Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Центральной нервной системы




К специфическим методам оценки функционального состояния нервной деятельно­сти относятся исследования внимания, памяти, скорости реак­ций, подвижности рефлексов.

Исследование внимания является важнейшим в психофизио­логической оценке труда, например, операторов. Концентрация и устойчивость внимания, объем, переключение внимания - ос­новные показатели, его характеризующие.

Задание 3.1. Научиться определять устойчивость и переключаемость произвольного внимания.

Методические указания к выполнению задания 3.1

 

Внимание - сосредоточенность психи­ческой деятельности на каком-либо объекте или действии. Физи­ологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга или менее значительное торможение его в других участках коры. Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения и сохраня­ется без всяких усилий.

Произвольное внимание возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует нередко значительных воле­вых усилий. Для привлечения и поддержания произвольного вни­мания существенно умение ставить цели, связывать с ними то, на что надо направить внимание.

Внимание характеризуется объемом (количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно и достаточно ясно), концентрированностью или, наоборот, распределением (умением осуществлять одновременно два или более видов дея­тельности, уделяя каждому из них достаточное внимание, ус­тойчивостью (продолжительностью сохранения внимания на од­ном и том же объекте или на одной и той же деятельности), переключаемостью (умением сознательно и быстро переносить внимание с одних объектов на другие или переходить от одного вида деятельности к другому).

Противоположностью внимания является так называемая рас­сеянность, проявляющаяся, во-первых, в неспособности сосре­доточиться на чем-либо определенном в течение более или менее продолжительного времени, и, во-вторых, в отсутствии внима­ния к окружающей обстановке вследствие сильной концентрации его на каком-либо объекте.

Как и все стороны психической жизни, внимание развивается в процессе воспитания и обучения и под влиянием сознательных усилий человека, его работы над собой. Произвольное внимание усиливается при трудовой деятельности. Разные виды труда разви­вают различные свойства произвольного внимания. Так, опера­тор, следящий за появлением на экране определенной информа­ции, обязан обладать большой устойчивостью внимания; води­тель автобуса должен уметь быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, пульт управле­ния и рычаги и т.п.).

Ход выполнения задания 3.1

1. Студенты образуют пары: испытуемый и экспе­риментатор. Экспериментаторы быстро, в течение 1 - 2 мин, ри­суют каждый для своего испытуемого по одной таблице с изоб­ражением перепутанных ломаных линий и раздают их испытуе­мым. По команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользу­ясь ручкой или карандашом, а только зрительно, находят конец каждой линии и помечают ее соответствующим номером в пра­вом столбике. Через 3 мин экспериментаторы прерывают работу испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных концов линий.

2. Преподаватель раздает студентам рисунок с двойственным изображением. Экспериментаторы отмечают время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опозна­ние обоих образов: чем быстрее испытуемый увидит оба изобра­жения, тем больше у него выражена способность к переключе­нию внимания.

После выполнения п.п.1 и 2 занести в тетрадь результаты определения степени устойчи­вости и переключаемоcти внимания всех студентов вашей группы и рассчитать среднегрупповые значения. Оценить собственные данные относительно среднегрупповых значений.

Задание 3.2. Определить объем кратковременной слуховой памяти.

 

Методические указания к выполнению задания 3.2

Память - одно из основных свойств нерв­ной системы, выражающееся в способности длительное время хра­нить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организ­ма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Память человека включает четыре характеристики: за­поминание (усвоение), сохранение, извлечение и воспроизведе­ние информации.

Человеку присуща память не менее трех типов: сенсорная, кратковременная и долговременная. В зависимости от рецепто­ров, воспринимающих раздражения, выделяют специфические виды памяти: зрительную, слуховую, осязательную, двигатель­ную и т.д.

Сенсорная память удерживает точную и полную картину, вос­принимаемую органами чувств, т.е. образ предмета. Длитель­ность хранения образа 0,1 - 0,5 с. В это время происходит коди­рование информации для передачи в кратковременную память. Процесс забывания начинается сразу же после поступления ин­формации.

Кратковременная память удерживает не точную копию пред­мета, события, явления, а их частичное отображение. Длитель­ность хранения составляет от 5 до 60 с.

Долговременная память удерживает огромный объем инфор­мации. Все, что содержится в памяти более минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни. Именно долговременная па­мять составляет основное звено в организации целенаправленно­го поведения, обеспечивая хранение, извлечение, воспроизведе­ние информации.

Переход от кратковременной к долговременной памяти - это преобразование процесса получения информации в процесс ее сохранения. В этом процессе участвует внимание (сознательный компонент).

Ход выполнения задания 3.2

Для определения объема кратковременной памяти необходимо установить то максимальное количество знаков, ко­торое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести.

Преподаватель зачитывает первый ряд из приготовленной им таблицы однозначных цифр (табл. 3.1). Студенты прослушивают этот ряд полностью, а затем записывают его в тетради. Затем преподава­тель диктует второй ряд. Студенты прослушивают его, а затем за­писывают и т.д.

Таблица 3.1

Ряды однозначных цифр для определения

объема кратковременной памяти

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

После того, как продиктованы все ряды цифр, преподаватель вновь начинает диктовать эти же ряды цифр для проверки пра­вильности их воспроизведения. Если, например, первые три ряда цифр записаны верно и в правильной последовательности, а в четвертом ряду обнаружены ошибки (изменен порядок цифр, ве­личина ряда, записана неверная цифра), то объем памяти будет равен количеству цифр в третьем ряду.

Подсчитать свой объем кратковременной памяти.

Задание 3.3. Научиться определять сенсомоторную зрительно-двигательную реакцию.

Методические указания к выполнению задания 3.3

Движение в операторской деятельности вы­ступает как способ определенного предметного действия и реали­зуется в форме двигательного акта. В основе организации двига­тельного акта — сенсорный синтез, связанный с разными анализа­торами: зрительным, слуховом, тактильным и т.д., и вырабатыва­емая на его базе коррекция эффекторных систем. В итоге движение регистрируется на каждом этапе “образом ожидаемого результата”, который появляется после восприятия и осознания человеком окружающего его пространства. За счет этого двигательный акт ос­нован не только на сенсомоторной реакции, но и на осознанной моторной регуляции.

Все это вместе взятое обеспечивает ряд качеств двигательного акта, включая точность, меткость, ловкость и скоординированность.

Особое место среди них занимают два последних, так как не­обходимы для любой практической деятельности, особенно в сфере операторского труда (перемещение, подъем, опускание, толчок, захват и т.д.).

Можно рекомендовать очень простой мануальный тест. Его можно использовать для определения зрительно-двигательной реакции на падающий предмет, которая оценивается расстояни­ем от места падения до точки его захвата (измеренным, напри­мер, линейкой).

 

Ход выполнения задания 3.3

 

Исследователь устанавливает линейку (40 - 50 см) с нулевой отметкой на уровне указательного и большого пальцев вытянутой руки испытуемого. Испытуемый стоит с вытянутой на уровне плеча рукой и, увидев падающую линейку, должен поймать ее движением одной кисти. Расстояние, которое преодолеет падающая линейка, будет характеризовать величину зрительно-двигательной реакции. Фиксируется лучший результат. В таблице (табл. 3.2) приведена оценочная шкала. Оцените по шкале собственную зрительно-двигательную реакцию.

Таблица 3.2

Оценка зрительно-двигательной реакции людей в возрасте

до 30 лет (А), 51 года и старше (Б)

Реакция Путь линейки до ее захвата, см
А Б
Отличная £14 ³17
Хорошая 15 - 18 18 - 21
Удовлетворительная 19 - 22 22 - 25
Плохая 23 - 27 26 - 30
Очень плохая 28 - 32 31 - 35

Содержание отчета по выполнению заданий по теме 3

Отчет должен содержать:

– результаты определения Ваших показателей степени устойчи­вости, переключаемости внимания и показателей всех студентов вашей группы, расчет и сравнение среднегрупповых значений по заданию 3.1;

– результаты расчета Вашего объема кратковременной памяти по заданию 3.2;

– результаты оценки по шкале в задании 3.3 собственной зрительно-двигательной реакции;

– выводы по результатам расчетов и оценок показателей, выполненных в заданиях 3.1 – 3.3.

 

Контрольные вопросы по теме 3

 

1. По каким показателям оценивается состояние нервной системы человека?

2. В чем отличие произвольного внимания и непроизвольного?

3. Назовите основные показатели, характеристики внимания?

4. Что является физиологической основой внимания?

5. Как связаны между собой рассеянность и внимание?

6. Перечислите четыре характеристики памяти.

7. Как определяют объем кратковременной слуховой памяти?

8. Какие виды информации удерживают сенсорная. кратковременная, долговременная типы памяти?

9. Какова длительность хранения информации в памяти?

10. Какой процесс лежит в основе организации двигательного акта?

11. Поясните, как происходит поэтапная регистрация движения в виде образа ожидаемого результата.

12. Опишите порядок проведения теста на выявление сенсомоторной зрительно-двигательной реакции?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных