ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогикиМозговой В. М. М74 Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с, [8] вкл. л. - ISBN 5-7695-2207-5 В учебном пособии на основе достижений современной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии раскрываются особенности построения учебно-воспитательного процесса в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта. Обосновывается главная цель этого процесса — социализация выпускника в обществе. Показаны возможности комплексного подхода к личностному развитию конкретного ребенка с нарушениями интеллекта. Для студентов средних педагогических учебных заведений. УДК 37.01(075.8) ББК 74.3я73 Оригинал-макет издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2207-0 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006 ВВЕДЕНИЕ В системе разнопрофильных образовательных учреждений выделяются специальная (коррекционная) школа, детский дом, в которых обучаются, воспитываются дети и подростки с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Это специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида. Образовательный процесс определяется программами, регламентируется учебными планами, расписанием, формами дополнительного образования. Участниками педагогического процесса являются педагогические, медицинские и другие работники специального (коррекционного) учреждения VIII вида. Огромная роль в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида принадлежит учителям и воспитателям, имеющим соответствующую подготовку, т.е. дефектологическое образование. Это те специалисты, которые способны решать образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и социально-правовые задачи олигофренопедагогики. Создавая это пособие, авторы использовали достижения современной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии. Они преследовали цель: - раскрыть особенности построения учебно-воспитательного процесса в условиях коррекционно-развивающегося обучения детей с нарушениями интеллекта; - показать, что реализация принципов, методов и форм воздействия на ученика возможна в том случае, если педагог-дефектолог четко представляет систему обучения и воспитания, стремится к конечному результату — социализации выпускника в обществе, обучает и воспитывает с позиции комплексного подхода к личностному развитию конкретного индивидуума с нарушениями интеллекта. Думается, что студентам педагогических училищ, колледжей данное пособие будет полезным. Пособие состоит из четырех разделов, одиннадцати глав, приложения и общего списка литературных источников. В каждой главе представлен материал, раскрывающий общеметодические, психолого-педагогические и частные проблемы олигофренопедагогики.
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Глава 1 ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью. Дидактические основы обучения, организация учебно-воспитательного процесса рассматриваются в олигофренопедагогике в соответствии с общепедагогическими принципами. Они являются исходными и помогают теоретически обосновать коррекционные принципы. Олигофренопедагогика как наука имеет свой предмет исследования. Ее предметом являются теория и практика обучения, воспитания и развития, социальная, правовая адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта. Педагогическая наука определяется обычно как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. В системе коррекционного образования рассматриваются три основных подхода: обучение, воспитание и формирование личности на основе коррекции и компенсации имеющихся нарушений психофизического развития. Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкретной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов общества. Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью. Большой вклад в разработку теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью внесли ученые— олигофренопедагоги и психологи: Л. С. Выготский, М. Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, И.Г.Еременко, Х.С. Замский, Л.В. Занков, М-И. Кузьмицкая, В.И. Лубовский, В.Г.Петрова, Б.И. Пинский, М. С. Певзнер. У истоков олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М.Бехтерев, П.Ф.Лестгафт, И.В. Маляревский, Г. И.Россолимо. Развитие олигофренопедагогики как науки связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А.Власовой, А.Н. Граборова, Е.К.Грачевой, А.С. Грибоедова, В.П.Кащенко, Ф.М.Новика. Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи. 1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта. 2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта. 3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития. 4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|