Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект




Смартизм (брахманская ортодоксия)

Высшее божество смартов — Брахман — совершенно безличный и бескачественный абсолют. В настоящее время большинство смартов являются последователями Шанкары, развивавшего учение абсолютного монизма религиозно-философской школы адвайта- веданта. Согласно Шанкаре, Брахман, боги и душа — суть одна и единственная Реальность, а явленный мир — майя — есть иллюзия. Мокша достигается через познание этого под руководством реализовавшего свою божественность гуру. Достигший освобождения от иллюзий сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом).

На пути к мокше практикуется поклонение различным формам Брахмана (в соответствии с дхармой, сакральными событиями жизни, праздниками, местными традициями) — Шиве, Дурге, их сыну Ганеше, Вишну, ведийскому богу солнца Сурье и другим богам индуистского пантеона.

Основные методы духовной практики смартов состоят в строгом следовании обрядовым предписаниям, в изучении и рецитации текстов Вед, философском размышлении над идеями веданты и медитации на себе как Брахмане. Кроме того, смарты культивируют преданность избранному божеству, копят кармические заслуги и занимаются раджа-йогой. В культе смартов смешаны брахманистские и агамические обряды. В смартизме выделяется секта шраутов (от «шрути»), совершающих большие многодневные ведийские ритуалы. Смарты безусловно признают духовный авторитет учителей-брахманов и аскетов-саньясинов и строго соблюдают кастовые предписания. В прежние века оплотом ортодоксии считались саньясины (особенно орденов дашанами), которыми могли стать только брахманы. Однако в XX веке положение изменилось, и сейчас этого правила придерживаются только четыре из десяти орденов; гуру некоторых орденов стали посвящать в саньясу даже иностранцев, хотя до настоящего времени большинство ортодоксов отрицает возможность обращения иностранцев в индуизм.

Наиболее авторитетными писаниями смарты считают Веды (особенно Упанишады), классические смрити (особенно «Бхагавадгиту») и трактаты учителей адвайта-веданты (особенно «Веданта-сутру» и труды Шанкары).

 

Вишнуизм

Вишнуизм (вайшнавизм) — конгломерат течений и сект. Некоторые возникли стихийно, некоторые были основаны в средневековье последователями «теологов» –философов и мистиков.

Верховное божество вишнуитов — Вишну, персонифицированный Абсолют, рождающий Брахму, создателя мира и душ, которые составляют тело Вишну. Все прочие боги — также в конечном счете эманации Вишну. Онтологические воззрения вишнуизма — от дуализма до ограниченного монизма, но душа во всех вишнуитских сектах считается отличной от Бога и сохраняющей свою индивидуальность.

В вишнуизме существует учение об аватарах, буквально «нисхождениях Вишну на землю для восстановления дхармы». Наиболее почитаемыми антропоморфными аватарами являются Рама, герой «Рамаяны», и Кришна, мифическое жизнеописание которого дается в «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам») — памятнике южного бхакти IX-X вв. Предпоследняя аватара Вишну — это Будда, который, проповедуя еретическое учение, искушал отступить от дхармы, укрепляя таким образом преданных и соблазняя нестойких. Последняя аватара Вишну — Калки — это своего рода индуистский мессия, который должен явиться в конце нынешней кали-юги. Он также имеет прототип в буддизме — будду Майтрейю.

Спасение понимается в вишнуизме как освобождение от сансары и вечное сопребывание с небесной формой Вишну в раю Вайкунтхи. Путь ко спасению — бхакти — это страстная мистическая влюбленность в божество, образцом для которой является любовь пастушки Радхи к божественному пастуху Кришне. Хотя идеями, вернее, эмоциями бхакти окрашены все направления индуизма, особенно яркое выражение этот тип религиозности получил в культе Кришны и Радхи. Чувственность бхакти в кришнаизме превратилась в мистический эротизм.

Практика бхакти-йоги (в классической йоге бхакти — только элемент подготовительных ступеней) состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар, в отождествлении себя с персонажами вишнуитской мифологии, в поклонении изображениям богов и святых. В вишнуизме возросла роль храмов и «храмовых божеств», в которых, по представлениям вишнуитов (вайшнавов), пребывает сам Вишну. Идолов будят, умывают, украшают и кормят. Ритуалы вишнуизма в основном агамические. Особое развитие в кришнаитском культе получили киртаны и бхаджаны — восторженные песнопения, прославляющие различные имена бога и его мифические деяния и сопровождаемые плясками, часто носящими экстатический характер. Одна из основных вишнуитских мантр — «Ом намо Нараянайя».

Для вишнуитского бхакти в целом характерно непоследовательное отношение к кастовой системе. С одной стороны, многие его проповедники теоретически ее отвергали, а в некоторые общины принимали даже неиндуистов, правда все-таки жителей Индии. С другой стороны, как правило, кастовые различия снимаются только непосредственно в религиозной сфере, на время совершения богослужения.

Важнейшие вишнуитские писания: эпос (особенно «Бхагавадгита»), 6 вишнуитских пуран (особенно «Вишну-пурана» и «Бхагавата-пурана»), упапураны, самхиты панчаратриков, сутры, тантры.

 

Шиваизм

В шиваизме существует несколько главных сект, сильно отличающихся одна от другой. Большинство направлений шиваизма являются тантрическими, при этом некоторые представляют собой смесь шиваизма и шактизма, а последователи школы шива-адвайта, напротив, как явствует из самого названия, считают себя последователями Шанкары и весьма близки к смартизму.

Шиваиты (шайвы) почитают Шиву как высшего Бога, одновременно трансцендентного и имманентного, личностного и безличного, создателя и разрушителя мира, источник жизни и смерти. Такого рода теологические воззрения шиваизма его современные популяризаторы определяют как монистический теизм. Боги пантеона считаются детьми, проявлениями или творениями Шивы. Например, Вишну — аспект Шивы (хранитель мира). Души имеют единую с Шивой природу, их разделенность с Богом — кажущаяся, результат заблуждения, порождаемого пристрастием к миру иллюзорного существования.

Шива изображается трехглазым и многоруким (танцующий Шива) или йогом с длинными волосами, одетым в шкуры зверей. Шива — суровый аскет, карающий бог-отшельник, медитирующий на горе Кайласа в Гималаях или в местах кремации трупов, повелитель демонов. Окруженный их толпой, держа в одной руке чашу для подаяний, сделанную из человеческого черепа, а в другой — трезубец, со змеями в спутанных волосах и гирляндой из черепов на груди, безумно хохоча, проносится Шива в своей форме ужасающего Бхайравы верхом на белом быке Нанди. В припадке гнева Шива отрубил голову своему сыну Ганеше и, чтобы вернуть его к жизни, приставил ему голову слона. Лукавый и толстый слоноголовый бог Ганеша — покровитель купцов. К нему обращается большинство индуистов перед началом всякого дела.

Цель шиваита — разорвать оковы сансары и достичь единства с Шивой. На пути к этой цели шиваит должен практиковать йогу, начиная с исполнения поведенческих предписаний и положенных обрядов, включая поклонение идолам и гуру в духе бхакти. Объектами поклонения для шиваитов также являются лингам — фаллический символ креативной мощи Шивы, и, кроме секты лингаятов, йони — символ женского полового органа, представляющий Шакти. Обычно оба символа соединены вместе, показывая неразрывное единство Шивы и Шакти.

Отдельные шиваитские течения имеют и свои дополнительные «героические» практики. Некоторые последователи радикальной шиваитской секты пашупатов отвергают общепринятые в индийском обществе нормы поведения: они трижды в день намазываются сажей, доводят себя до экстаза продолжительными плясками, наносят себе кровавые раны и т.п. В других, еще более экстремистских сектах аскеты-виры («герои») нагими живут в местах кремации трупов, во время совершения тайных ритуалов едят человеческое мясо и кал. Такой радикальный аскетизм призван совершенно уничтожить привязанность к телесному существованию, к миру вещей и явлений.

Шиваитские секты всегда были вписаны в кастовую систему, хотя некоторые из них относились к ней пренебрежительно или даже отвергали ее теоретически.

Основные писания: Веды, 6 шиваитских пуран, шиваитские агамы.

 

Шактизм

Дальше всего отстоит от ведического брахманизма; наиболее распространен в Бенгалии, Ассаме и Ориссе.

Шакти (Дэви) — верховная богиня, космическое проявление безмолвного запредельного Шивы. Цель шактистов — растворение в Шиве посредством жертвоприношений, преданности и покорности Дэви. Вот что говорится о Шакти в средневековом шактистском памятнике «Дэви-махатмья» (1,75-82):

Сам Господь Брахма... обращается к Ней с такими словами: «Тобой рождена вся эта вселенная, Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир... Ты — высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури) <...> Ты — великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты — Богиня удачи... Ты превосходишь границы высокого и низкого»[345].

Шакти проявляется в разных формах. Ума и Парвати, к примеру, имеют благостный облик, а Дурга и Кали — устрашающий и демонический. «Слово Кали — это женский род от кала — одного из имен Шивы, означающего «черный», «время», «судьба», «смерть»»[346]. Описания облика Кали, которые предлагаются в тантрической литературе для медитации, предполагающей «отождествление себя с объектом медитации»[347], отталкивающи. Кровь, отрезанные руки и головы в качестве украшений, трупы, исступление — вот «образный ряд», который здесь используется. Конечно, все страшные и шокирующие описания облика Кали истолковываются символически как призванные напоминать о неизбежности смерти и разрушения всего материального. И все же языческое неразличение Бога и демонов, добра и зла, прельщение ложной красотой последнего выступают здесь со всей очевидностью: «Поклоняясь ужасающим формам Божества, которые в то же время являются и необычайно прекрасными, мы, — пишут тантристы, — тем самым постигаем единство Божественной Игры, единство Реальности во всех ее проявлениях»[348].

Жрецы Кали в большинстве — не брахманы, а, напротив, принадлежат к низшим кастам.

Основным объектом поклонения для шактистов является символ Дэви — йони. Кроме того, почитаются многочисленные образы божеств. Для медитации используются символические диаграммы — янтры.

Для тантристов характерно особое отношение к телу. Для них оно не иллюзия, не темница материального существования, но микрокосм, инструмент и для «внутренней алхимии», и для преодоления в самом себе космической дуальности и конечной реинтеграции в абсолют. Тантристы практикуют кундалини-йсгу, призванную пробудить магическую силу кундалини — проекцию Шакти в человеческом теле. Кундалини представляется покоящейся в виде свернувшейся в кольца змеи в основании позвоночника. Разбуженная с помощью манто и приемов хатха-йоги, она продвигается вверх через чакры – невидимые «энергетические» центры человеческого тела, пока не выйдет через макушку и не сольется с Шивой. Считается, что таким образом достигается самадхи. В пробуждении «змеиной силы» главную роль играет инициация, получаемая от гуру посредством шактипата — процесса трансляции силы Шакти от учителя к ученику.

Хатха-йога сложилась не позднее XII в. в результате развития физиологических ступеней раджа-йоги. В хатха-йоге особое внимание уделяется асанам (специальным позам для медитации), различным видам подробнейшего телесного очищения и лранаяме — дыхательным упражнениям.

Особым видом тантрических мантр являются так называемые биджа-мантры («семенные мантры»). Это слоги, которые воображением помещаются в чакры для визуализации в них богов. Каждой чакре соответствует свое божество, служащее объектом внутреннего поклонения и медитации, т.е. уподобления объекту созерцания с целью в начале возобладать над ним, а затем полностью с ним отождествиться[349]. В результате тантрист рассчитывает приобрести магическую власть и силу богов и сделаться сиддхайогом.

Кроме того, тантристы обращаются к приемам «внутренней алхимии», входящим в системы тантрической йоги, с целью приобретения для своего тела сверхъестественных свойств вплоть до физического бессмертия. Как мы видим, тантризм — это наиболее оккультное направление индуизма.

В шактизме выделяются два направления: «тантра правой руки» и «тантра левой руки»[350]. Кроме того, среди отсталых племен Индостана распространен примитивный шаманистический тантризм, совсем не относящийся к индуизму и показывающий истоки тантризма до его ассимиляции индуизмом (почитание разного рода деревенских богинь, сексуально-оргиастические обряды, магические церемонии и т.п.).

Большинство шактистов принадлежат к «тантре правой руки», которая теологически представляет собой вариант веданты. Тех, кто открыто объявляет себя сторонником «пути левой руки», в Индии и Непале немного. «Тантра левой руки» является эзотерическим направлением шактизма, посвященные в нее это часто скрывают, поскольку тайные обряды «левых» неприемлемы сточки зрения нормативного индуизма. Тантристы «левой руки» приносят в жертву Кали и Дурге животных и даже, изредка, людей, во время ритуалов употребляют мясо, рыбу, вино и наркотики, используют в качестве чаш человеческие черепа, а в качестве дудок — берцовые кости, игнорируют кастовые различия. Сердцевину тантризма «левой руки» составляет майтхуна — ритуальное совокупление, практикуемое как в парах, так и в группах. Практикующие майтхуну тантристы стремятся во-первых, привлечь таким образом Кали и ее спутников-демонов; во-вторых, через отождествления участников с Шивой или Кали соответственно полу развить и выразить страстную любовь к божеству, добиться теснейшего с ним соединения и отразить мистическое соитие мужского и женского принципов мироздания; в-третьих, преобразить половую энергию кундалини в мистическую. Для достижения последнего в течение многих часов и даже дней завершение полового акта задерживается с помощью специальных техник хатха-йоги, обучение которым занимает многие годы. Целью является конечный «возврат семени» и, как следствие, молниеносное поднятие кундалини, в результате чего она сливается с Шивой и, таким образом, наступает маханирвана (самадхи), в пределе предполагающая освобождение от физического существования. Таким образом, вместо зачатия новой жизни майтхуна несет смерть. Как мы видим, по крайней мере в теории эта практика в некотором роде аскетическая, даже «супераскетическая». Это и есть тайное ядро хатхайоги; магические отношения с богами, которые суть бесы[351] и мистический тлетворный блуд. Натуральная хатха-йога вовсе не напоминает «оздоровительную гимнастику и систему очищения организма», под видом которых она расползлась по Западу.

В «тантре правой руки» обряды совершаются с символической заменой, также и кундалини-йога практикуется или вообще без шакти, или без непосредственного полового контакта с ними. Тантристы же «левой руки» считают, что в кали-югу, «век Кали», возвыситься можно только через то, что приводит к падению. Неудивительно, что некоторые тантрические секты «левой руки» в Бенгалии окончательно выродились, по словам очевидцев, в «сборища суеверных развратников и пьяниц, практикующих черную магию»[352]. Еще в XIX в. в Индии была широко распространена тантрическая храмовая проституция и действовал тайный орден тхагов-душителей, убивавших и грабивших свои жертвы во славу Кали и посвящавших ей награбленное.

Тантристы первостепенное значение придают магическим способностям своих гуру и посвящению в свои тайные практики, а не кастовой принадлежности.

Священными писаниями шактисты считают шакта-агамы и поздние шакта-пураны. Кроме того, почитаются упатантры («вторичные тантры»). Веды играют роль традиционного символического авторитета.

Завершая обзор основных течений исторического индуизма, нельзя не отметить, что на окончательное их формирование в позднем средневековье тантрические представления и практики оказали влияние, сопоставимое с влиянием бхакти. Тантрическая йога была даже включена в садхану ортодоксальных орденов дашанами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных