых особей. Научились они строить и подводные муравейники. Ведут они и войны, где также соблюдается разделение обязанностей по ведению боевых действий, снабжению воинов, и выносу награбленного. Успешному ведению войны против термитов и других муравьёв, способствуют и организованные до мелочей переброски огромных масс войск на несколько километровые дистанции.…. Вот лишь некоторые, особо показательные примеры из жизни этих маленьких насекомых. Откуда они научились всему этому, многое из чего мы так гордо приписываем себе как исключительно человеческое изобретение? Если они были до нас, то не подсмотрели ли мы у них саму нашу культуру?

Ах, да культура. Ох уж это понятие со множеством определений, главным из которых однако является то - что это деятельность присущая исключительно человеку. Это практически любое произведение человеческой деятельности. А, сама деятельность, это опять же любая осмысленная активность человека. Вот два понятия, особенно любимые современными культурологами и психологами, которыми мы отгородились от братьев наших меньших. То есть, из них следует, что если обезьяна или собака производит любое осмысленное действие, проявляя при этом массу находчивости и смекалки, это не является деятельностью. А, муравьиное возделывание земли для их грибов – не считается проявлением культуры (от латинского cultura, от глагола colo, colere — возделывание). Но, зато используя такие понятия, мы можем используя софистический метод с уверенностью сказать самим себе - Человек отличен от животных, так как только ему присуща культура!.... мне же почему то приходит на ум другая мысль. Если человек осмысленно пошёл облегчится, то результат такой осмысленной человеческой деятельности судя по определениям -проявление культуры. А, если то же самое делает например собака, это бескультурие? Уж, простите меня за такую вульгарную софистику.

Кстати, если говорить об общественном устройстве самых известных видов муравьёв, то это вовсе не монархия с «Королевой» во главе. Да, матка порождает, как правило, всех остальных членов сообщества (Хотя у некоторых видов бывает и по другому). Её кормят, за ней ухаживают, её охраняют как зеницу ока, к ней в апартаменты приводят кавалеров. Но основная её задача заключается вовсе не в управлении муравейником или праздном времяпрепровождении. Она неустанно трудиться в поте лица своего, над постоянным откладывании яиц. И как только она перестанет плодоносить, её тут же убивают, заменяя её более молодой и перспективной. Кавалеров же, которые кроме оплодотворения матки более ничем полезным для общества не занимаются, сразу после выполнения этой их почётной обязанности – так же ликвидируют. И делают это муравьи – труженики, обладающие всей полнотой собственности на средства производства, и занимающиеся конечным распределением валового продукта муравьиной колонии. Вот такая вот – Диктатура Пролетариата. От каждого по возможностям, каждому по труду! И, кто не работает – тот да не ест! Чем не идеальное общество, за достижение которого столько ратовали всевозможные утописты? И что самое интересное, такое общественное устройство оказывается настолько эффективным, что позволяет муравьям составлять на текущий момент 15 -20 % всей биомассы поверхности суши, что примерно равно всей биомассе людей.

Сейчас мирмекологи для объяснения, как же может функционировать столь сложная система, при условии что каждый член этого общества обладает совершенно примитивным мозгом, ввели новый, но совершенно не укладывающийся в наши привычные представления о насекомых термин - «Суперорганизм». Согласно определению, суперорганизм - это собрание агентов, которые могут действовать согласованно, чтобы произвести явления, управляемые коллективом. Немного затуманенное, и не совсем точное определение, которое больше скрывает суть явления чем объясняет его. Но, само название, явно подразумевает нечто совсем другое, чем то, что дано в определении. Оно, как бы намекает что каждый член муравьиного общества, возможно является, некой клеткой одного большого организма. Как наш организм составлен из различных клеток с разными функциями, так возможно и муравьи с их широкой специализацией являются составной частью более высшего организма – «Суперорганизма». Просто пока, науке не очень понятно как именно действует этот суперорганизм, и нет чёткой доказательной базы что бы с уверенностью говорить о таком явлении. А, пока такое предположение находится на положении гипотезы, науке приходится быть очень осторожной в своих определениях. Но философия, в отличие от науки, имеет право на высказывание любых мыслей и предположений. В этом её и прелесть. Но, если это действительно какое то совершенно отличное от нашего понимания живое сверх существо, постигнуть которое мы пока не в состоянии. Неужели оно не может быть более любимым детищем ЖИЗНИ нежели мы? Не более ли оно приспособлено и эффективно чем люди? А, если всё таки пока воспринимать муравьиные сообщества более близко к данному определению. Воспринимать как высокоорганизованный коллектив, где у каждого члена полностью отсутствует индивидуальность и личные цели и потребности, а есть только коллективные интересы. То что мы увидим в этом обществе? А, увидим мы - Высочайшую эффективность и конкурентоспособность проверенную миллионами лет, при полном отсутствии морали, чувств, любовного влечения, и тяги к прекрасному. И, при неимении всех этих присущих человечеству черт, достигается тем не менее коллосальный успех. Кстати при всём том разнообразии муравьев которые сейчас известны, а их открыто уже более 12 000 видов наблюдается огромная разница в уровне их эволюционного развития. И более эволюционно отсталыми считаются муравьи с наиболее сильно выраженной индивидуальностью. Муравейники, где каждый муравей обладает крупными размерами, сильнейшим ядом, острым зрением и превосходно охотится в одиночку, остаются неспособными к налаженной кооперации труда, и оказываются беззащитными перед армиями слепых, и гораздо более слабых воинов, где индивидуальность принесена в жертву общему благу. Эволюция пошла тут по принципу экономии ресурсов на каждого отдельного члена, для достижения максимального преуспевания всего вида в целом. Узкая специализация и коллективное мышление взяли верх над разносторонностью и индивидуальностью. Не правда ли не очень приятная с позиций гуманизма эволюционная тенденция? Но не поэтому ли принципу развиваются и люди, особенно при полной победе капиталистического разделения труда. Не всё меньше и меньше у нас становится энциклопедистов, и наоборот всё больше узких специалистов в своей сфере? Или, всё же человечество идёт совсем по другому пути, и у него есть какая-то особая миссия в этом мире? Выгодно ли ЖИЗНИ что бы мы оставались индивидуалистами?...Ну, да я думаю достаточно про муравьёв, интересующиеся могут найти про них ещё не менее интересные и сенсационные факты, в наш век лёгкого и быстрого доступа к информации. Может пора уже сказать несколько слов о самих людях?

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных