ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Центральной нервной системыК специфическим методам оценки функционального состояния нервной деятельности относятся исследования внимания, памяти, скорости реакций, подвижности рефлексов. Исследование внимания является важнейшим в психофизиологической оценке труда, например, операторов. Концентрация и устойчивость внимания, объем, переключение внимания - основные показатели, его характеризующие. Задание 3.1. Научиться определять устойчивость и переключаемость произвольного внимания. Методические указания к выполнению задания 3.1
Внимание - сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте или действии. Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга или менее значительное торможение его в других участках коры. Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения и сохраняется без всяких усилий. Произвольное внимание возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует нередко значительных волевых усилий. Для привлечения и поддержания произвольного внимания существенно умение ставить цели, связывать с ними то, на что надо направить внимание. Внимание характеризуется объемом (количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно и достаточно ясно), концентрированностью или, наоборот, распределением (умением осуществлять одновременно два или более видов деятельности, уделяя каждому из них достаточное внимание, устойчивостью (продолжительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же деятельности), переключаемостью (умением сознательно и быстро переносить внимание с одних объектов на другие или переходить от одного вида деятельности к другому). Противоположностью внимания является так называемая рассеянность, проявляющаяся, во-первых, в неспособности сосредоточиться на чем-либо определенном в течение более или менее продолжительного времени, и, во-вторых, в отсутствии внимания к окружающей обстановке вследствие сильной концентрации его на каком-либо объекте. Как и все стороны психической жизни, внимание развивается в процессе воспитания и обучения и под влиянием сознательных усилий человека, его работы над собой. Произвольное внимание усиливается при трудовой деятельности. Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. Так, оператор, следящий за появлением на экране определенной информации, обязан обладать большой устойчивостью внимания; водитель автобуса должен уметь быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, пульт управления и рычаги и т.п.). Ход выполнения задания 3.1 1. Студенты образуют пары: испытуемый и экспериментатор. Экспериментаторы быстро, в течение 1 - 2 мин, рисуют каждый для своего испытуемого по одной таблице с изображением перепутанных ломаных линий и раздают их испытуемым. По команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользуясь ручкой или карандашом, а только зрительно, находят конец каждой линии и помечают ее соответствующим номером в правом столбике. Через 3 мин экспериментаторы прерывают работу испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных концов линий. 2. Преподаватель раздает студентам рисунок с двойственным изображением. Экспериментаторы отмечают время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опознание обоих образов: чем быстрее испытуемый увидит оба изображения, тем больше у него выражена способность к переключению внимания. После выполнения п.п.1 и 2 занести в тетрадь результаты определения степени устойчивости и переключаемоcти внимания всех студентов вашей группы и рассчитать среднегрупповые значения. Оценить собственные данные относительно среднегрупповых значений. Задание 3.2. Определить объем кратковременной слуховой памяти.
Методические указания к выполнению задания 3.2 Память - одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Память человека включает четыре характеристики: запоминание (усвоение), сохранение, извлечение и воспроизведение информации. Человеку присуща память не менее трех типов: сенсорная, кратковременная и долговременная. В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют специфические виды памяти: зрительную, слуховую, осязательную, двигательную и т.д. Сенсорная память удерживает точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств, т.е. образ предмета. Длительность хранения образа 0,1 - 0,5 с. В это время происходит кодирование информации для передачи в кратковременную память. Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отображение. Длительность хранения составляет от 5 до 60 с. Долговременная память удерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни. Именно долговременная память составляет основное звено в организации целенаправленного поведения, обеспечивая хранение, извлечение, воспроизведение информации. Переход от кратковременной к долговременной памяти - это преобразование процесса получения информации в процесс ее сохранения. В этом процессе участвует внимание (сознательный компонент). Ход выполнения задания 3.2 Для определения объема кратковременной памяти необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Преподаватель зачитывает первый ряд из приготовленной им таблицы однозначных цифр (табл. 3.1). Студенты прослушивают этот ряд полностью, а затем записывают его в тетради. Затем преподаватель диктует второй ряд. Студенты прослушивают его, а затем записывают и т.д. Таблица 3.1 Ряды однозначных цифр для определения объема кратковременной памяти После того, как продиктованы все ряды цифр, преподаватель вновь начинает диктовать эти же ряды цифр для проверки правильности их воспроизведения. Если, например, первые три ряда цифр записаны верно и в правильной последовательности, а в четвертом ряду обнаружены ошибки (изменен порядок цифр, величина ряда, записана неверная цифра), то объем памяти будет равен количеству цифр в третьем ряду. Подсчитать свой объем кратковременной памяти. Задание 3.3. Научиться определять сенсомоторную зрительно-двигательную реакцию. Методические указания к выполнению задания 3.3 Движение в операторской деятельности выступает как способ определенного предметного действия и реализуется в форме двигательного акта. В основе организации двигательного акта — сенсорный синтез, связанный с разными анализаторами: зрительным, слуховом, тактильным и т.д., и вырабатываемая на его базе коррекция эффекторных систем. В итоге движение регистрируется на каждом этапе “образом ожидаемого результата”, который появляется после восприятия и осознания человеком окружающего его пространства. За счет этого двигательный акт основан не только на сенсомоторной реакции, но и на осознанной моторной регуляции. Все это вместе взятое обеспечивает ряд качеств двигательного акта, включая точность, меткость, ловкость и скоординированность. Особое место среди них занимают два последних, так как необходимы для любой практической деятельности, особенно в сфере операторского труда (перемещение, подъем, опускание, толчок, захват и т.д.). Можно рекомендовать очень простой мануальный тест. Его можно использовать для определения зрительно-двигательной реакции на падающий предмет, которая оценивается расстоянием от места падения до точки его захвата (измеренным, например, линейкой).
Ход выполнения задания 3.3
Исследователь устанавливает линейку (40 - 50 см) с нулевой отметкой на уровне указательного и большого пальцев вытянутой руки испытуемого. Испытуемый стоит с вытянутой на уровне плеча рукой и, увидев падающую линейку, должен поймать ее движением одной кисти. Расстояние, которое преодолеет падающая линейка, будет характеризовать величину зрительно-двигательной реакции. Фиксируется лучший результат. В таблице (табл. 3.2) приведена оценочная шкала. Оцените по шкале собственную зрительно-двигательную реакцию. Таблица 3.2 Оценка зрительно-двигательной реакции людей в возрасте до 30 лет (А), 51 года и старше (Б)
Содержание отчета по выполнению заданий по теме 3 Отчет должен содержать: – результаты определения Ваших показателей степени устойчивости, переключаемости внимания и показателей всех студентов вашей группы, расчет и сравнение среднегрупповых значений по заданию 3.1; – результаты расчета Вашего объема кратковременной памяти по заданию 3.2; – результаты оценки по шкале в задании 3.3 собственной зрительно-двигательной реакции; – выводы по результатам расчетов и оценок показателей, выполненных в заданиях 3.1 – 3.3.
Контрольные вопросы по теме 3
1. По каким показателям оценивается состояние нервной системы человека? 2. В чем отличие произвольного внимания и непроизвольного? 3. Назовите основные показатели, характеристики внимания? 4. Что является физиологической основой внимания? 5. Как связаны между собой рассеянность и внимание? 6. Перечислите четыре характеристики памяти. 7. Как определяют объем кратковременной слуховой памяти? 8. Какие виды информации удерживают сенсорная. кратковременная, долговременная типы памяти? 9. Какова длительность хранения информации в памяти? 10. Какой процесс лежит в основе организации двигательного акта? 11. Поясните, как происходит поэтапная регистрация движения в виде образа ожидаемого результата. 12. Опишите порядок проведения теста на выявление сенсомоторной зрительно-двигательной реакции?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|