Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики




Мозговой В. М.

М74 Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с, [8] вкл. л. - ISBN 5-7695-2207-5

В учебном пособии на основе достижений современной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии раскрываются особенности построения учебно-воспитательного процесса в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта. Обосновывается главная цель этого процесса — социализация выпускника в обществе. Показаны возможности комплексного подхода к личностному развитию конкретного ребенка с нарушениями интеллекта.

Для студентов средних педагогических учебных заведений.

УДК 37.01(075.8) ББК 74.3я73

Оригинал-макет издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А., 2006

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

ISBN 5-7695-2207-0 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ВВЕДЕНИЕ

В системе разнопрофильных образовательных учреждений выделяются специальная (коррекционная) школа, детский дом, в которых обучаются, воспитываются дети и подростки с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Это специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида.

Образовательный процесс определяется программами, регламентируется учебными планами, расписанием, формами дополнительного образования.

Участниками педагогического процесса являются педагогические, медицинские и другие работники специального (коррекционного) учреждения VIII вида. Огромная роль в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида принадлежит учителям и воспитателям, имеющим соответствующую подготовку, т.е. дефектологическое образование. Это те специалисты, которые способны решать образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и социально-правовые задачи олигофренопедагогики.

Создавая это пособие, авторы использовали достижения современной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии. Они преследовали цель:

- раскрыть особенности построения учебно-воспитательного процесса в условиях коррекционно-развивающегося обучения детей с нарушениями интеллекта;

- показать, что реализация принципов, методов и форм воздействия на ученика возможна в том случае, если педагог-дефектолог четко представляет систему обучения и воспитания, стремится к конечному результату — социализации выпускника в обществе, обучает и воспитывает с позиции комплексного подхода к личностному развитию конкретного индивидуума с нарушениями интеллекта.

Думается, что студентам педагогических училищ, колледжей данное пособие будет полезным.

Пособие состоит из четырех разделов, одиннадцати глав, приложения и общего списка литературных источников. В каждой главе представлен материал, раскрывающий общеметодические, психолого-педагогические и частные проблемы олигофренопедагогики.

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью.

Дидактические основы обучения, организация учебно-воспитательного процесса рассматриваются в олигофренопедагогике в соответствии с общепедагогическими принципами. Они являются исходными и помогают теоретически обосновать коррекционные принципы.

Олигофренопедагогика как наука имеет свой предмет исследования. Ее предметом являются теория и практика обучения, воспитания и развития, социальная, правовая адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.

Педагогическая наука определяется обычно как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. В системе коррекционного образования рассматриваются три основных подхода: обучение, воспитание и формирование личности на основе коррекции и компенсации имеющихся нарушений психофизического развития.

Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкретной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов общества.

Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью внесли ученые— олигофренопедагоги и психологи: Л. С. Выготский, М. Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, И.Г.Еременко, Х.С. Замский, Л.В. Занков, М-И. Кузьмицкая, В.И. Лубовский, В.Г.Петрова, Б.И. Пинский, М. С. Певзнер.

У истоков олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М.Бехтерев, П.Ф.Лестгафт, И.В. Маляревский, Г. И.Россолимо. Развитие олигофренопедагогики как науки связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А.Власовой, А.Н. Граборова, Е.К.Грачевой, А.С. Грибоедова, В.П.Кащенко, Ф.М.Новика.

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных