Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ




Большинство родителей болезненно реагируют на признание их ребенка умственно отсталым и рекомендацию обучать его в коррекци­онной школе VIII вида. Существование родителей, родных и близких такого ребенка бывает отравлено чувством ущербности, тревожного переживания за его будущность»

Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, оскорбитель­ный интерес у посторонних как шрослых, так и детей. Насмешки, обидные реплики, пренебрежение, нежелание сверстников допускать их в свое общество — вот что встречает он на каждом шагу. Все это усугубляет и без того незавидное самочувствие родителей.

Еще до поступления ребенка в коррекционную школу родители ис­пытали горечь, связанную с тем, что ребенок отличался от нормально развивающихся детей во дворе, в детском саду, На родителей сыпа­лись замечания, укоры, требования. Воспитатели жаловались на не­адекватное поведение ребенка, на недостаточное качество усвоения знаний и т. д.

Коррекционная шкода VIII вида должна помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгла­дить переживания.

Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности школы по отношению к родителям:

□ формировать у родителей доверительное отношение к учите­лям, воспитателям;

П придать уверенность i том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.

Учитель коррекционной школы еще до начала обучения стремится познакомиться с ребенком, его родителями, условиями его жизни в семье. От первой встречи часто зависит желание ребенка посещать за­нятия. Если он начинал школьную жизнь в условиях массовой школы, то неудачи, которые его там преследовали, насмешки сверстников, по­рицания учителей, переживания родителей все это оставило тяже­лый след в памяти ребенка и настроило против обучения вообще. За­дача учителя — сгладить негативное отношение ребенка, его родите­лей к школе, расположить к себе, заинтересовать предстоящими занятиями.

Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 333


Знакомясь с родителями, учитель проявляет сочувствие к их пере­живаниям, рассказывает об условиях, целях обучения детей в коррек-ционной школе, о той внеклассной работе, которая проводится с уча­щимися.

Учитель расспрашивает об интересах и пристрастиях ребенка, о том, каким образом можно организовать его внимание, привлечь к иг­ре, добиться выполнения распоряжений. У каждого ребенка можно всегда найти положительные проявления характера. Учитель оста­навливает свое внимание на этих чертах, выражает восхищение ими («Какой молодец, как он заботится о маме, о сестренке» и т. п.). Учи­тель «не замечает» то отрицательное, что он узнает из бесед о ребенке, что окружает ребенка в семье: не очень чистые полы, вещи, отсутствие уюта. Установив, что у ребенка нет домашних обязанностей, что никто не занимается его воспитанием или что он в семье является малень­ким деспотом, учитель не высказывает своих замечаний, не пытается обсуждать увиденное.

Когда ребенок придет в школу на занятия, а придет он первый раз с родителями, учитель не должен жалеть времени на беседу с ними, на то, чтобы показать классное помещение, может быть, школу в целом. Маленький ребенок все первые дни в школе будет нуждаться в помо­щи родителей. От волнения с ним могут случаться различные непри­ятности. Обласкать его, привести в порядок костюм должны не чужие, а близкие люди. Если ребенок беспокойный, расторможенный, при­сутствующий в школе родитель может его успокоить, а при необходи­мости сдержать его порывы. Таким образом, с первых дней пребыва­ния маленького ученика в коррекционной школе учитель вместе с ро­дителями вырабатывает у него правильное поведение на уроках и переменах, внимательное отношение к учебной деятельности, друже­ское отношение к сверстникам.

Иногда, может быть не столь часто, присутствие одного из родите­лей бывает необходимо даже на занятиях в классе, и не только в пер­вые дни, а в течение довольно длительного времени. Мама (чаще все­го это мама) такого ребенка сидит на уроках рядом с ним, помогает в выполнении практических заданий, не дает отвлекаться, провожает в столовую, в туалет, переодевает физкультурную форму и т. д. Только тогда, когда поведение ребенка, учебная деятельность будут налаже­ны, учитель сможет отказаться от постоянного присутствия и помощи матери. Добросовестно выполняющему свои обязанности учителю та­кой невольный наблюдатель не мешает, а помогает в работе с детьми. Мать ученика, видя, как нелегко учителю, сколько он затрачивает сил,

334 Раздел четвертый


 


расскажет об этом другим родителям, и авторитет учителя не только не пострадает, но и повысится»

В дальнейшем учитель должен взять за правило при встрече с ро­дителями сообщать им о ребенке только хорошее. Если же нет воз­можности умолчать о проступках ребенка, следует сделать зтд,рчень осторожно, без гнева, подсказать, как можно поправить случившееся. Жалобы учителя на школьника могут привести к нежелательным ре­зультатам. Не все родители достаточно критичны, многие склонны в этих случаях считать, что учитель «придирается» к ребенку, и при нем выскажут свое мнение по этому поводу. Авторитет учителя в глазах ребенка пострадает, родители же будут избегать встреч с учителем (кому хочется выслушивать неприятные новости!). Реакция может быть и иной, но столь же отрицательной. Родители из желания по­мочь учителю примутся наказывать ребенка, чем вызовут у него только озлобление против учителя и школы.

Некоторые родители умственно отсталых учащихся ведут непра­вильный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, нарушают приня­тые в обществе нормы поведения и пр. Они не занимаются детьми, в доме отсутствует элементарный порядок, не налажено питание, ночью нет тишины и покоя. Несмотря на все это, учитель при встречах с та­кими родителями должен оставаться предельно доброжелательным, сочувствовать всем бедам, которые «преследуют» незадачливых пап и мам, и обращаться с единственной просьбой — изменить режим жиз­ни ребенка, порадовать его покупкой необходимых вещей и т. д.

Родители умственно отсталых детей не выносят высокомерия, на­зидательного тона. Любой работник коррекционной школы должен считаться с особой ранимостью таких родителей, их обидчивостью, возникающей по пустякам, невольной защитной реакцией. Если родители смогут без боязни осуждения делиться своими заботами с учителем, он скорее сумеет помочь им, повлиять на них, поддержать своих учеников.

В дальнейшем учитель сможет предъявить более строгие требова­ния к родителям, напомнить о необходимости выполнять свой долг, но это в будущем, и только в том случае, если он завоюет сердца роди­телей и они поверят, что учитель — тот человек, чьи побуждения всег­да направлены к добру.

Как правило, обыватели отзываются неодобрительно о коррекци­онной школе. Родителям кажется, что в коррекционной школе их дети лишаются будущего, что у них в жизни не будет ничего «как у людей». Не рисуя радужных перспектив, тем не менее надо говорить родите-


Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 335


лям о возможностях школы, о системе подготовки детей к труду, о том, что дети могут быть подготовлены к самостоятельной жизни.

Родителей следует познакомить со школьным зданием (классные комнаты, мастерские, спальни, помещения для отдыха), с учениками. Необходимо показать родителям эстетически оформленные, уютные комнаты, чистоту и опрятность всех помещений, аккуратность, подтя­нутость учащихся, доброжелательность, дисциплинированность де­тей, элегантность педагогов. Эти признаки серьезно поставленного процесса обучения неизменно вызывают чувство уважения и к учреж­дению, и к персоналу, чьим трудом держится вся эта налаженная жизнь.

В школе необходимо иметь стенды с фотографиями, краткими текстами, рассказывающими о школьных делах, о судьбе выпускни­ков. Старшие ученики школы должны уметь показать результаты своего учебного, общественно полезного труда: тетради с письменны­ми работами, собственные изделия, рассказать о том, что они изучают по предметам, как проводят досуг. Таким образом, школа, подгото­вившись к встрече с родителями, может сразу же изменить неблаго­приятное о ней мнение.

Перевод ребенка в коррекционную школу окажется для родителей менее болезненным, если на территории, которую она обслуживает, будет идти добрая слава о школе. Ученики коррекционной школы должны принимать участие наравне с детьми из общеобразова­тельных школ в различных доступных детям конкурсах: художествен­ной самодеятельности, спортивных состязаниях, трудовых делах. Учителя этих школ должны знать, как учат детей в коррекционной школе, как преодолеваются трудности, каковы результаты. Наладив отношения с соседними общеобразовательными школами, проводя с ними совместные мероприятия, открывая двери для детей окружаю­щих школу домов (они могут быть зрителями на школьных праздни­ках, участниками кружков, могут просто приходить в мастерские, что­бы сделать для себя поделку), коррекционная школа вызовет уваже­ние взрослых и школьников, имевших случай познакомиться с ее жизнью,

Коррекционная школа не всегда проигрывает в сравнении с обще­образовательной. В ней не бывает казенщины, учащиеся всегда под присмотром, дети умеют себя вести. Но если школа отгораживается от окружающего мира, то это не только снижает успешность подготовки воспитанников к жизни, но и ведет к возникновению всевозможных нежелательных толков и безосновательных домыслов,

336 Раздел четвертый






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных