Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА 1 страница. В коррекционной школе VIII вида изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом




В коррекционной школе VIII вида изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. В них изложены основы от­дельных наук, отобранные в соответствии с целями обучения, а также с умственными и возрастными возможностями учащихся.

Предметное содержание, включенное в каждый учебный предмет, обусловлено логикой изложения и усвоения конкретной научной об­ласти, специальной методикой обучения, коммуникативной деятель­ностью учителя и учеников в процессе обучения, спецификой учебно­го материала для обеспечения воспитательных целей. Таким образом, учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики ус­воения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании. Имеется в виду научное и педагогическое изложение науки, которое еще К. Д. Ушинский рассматривал дифференцирован­но. В условиях специального обучения это особенно важно учитывать в связи с большими затруднениями умственно отсталых школьников не только усваивать фактические данные, но и, тем более, делать эле­ментарные выводы и обобщения, видеть и устанавливать даже не™ сложные причинно-следственные связи и закономерности.

Обучение осуществляется постепенно, от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся. Иначе говоря, умственно отсталые школьники проходят тот же путь познания, что и дети с нор­мальным интеллектуальным развитием. Однако знания их существен­но отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания умственно отсталых учащихся ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проник­новения в сущность явлений.

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 133


В современной дидактике «учебный предмет» рассматривается как теоретическое понятие. Он отличается от учебного материала — во­площения конкретного содержания образования, подлежащего усво­ению за урок, занятие и т. д. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды восприятия знаний.

Обучение в коррекционной школе VIII вида отличается тем, что изучение каждого учебного предмета предваряет пропедевтический период, подготавливающий учащихся к усвоению конкретного учеб­ного материала. Особенно важен пропедевтический период в I классе, когда развиваются все психофизические функции, участвующие в ов­ладении первоначальными навыками чтения и письма, элементарны­ми математическими понятиями для обучения счету и решению прос­тых задач.

Такой учебный предмет, как развитие устной речи на основе озна­комления с предметами и явлениями окружающей действительности (I—IV классы), решая свои специфические задачи, в то же время явля­ется пропедевтическим, подготавливающим учащихся к усвоению бо­лее сложного материала на уроках объяснительного чтения, истории, географии и естествознания. Изучение различных категорий слов при изучении родного языка во II—IV классах подготавливает школь­ников к усвоению грамматических понятий в старших классах.

Трудовое обучение (ручной труд) в I—II классах также можно рас­сматривать как пропедевтический период подготовки учащихся к ов­ладению навыками профессионального труда. В то же время для овла­дения трудовыми умениями и навыками требуется и специальная под­готовка.

Для каждого предмета в школе отводится свой пропедевтический период. Однако многие задачи, решаемые в это время, продолжают оставаться ведущими и при дальнейшем изучении предмета. Напри­мер, развитие фонематического слуха, произносительной стороны ре­чи, моторики и другие задачи букварного и послебукварного перио­дов решаются и при изучении конкретных грамматических тем.

Общеобразовательные i

Русский (родной) язык» От усвоения этого ведущего учебного предмета во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое длится в течение всего I класса. В этот период уча­щиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по ело-

134 Раздел второй


гам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умственно отсталые первоклассники должны учить на­изусть с голоса учителя несложные по содержанию тексты, уметь чи­тать короткие стихотворения или четверостишия.

«Грамматика и правописание» — наиболее сложный раздел рус­ского языка, который из-за абстрактности самого учебного материала растягивается на все время обучения в школе. Ежегодно повторяются такие разделы, как «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется ра­боте со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом по правилу (про­стейшие случаи). При изучении раздела «Слова» в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. Практи­чески усвоив построение простого предложения в младших классах, на старших годах обучения школьники изучают синтаксические кон­струкции разной сложности. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятель­ности при написании изложений и сочинений. У них формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

На уроках чтения у детей формируются навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказы­вать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержа­ние которых направлено на максимальное развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспита­ние нравственных качеств, необходимых для самостоятельной трудо­вой жизни. Это произведения о родной природе, о настоящем и про­шлом нашей Родины, рассказы о жизни и труде наших современни­ков, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и твор­честве классикод литературы, художников, музыкантов, обществен­ных деятелей и др.

В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содер­жании прочитанного, развивается связная устная речь.

Математика. В этом курсе изучаются арифметика и элементы на­глядной геометрии. Учащиеся должны не только овладеть определен­ным объемом математических знаний, но и уметь использовать их

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 135


в процессе трудового обучения, во время занятий по социально-быто­вой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумера­ция», «Арифметические действия», «Устный счет», «Величины и еди­ницы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические зада­чи». На уроках математики дети знакомятся с простейшими гео­метрическими фигурами, с их свойствами, учатся пользоваться измерительными и чертежными приборами, овладевая практически­ми умениями в решении задач измерительного и вычислительного ха­рактера. Все названные разделы программы равномерно распределе­ны по четвертям. При этом самое серьезное внимание уделяется фор­мированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей. В младших классах арифметиче­ские действия с переходом через разряд тщательно отрабатываются и усваиваются в пределах 10,20,100. Такая система обучения позволяет школьникам осознанно выполнять все действия с более сложными числами в старших классах.

Природоведение. Как учебный предмет природоведение решает задачи обобщения знаний учащихся об окружающем мире, получен­ных в I—IV классах в связи с изучением предметов и явлений окру­жающей действительности («Окружающий мир»), На занятиях по природоведению ученики получают знания, подготавливающие их к дальнейшему усвоению естествоведческих, географических и истори­ческих сведений, помогающих элементарному пониманию причин­но-следственных связей и отношений, временных и пространствен­ных представлений.

Естествознание. Содержание этого курса предусматривает изуче­ние элементарных сведений, доступных умственно отсталым школь­никам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется пра­вильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

География. В начальном курсе физической географии учащиеся учатся ориентироваться на местности, изучают пояса освещенности солнцем поверхности земли, узнают об их расположении, получают

136 Раздел второй


представления о климате. Изучая разнообразие природных условий на территории нашей страны, они получают краткие сведения об осо­бенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.

Раздел географии «Материки и океаны» включает краткие элемен­тарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др., а также географическое положение каждого материка.

При изучении этого предмета учащиеся получают элементарные знания по экономической географии нашей страны. Особое внимание уделяется формированию у школьников представлений о разнообра­зии занятий населения, связанных с природными условиями, о взаи­мосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружаю­щей среды.

Содержание географического и естествоведческого материала в коррекционной школе VIII вида предусматривает элементарное эко­номическое образование учащихся, формирует у них доступное их по­ниманию материалистическое представление об окружающем мире, умения правильно объяснять некоторые явления природы.

История и обществоведение. На уроках истории и обществове­дения учащиеся получают представление о наиболее важных сторонах жизни общества, о традициях, трудовых и героических делах народов нашей страны, о примерах служения своему Отечеству, борьбе за сво­боду и независимость. В содержание курса обществоведения включе­ны в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны. Изучение основных этапов истории, прав и обязанностей граждан на­правлено на формирование у умственно отсталых школьников нрав­ственных и правовых норм жизни в обществе.

Этика и психология семейной жизни. Эти вопросы рассматри­ваются во время послешкольного обучения учащихся с умственной отсталостью.

Изобразительное искусство. Изобразительному искусству в коррекционной школе VIII вида придается большое значение. Его со­держание, направленное на развитие у учащихся художественного вкуса, способствующего их эстетическому воспитанию, включает изучение основ реалистического рисунка, формирование навыков ри­сования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, узнают о творчестве великих художников.

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе Vill вида 137


Занятия изобразительным искусством, способствуя совершенство­ванию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся, имеют большое коррекционно-развивающее значение.

Пение и музыка. Музыкальное воспитание умственно отсталых учащихся основано на хоровом пении как наиболее активном способе развития у них музыкальных способностей. В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, наци­ональных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по ха­рактеру музыки и по смысловому содержанию требующие различных средств исполнения.

У школьников развивается интерес к слушанию вокальной, инст­рументальной, оркестровой музыки. Они учатся различать мелодии, знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами, с элементами му­зыкальной грамоты и нотной записи, с творческими биографиями видных композиторов, их произведениями. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспи­тания-

Физическая культура. Этот предмет имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их мо­торики. Содержание обучения включает такие разделы, как «Гимнас­тика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка (коньки)», «Игры». Во все разделы включены упражнения, направленные на формирова­ние у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, лов­кости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащиеся выполняют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой, они овладевают ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С I по VII класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с IV класса — спортивные.

Трудовая подготовка

В коррекционных школах VIII вида особое значение придается подготовке умственно отсталых детей к трудовой деятельности и по­лучению ими профессионально-трудовых знаний и навыков по опре­деленной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравст­венного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться не­посредственно в производительный труд.

Трудовая подготовка осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

138 Раздел второй


□ трудовое обучение в I—III или в I—IV классах; в IV классе может
быть организовано на базе школьных учебных мастерских;

□ трудовое и профессионально-трудовое обучение в школьных
учебных мастерских в V—IX классах;

□ послешкольное (производственное) обучение в X, X—XI,
X—XII классах.

Трудовое обучение в I—III классах дает возможность учащимся ов­ладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. На занятиях предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природ­ным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильны­ми материалами.

В IV классе трудовое обучение имеет общетехнический характер, может проводиться на базе учебных мастерских, рассматриваться как пропедевтическое для формирования некоторых новых организаци­онных умений и навыков поведения, характерных для профес­сиональной мастерской. В этот период важно выявить индивидуаль­ные возможности учащихся, чтобы рекомендовать им, какие из изу­чаемых в школе видов профессионального труда они могут выбрать.

Содержание трудового обучения в IV классе — переходная ступень от ручного труда к профессиональному. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых при­емов.

Профессионально-трудовое обучение в V—IX классах нацелено на подготовку учащихся к самостоятельному труду по получаемой спе­циальности в условиях обычных (не предназначенных для инвали­дов) промышленных предприятий и предприятий сферы обслужива­ния. При этом школа выбирает виды труда с учетом местного произ­водственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства учащихся по месту жительства. В свя­зи с этим, кроме трудового обучения по типовым программам (для 9 видов труда), школа может организовать обучение трикотажно-вя-зальному, кулинарному, гончарному делу и др. Поскольку по таким видам труда единых программ нет, школы определяют содержание обучения и разрабатывают программы по образцу базовых, которые затем утверждаются местными органами образования.

В содержание обучения труду каждого вида включены теоретиче­ские сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Кроме того,

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 139


учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладева­ют профессиональными приемами труда, у них вырабатываются тру­довые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда.

Специальности, выбираемые для профессионально-трудового обу­чения в X—XII классах (I—III курсах), соответствуют профилю трудо­вого обучения учащихся в V—IX классах. Однако такое соответствие рассматривается в широких пределах и распространяется на родствен­ные в разной степени профессии. Содержание производственного обу­чения, нацеленное на узкую специализацию с ориентировкой на конк­ретные рабочие места базового производственного предприятия, яв­ляется вариативным в противоположность стабильному содержанию обучения в V—IX классах. В связи с этим особое значение приобретает правильный выбор профиля трудового обучения с учетом возможнос­тей трудоустройства выпускников на конкретных предприятиях: местных заводах, фабриках, фермах, тепличных хозяйствах, ремонт­ных мастерских и др.

Послешкольное (производственное) обучение организуется в тех школах, где имеются хорошо оборудованные мастерские, квалифици­рованный состав преподавателей труда и возможность проведения производственной практики на промышленных или сельскохо­зяйственных предприятиях. В такие классы (курсы) принимаются вы­пускники коррекционных школ VIII вида.

На базе школы могут быть организованы производственные цехи для выпускников, затрудняющихся в трудоустройстве. В процессе ра­боты в цехах выпускники должны закреплять знания, умения и навы­ки, полученные на уроках трудового обучения, и могут участвовать в выпуске товарной продукции.

По окончании X—XI, X—XII производственного класса учащиеся сдают квалификационный экзамен по правилам, принятым на базо­вом предприятии, которое и выдает выпускникам документ о полу­ченной квалификации.

Тесно с трудовым обучением связано владение навыками черчения. Содержание черчения развивает у учащихся графическую культуру, формирует у них умение читать и выполнять несложные чертежи. Это выражается в использовании общих приемов работы, таких как чте­ние чертежей, изготовление по ним изделий, использование инстру­ментов в процессе выполнения эскизов и чертежей. Кроме того, в IX классе учащимся даются сборочные чертежи изделий по специаль­ностям, изучаемым в школе.

140 Раздел второй


Коррекционная подготовка

Коррекция имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется и на специальных занятиях.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явле­ний окружающей действительности. В IIV классах с помощью этого специфического предмета целенаправленно корригируется об­щее и речевое развитие умственно отсталых детей. У учащихся фор­мируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно-об­разное мышление. Школьники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями. В ре­зультате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников. Тем самым восполняются пробелы развития учащихся в период дошкольного воспитания.

Социально-бытовая ориентировка. Для более успешной соци­альной адаптации и реабилитации умственно отсталые школьники в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Эта проблема в значительной степени решается на занятиях по социально-бытовой ориентировке (V— IX классы), на которых учащихся практически готовят к самостоя­тельной жизни. У них формируются знания и умения, способствую­щие социальной адаптации, повышению уровня общего развития, что позволит им посильно участвовать в труде, приобщаться к социаль­ной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответст­вии с нормами и правилами жизни.

Умственно отсталые дети обучаются преимущественно в интерна­тах, мало находятся в семьях, иногда семья как таковая вообще отсут­ствует, или домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо не представляется возможным. Самостоятельно же овла­деть умением организовать свой быт доступно не всем выпускникам коррекционной школы VIII вида.

Содержание специальных коррекционных занятий по социаль­но-бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащихся знакомят с предприятиями, организациями и учреждения­ми, куда им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируют умения пользоваться ус­лугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, меди-

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 141


цинской помощи, навыки обеспечения безопасности жизни (ОБЖ). Их учат готовить пищу, соблюдать личную гигиену, следить за одеж­дой и обувью, убирать жилище, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Содержание социально-бытовой ориентировки как учебных занятий помогает формировать и совер­шенствовать необходимые навыки самообслуживания, вести домаш­нее хозяйство, ориентироваться в ближайшем окружении. Дети усваи­вают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художе­ственный вкус.

Для успешного усвоения знаний и умений, получаемых на этих уроках, особо значимо максимальное приближение условий их прове­дения к естественным. Каждый из уроков можно рассматривать как лабораторное занятие, когда после постановки задания, инструктажа каждый ученик выполняет работу с последующей оценкой ее резуль­тата. Продолжением уроков социально-бытовой ориентировки может служить кружковая работа (кулинарный кружок, санитарный, основ семейной жизни и др.).

Ритмика. Во время занятий по ритмике дети учатся слушать му­зыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танце­вать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи уча­щихся, их эстетического воспитания.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во внеурочное время с теми учениками, которые имеют более выражен­ные нарушения речевого развития, общей моторики, сенсорных про­цессов (подробнее см. гл. V «Другие формы обучения»).

ЁЗ Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение содержания образования умственно отсталых школь­
ников.

2. Чем отличается содержание образования в общеобразовательной и кор-
рекционной школе VIII вида?

3. Что определяет специфику содержания обучения умственно отсталых
школьников?

4. Определите цели, задачи, объект стандартизации образования умственно
отсталых школьников.

142 Раздел второй


Раскройте структуру современного базисного плана коррекционной шко­лы VIII вида (на примере 1-го варианта, см. Приложение 4). Какие прин­ципы лежат в основе его построения?

Рассмотрите содержание учебных программ, их структуру. Раскройте содержание программы по одному из учебных предметов. Почему учебники для коррекционных школ VIII вида можно рассматри­вать как оригинальные по отношению к учебникам общеобразовательной школы?

Каким требованиям должны удовлетворять учебники для коррекционных школ VIII вида?

Раскройте специфические требования к учебникам, соответствующим принципам коррекционной направленности, индивидуального и диффе­ренцированного подходов к учащимся как необходимых условий их обще­го образования»

Рекомендуемая литература

1. Воронкова В. В. О новых программах специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) // Дефек­тология. 1986. № 1.

2о Воронкова В. В., Мачихина В. Ф. Содержание образования во вспомога­тельной школе // Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. на-учн. тр. / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

3„ Воронкова В. В., Исаева Т. Я., Мирский С. Л., Эк В. В. Стандарт общего обра­зования умственно отсталых обучающихся / Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. Ч. П. Федеральный компонент. М.: Министерство общего и про­фессионального образования Российской Федерации, 1999.

4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными воз­
можностями здоровья. Ч. I. Общая часть. Федеральный компонент.
Проект. М.: Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации, 1999.

5. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для де­
тей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. № 3.

6о О переходе на усовершенствованные программы специальных общеобра­зовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная шко­ла). Методические рекомендации. М.: Министерство образования СССР, 1986.

7. Программы вспомогательной школы. Общеобразовательные предметы /
под ред. Г. М. Дульнева. М.: Просвещение, 1971.

8. Программно-методические рекомендации по содержанию и организации
работы в IX классе вспомогательной школы с производственным обучени­
ем М.: Минпрос СССР, НИИ дефектологии АПН СССР, 1976.

9. Программы вспомогательной школы / под ред. В. В. Воронковой. Ч. I. M.:
Просвещение, 1990.

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 143


10. Худенко Е. Д. Современные подходы к организации коррекционного обу­
чения в общеобразовательных учреждениях // Развитие и коррекция.
1998. №1

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­
ний VIII вида. Подготовительный, 1—4 классы. М.: Просвещение, 2008.

12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­
ний VIII вида. 5—9 классы. М.: Владос, 2008.

Глава 9

Методы обучения в коррекционной школе

В коррекционной школе VIII вида, как и в общеобразовательной, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имело различные определения, однако в основном оно трактовалось как способ организации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время большинством дидактиков метод обучения рассматривается как «способ упорядоченной взаимосвязан­ной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направ­ленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Прием — это часть метода. Так, метод упражнений включает в себя приемы сообщения условий задания, их записи, выполнения, анализ результатов, а также приемы контроля за правильностью работы. Для метода беседы характерны приемы постановки вопросов в логиче­ской последовательности, активизирующих учащихся, корректировки неточных и ошибочных ответов, подведения учащихся к правиль­ным выводам и обобщениям. Таким образом, каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Следует отметить, что один и тот же прием может входить в разные методы. Так, прием сравнения в методе самоконтроля служит предупреждению ошибок в работе, а в методе наблюдений активизи­рует познавательную деятельность школьников и помогает им при изучении того или иного учебного предмета, например, определить изменения в росте растений, состоянии погоды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных