Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение и классификация методов обучения




Методы обучения можно рассматривать с точки зрения дидак­тики (раздела педагогики) более или менее обобщенно, а также методики определенной учебной дисциплины, отдельных разде­лов, тем, отдельных уроков или определенной части урока.

Методы обучения применительно к отдельному уроку или час­ти урока приобретают более детальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов. Прием - это деталь, часть ме­тода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвое­ния знаний, формирования умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, кото­рая выполняется с помощью данного метода. Например, в I классе сложение в пределах первого десятка является учебной задачей, которая достигается определенным методом (например, объясне­нием). Операции счета (умение разделить число на составляющие его единицы на основе знания состава числа, присчитывание по единицам и т. п.) являются приемами мышления, которые формируются у детей соответствующими приемами преподавания.

Одинаковые приемы обучения могут быть использованы разных методах. И наоборот, один и тот же метод у различных учителей может включать различные приемы. Метод строиться из приемов, но не является их совокупностью. Метод в обучении самостоятельная структурная единица. Он всегда под­ведет к определенной цели, решает поставленную учебную задачу, освоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.

Совокупность методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности уча­щегося.

Наиболее простая классификация методов обучения - по мето­дам работы учителя и ученика. К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учите­лю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следо­вать логике рассуждений, понять излагаемый материал, запом­нить его и суметь в последующем воспроизвести.

Ко второй группе относятся способы учения: упражне­ния, самостоятельные лабораторные и практические работы, кон­трольные работы.

Существует много других классификаций методов обучения. Так, в основу классификации, предложенной И. Я. Лернером и М. Н. Скатанным, положена внутренняя характеристика мысли­тельной деятельности учащихся. Б. П. Есипов классифицирует ме­тоды обучения, взяв за основу выполняемую учебную задачу на опре­деленных типах уроков. Например, учебная задача при изложении знаний учителем выполняется методами рассказа, объяснения, бе­седы, демонстрации наглядных пособий; учебная задача, связанная с формированием у учащихся навыков и умений, требует метода упражнений и практических работ; при проверке знаний, умений и навыков учащихся проводятся текущие наблюдения, устный опрос, письменные и практические контрольные работы.

В настоящее время в педагогике распространена классифика­ция, которая подразделяет все методы обучения на три груп­пы/ словесные, наглядные и практические. Основой такого под­разделения является характер познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний1.

1 См Баранов С П, Сластенин В А Педагогика - М, 1976

Наиболее распространенными словесными (устными, вербаль­ными) методами изложения учебного материала являются: рас­сказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово учителя, присут­ствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь уча­щихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обо­гащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружаю­щих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот мате­риал доступным для понимания учащихся.

В связи с этим к устному изложению учителем учебного мате­риала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:

- учебный материал, излагаемый учителем, должен быть преж­де всего научно достоверным;

- учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;

- изложение учебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;

- материал излагаемый учителем, должен быть близким и ин­тересным учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудо­вой деятельности;

- устное изложение учителя должно сочетаться с показом на­глядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закреплять(частыми повторениями, самостоятельными работа­ми и упражнениями, направленными на развитие активности уча­щихся;

- изложу учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.

Среди учащихся специальной школы (особенно среди учащих­ся младших классов) велико количество детей с различными де­фектами речи у, хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учитель необходимо работать над выразительностью своей речи нельзя быть хорошим учителем специальной школы, если не умеет выразительно читать и рассказывать, выразитель­но говорил своей интонацией учитель оттеняет своеобразие чи­таемого произведения и тем самым делает его более доступным для понимания учащихся.

Усвоение учебного материала обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенок не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.

Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения в свальной школе, но совершенно исключительное значение он приобретает на занятиях в младших классах. Спокойна, ровная, не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Речь учителя должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Поэтому учителю необходимо проводить специальную обработку текста учебника с целью наиболее полной его адаптации к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.

Речь учителя специальной школы должна быть логически правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления - это обязательное требование к речи учителя, так как в условиях специальной школы она является еще и средством коррекции мышления умственно отсталых учащихся.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных