Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип коррекции в обучении




Обучение в коррекционной школе VIII вида имеет решающее зна­чение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что при этом наибольший эффект достигается в тех случаях, когда в обучении используется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков.

По мнению Л. С. Выготского, хорошим считается только то обуче­ние, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не просто обогащает ребенка новыми сведениями, легко входящими в его созна­ние.

Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе их обучения с помощью специальных методических прие­мов. В результате одни недостатки у учащихся преодолеваются, дру­гие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии и успешнее овладевают учебным материалом. Иначе говоря, развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррек­ции —■ взаимосвязанные процессы.

Обычно учителю трудно заметить сдвиги в развитии мыслитель­ных процессов у учеников, в формировании волевых и других качеств личности. Он хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики его продвижения в развитии.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении но­вых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированных у них обобщенных учебных и трудовых умений. По­этому реализация принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т. е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализиро­вать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Обобщенные учебные и трудовые умения систематически и

Глава 7. Дидактические принципы обучения 117


целенаправленно формируются на основе конкретных умений с при­менением специфических для каждого предмета методических прие­мов.

Коррекции подлежат недостатки не только психофизического раз­вития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и харак­терные для каждого из них. Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что у умственно отсталых детей неодинаково проявляются и основной, и сопутствующие дефекты разной степени. Поэтому учени­ки неравномерно продвигаются в своем умственном и физическом развитии.

Для организации индивидуальной коррекции необходимо выявить затруднения, испытываемые учениками в обучении различным пред­метам, и установить их причины.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, инди­видуальная коррекция — с отдельными учениками или с небольшой группой. При фронтальной работе целесообразно проводить индиви­дуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополни­тельно работая то с одним, то с другим учеником, что обеспечивается требованием дифференцированного подхода к учащимся с учетом ти­пологии их развития.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям.

Принцип наглядности

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноцен­ного овладения абстрактными понятиями. Для его реализации в обу­чении привлекаются различные наглядные средства в процесс ус­воения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени зна­ния приобретаются в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен опираться на их ощуще­ния.

118 Раздел второй


Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащими­ся знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

Эти общие правила положены в основу реализации принципа на­глядности в работе с умственно отсталыми школьниками, однако в ча­стностях его применение отличается определенным своеобразием. Прежде всего в коррекционной школе VIII вида для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков наглядные пособия используются достаточно долго. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвле­чения и обобщения, им трудно оторваться от конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Наглядные пособия применяют как для изучения свойств предме­тов, так и для их изготовления. При этом необходимо учитывать осо­бенности восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный харак­тер, они затрудняются в выделении главных, существенных призна­ков объекта. Образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, часто отсутствуют соответствую­щие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

Принимая во внимание эти особенности учащихся, наглядные по­собия нужно делать дифференцированными, содержащими самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных не­существенных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а пред­метные образцы — обладать характерными признаками.

Наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Организующим и регулирующим фактором этого про­цесса оказывается слово учителя. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у уча­щихся общих представлений и понятий о правилах правописания, о числе, о десятичной системе исчисления и др.

Глава 7. Дидактические принципы обучения 119


Благодаря широкому применению разнообразных наглядных по­собий на всех уроках у учащихся младших классов постепенно накап­ливается личный чувственный познавательный опыт, связанный с не­посредственным восприятием реальных предметов и явлений, с пред­метной и практической деятельностью. На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов пред­метов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выражен­ную деятельность — во внутреннюю деятельность сознания.

В этот переходный период предметные образцы по-прежнему ис­пользуются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схе­мы. В дальнейшем такая наглядность начинает преобладать в процес­се обучения. Ее применение предполагает определенный уровень ин­теллектуального развития умственно отсталых школьников, достиг­нутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоз­дать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руко­водствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формиро­ванию у учащихся конкретных образов предметов.

Таким образом, реализация принципа наглядности во вспомога­тельной школе осуществляется по этапам.

1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагаю­
щего обучение умениям наблюдать, сравнивать и выделять сущест­
венные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.

2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абст­
рактные понятия.

3. Использование абстрактной наглядности для формирования
конкретных образов предметов, явлений и действий.

Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала и в конечном счете развитию абстрактного мыш­ления у умственно отсталых школьников.

Сознательность и активность учащихся в обучении

Сознательность в обучении означает понимание учащимися изу­чаемого материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и на­выков обеспечивает успешное применение их в практической де­ятельности, предотвращает формализм, способствует превращению знаний в устойчивые убеждения. Это означает также понимание уча-

120 Раздел второй


 


щимися значения своего учебного труда в школе, что считается суще­ственным результатом развивающего влияния учебного процесса.

В коррекционной школе VIII вида этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного ма­териала усиливается интенсивность психического развития умственно отсталых школьников. Однако при реализации этого принципа учи­тель встречается с большими трудностями. Нарушения аналити-ко-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися, был и остается наиболее значимым. Его решение возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направлен­ные на развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение и др.), а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал, можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом — по харак­теру применения знаний при выполнении упражнений.

Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся осознанно усваивать учебный материал: расчленение сложного учеб­ного материала на логически завершенные и связанные между собой части, выделение главных существенных сторон предмета или яв­ления и отличие их от второстепенных, отражение в речи выполняе­мых действий, связь новых сведений с ранее усвоенными, варьирова­ние материала при повторении и др.

Как показывает опыт, умственно отсталым школьникам трудно применять знания в практической деятельности или в новых услови­ях. Так, на уроках трудового обучения им нелегко выполнить доволь­но простые расчеты и решить простую арифметическую задачу, в то время как на уроках математики в этом же классе они изучают более сложный материал. Умение применять имеющиеся знания в новых ус­ловиях служит критерием осознанности усвоения этих знаний.

С давних пор известно, что механическое заучивание того или ино­го учебного материала не способствует осознанному его усвоению. Это означает, что приобретенные таким способом знания ученик не может использовать в практической деятельности, что они представ­ляют собой пассивный фонд. Вот почему в обучении умственно отста­лых школьников очень важен принцип сознательности.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает актив­ность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возника-

Глава 7, Дидактические принципы обучения 121


ет, необходима соответствующая организация действий школьников, направленная на осознавание ими учебного материала.

В общеобразовательной школе ведущим средством активизации учения школьников считается проблемный подход к обучению. Сущ­ность его заключается в том, что учитель ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятель­но определяют пути поиска решения этой проблемы, самостоятельно или с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобще­ния, сравнения.

Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности школьни­ков при изучении нового учебного материала или его обобщении, то при использовании условий, соответствующих особенностям умствен­но отсталых школьников, его можно применять и в коррекционной школе VIII вида как средство активизации учебной деятельности. Ес­ли учитель будет постепенно подводить школьников к новому учебно­му материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и сочетая их собст­венные высказывания с анализом наблюдений или своего опыта, то такое обучение будет способствовать активизации умственно отста­лых школьников и при неверных высказываниях, особенно если до­брожелательно и внимательно относиться к ним и терпеливо объяс­нять, в чем их ошибка. В противном случае трудно ожидать дальней­шего развития активности. Доброжелательное отношение ко всем ученикам в сочетании с разумной требовательностью, поощрения за малейшие успехи — важнейшие условия для усиления мыслительной активности умственно отсталых школьников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных