Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ




УЧАЩИХСЯ

Воспитательную работу с умственно отсталыми школьниками можно выстроить в целостную систему.

Методы, основное назначение которых заключается в формирова­нии у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убежде­ний, могут быть объединены в одну группу. Это рассказ, беседа, разъ­яснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые иг­ры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях. К другой группе можно отнести методы, направленные на формирова­ние опыта общественных отношений, умений и привычек социаль­но-нормативного поведения. Это практическая организация различ­ных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение. Наконец, в относительно само-

Глава 18. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся 255


стоятельную группу методов входят те средства воздействия на лич­ность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социаль­но-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

В формировании правильного поведения учащихся важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность, — режим, личный пример педагогов pi других лиц. Эти условия, как и ме­тоды, можно отнести к средствам воспитания умственно отсталых школьников.

Важнейшими требованиями к нравственно-правовому просвеще­нию с помощью бесед, разъяснений, рассказов, обсуждения прочитан­ных текстов и т. п. являются:

□ доступность содержания предлагаемых сведений. Это обеспечи­
вается конкретностью материала, его связью с жизненным опы­
том детей, использованием примеров, наглядных средств;

□ увлекательность, эмоциональность содержания и формы рабо­
ты, использование элементов игры, соревновательности;

□ обеспечение интеллектуальной активности учащихся. Это усло­
вие истинного понимания различных компонентов информа-

 

□ сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретиза­
ция применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий,
доказательства, оценивание, установление причинно-следст­
венных связей — все это помогает понять смысл, последствия и
нравственное содержание поступка;

□ четкость выводов, содержащих рекомендации к социально-нор­
мативному поведению школьников;

□ систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм
поведения, в частности предложение учащимся передать содер­
жание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее
смысл младшим школьникам, использовать ее для контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных си­
туациях и т. п.

Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных си­туаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответст­вовать уровню нравственной или правовой информированности уча­щихся, тематика должна динамично отражать реальные события жиз­ни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных учащихся.

256 Раздел четвертый


Можно рекомендовать следующую примерную тематику нравст­венных бесед:

□ любовь к Родине;

□ отношение к труду, людям труда;

□ отношение к соблюдению нравственных норм;

□ коллективизм;

П товарищество и взаимопомощь;

□ гуманность, взаимоуважение, милосердие;

□ честность и правдивость, нравственная чистота, простота и
скромность;

□ неприятие несправедливости, равнодушия и зла;

□ дисциплина и культура поведения.

Элементарное понимание ответственности за соблюдение установ­ленных норм поведения должно быть обеспечено уже в работе с уче­никами младших классов при изучении с ними правил поведения в школе и вне нее. В дальнейшем обучении и различных формах воспи­тательной работы (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуж­дение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.) круг знаний учащихся о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение расширяет­ся (например, знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопаснос­ти, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.). Конечно, не дожидаясь перехода учащихся в старшие классы, их надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений: против жизни, здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство), против госу­дарственной и личной собственности. Это имеет особое значение в ранней профилактике противоправного поведения умственно отста­лых детей и подростков. Жизнь, к сожалению, дает достаточно отри­цательных фактов для их вдумчивого анализа и выработки правиль­ных, эмоционально окрашенных оценок.

Курс обществоведения в VIII—IX, X—XII классах включает раздел «Права и обязанности граждан». Здесь, в частности, специально изу­чаются вопросы конституционных прав и обязанностей граждан, статьи трудового, семейного, административного (в частности, об ответственности за административные правонарушения) и уголовного законодательства (в том числе о преступлении как наиболее опасном правонарушении и уголовной ответственности за него). При этом сле­дует учесть важность формирования у умственно отсталых школьни­ков осознанных и прочных знаний, поскольку исследования показали, например, что большинство старшеклассников затрудняются в соот-

Глава 18. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся 257


несении своего возраста с возрастом, по достижении которого гражда­не могут быть привлечены к уголовной ответственности несовер­шеннолетних за правонарушения. Выпускники коррекционной шко­лы с большим трудом дифференцируют мелкий проступок, за который могут быть применены меры административного воздейст­вия (например, штраф), от случаев злостного хулиганства, за которые по действующему законодательству уголовная ответственность насту­пает с 14 лет, а также ответственность за соучастие в преступлении.

Изучение правосознания несовершеннолетних преступников-де­билов показало, что никто из них, совершая асоциальный уголовно наказуемый поступок, не задумывался о последствиях. Понятие «за­кон» в их сознании сформировано не было. Это осознание не пришло и позднее. Так, на вопрос: «За что тебя осудили?» осужденный П. от­ветил: «Много колбасы взял из палатки». — «А если бы меньше взял?» — «Тогда не осудили бы. А за что, за десяток бутербродов, что ли?»

При профилактике социальных отклонений в поведении олиго­френов школе следует обратить особое внимание на вопросы антиал­когольной, антинаркотической пропаганды. Если в 1970-х годах при перечислении мотивов совершения преступлений только 5% умствен­но отсталых несовершеннолетних назвали такой, как «приобретение спиртных напитков и наркотических веществ», то через 15 лет их чис­ло увеличилось до 25%.

Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов коррекционной школы, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку такие школь­ники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрацию того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми, в кинотеатре и т. п.). Необходимо организовать неоднократные повторения в выпол­нении учащимися формируемой нормы поведения, причем в разнооб­разных условиях. Однако только повторения не обеспечат воспитания поведенческого навыка учащегося. Анализ психофизиологических механизмов образования привычек свидетельствует об огромной важ­ности своевременных положительных подкреплений, доставляющих удовлетворение ребенку.

Совершенно очевидно, что все работники школы, а также родители должны предъявлять единые требования к учащимся. Поэтому роди­телям нужно разъяснять необходимость учитывать установленные

258 Раздел четвертый


требования к поведению ребенка и, конечно, детально ознакомить семью воспитанника с этими требованиями.

Школа разрабатывает единые требования к поведению учащихся в различных ситуациях и видах деятельности (на уроке, переменах, в столовой, на экскурсиях и во время культпоходов, в общественном транспорте и т. д.) и доводит их до сведения всех сотрудников. Такие требования являются составным компонентом здоровьесберегающих технологий коррекционной школы VIII вида.

Для профилактики поведения, отклоняющегося от нормы, следует максимально исключить отрицательное воздействие внешних факто­ров, избегать тех раздражителей, которые истощают нервную систему детей. Должен соблюдаться охранительный лечебно-педагогический режим, предполагающий четкую смену различных видов деятельнос­ти учащихся на протяжении дня с учетом их работоспособности, свое­временное проведение мероприятий, эффективно способствующих восстановлению интеллектуальных и физических сил учащихся (пре­бывание на свежем воздухе, дневной сон, физкультурно-спортивные занятия и т. п.).

Принципиально важным педагогическим требованием является создание у школьников положительного отношения к той норме по­ведения, которую формирует педагог. На закрепление такого эмо­ционально-личностного отношения ребенка влияют различные фак­торы: авторитет педагога и детского коллектива, понятность и до­ступность усваиваемой нормы поведения, эмоциональность той деятельности, в которой данный поведенческий навык отрабатывает­ся. Вот почему упражнения по формированию навыков социаль­но-нормативного поведения следует включать и игровую деятель­ность, в частности, в ролевые и сюжетные игры. Большое значение имеет поощрение самостоятельности детей, особенно подростков, в попытках выполнить то или иное действие. Для формирования уме­ния подчинять свои действия четко установленным правилам очень полезны спортивные игры.

Среди методов формирования у детей навыков социального пове­дения должное место занимает организация общественно полезной практической деятельности учащихся. При этом успешно закрепля­ются те формы поведения, которые неоднократно положительно оце­ниваются коллективом, и, наоборот, отрицательная коллективная ре­акция на поступок ученика препятствует превращению определенного поведенческого акта в привычку. Подчеркнем, что ведущая роль в формировании у детей правильных оценочных критериев и реакций коллектива принадлежит педагогу.

Глава 18. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся 259


Организуя коллективную и индивидуальную общественно полез­ную деятельность детей, следует учитывать их интересы, склонности, способности, обеспечивать понимание смысла и значения каждого по­ручения. Необходимы постоянный контроль за выполнением зада­ния, коллективное обсуждение качества его выполнения, привлечение детей к участию в самооценке. Важно постоянно усложнять как кол­лективные, так и индивидуальные поручения.

Воспитательный эффект работы с детьми-олигофренами возраста­ет, если школа умело использует соревнование, организуемое на по­нятной и доступной детям основе. Во многих школах коллективы уча­щихся соревнуются между собой как по конкретным кратковремен­ным видам деятельности (например, участие в праздничной уборке школьного помещения), так и по разным направлениям повседневной деятельности коллектива (поддержание чистоты помещений, участие в художественной самодеятельности, в физкультурно-спортивной ра­боте). Организация соревнования в школе требует тщательного педа­гогического руководства. Цель его должна быть доступна пониманию детей, ход его увлекателен, оформление красочно.

Нужно учитывать, однако, что соревнование, являясь сильным средством стимуляции деятельности воспитанников, может вызвать у умственно отсталых детей проявления так называемого коллективно­го эгоизма, когда главное внимание обращается не на достижение собственных успехов, а на неудачи конкурирующего коллектива. По­этому специальным коррекционным условием использования сорев­нования является формирование у учащихся критичности и самокри­тичности, повышающей их объективность и обоснованность оценки деятельности как других, так и своей.

Огромное значение в воспитании социально-нормативного пове­дения умственно отсталых школьников имеет сочетание похвалы и наказания. Эффективность поощрения возрастет, если учитывать ин­дивидуальные особенности каждого ученика, состояние его интеллек­туального и эмоционально-волевого развития. В ряде случаев полезно использовать так называемое авансированное поощрение, проявляю­щееся в доверии к возможностям улучшения поведения учащихся. Следует обеспечить понимание учениками смысла данного поощре­ния, правильности его, при этом активизировать коллективное мне­ние по его поводу.

При учете возрастных, типологических и индивидуальных особен­ностей школьников допустимы и наказания. По возможности, во из­бежание наказания следует предупреждать нарушения в поведении школьников, особенно младших классов. Наказывать можно только

260 Раздел четвертый


за конкретные проступки, совершаемые учеником сознательно. Необ­ходимость каждого применяемого учителем наказания должна быть понята всеми учениками класса.

Для умственно отсталых детей необходима единая система мер ин­дивидуальных и коллективных поощрений и наказаний в целях обес­печения общности воспитательных воздействий на учащихся.

Воспитание социально-нормативного поведения умственно отста­лых школьников может быть успешным только в том случае, если по­ведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. При известной склонности умственно отсталых детей к подражанию личный пример взрослых — одно из наиболее действен­ных условий формирования социального поведения.

В заключение следует сказать о вовлечении детей в процесс само­воспитания, для которого ставятся максимально конкретные и реаль­но достижимые цели и над которым обеспечивается постоянный контроль. Для этого необходимо активизировать и развивать у уча­щихся самосознание, обучая их контролю и самоконтролю поведения, а также сравнению, оценке, причинному обоснованию поведенческих актов.

ИЗ Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается социальная направленность воспитания умственно от­сталых школьников?

2„ Рассмотрите различия понятий «мораль» и «право» относительно воспи­тания данных социальных норм поведения у учащихся коррекционных школ VIII вида.

3. Дайте обоснование общности социальной направленности воспитания
учащихся общеобразовательных и коррекционных школ.

4. Чем обусловлены трудности воспитания социально-нормативного поведе­
ния у умственно отсталых школьников?

5. Какие признаки умственной отсталости рассматриваются как первичные
(ядерные) и какие — как вторичные? Определите причину возникновения
вторичных признаков и объясните, почему они больше поддаются педаго­
гической коррекции.

60 Раскройте условия, обеспечивающие коррекционную направленность процесса воспитания учащихся коррекционпых школ VIII вида.

7. Какие методы формирования социально-нормативного поведения у умст­
венно отсталых школьников являются наиболее оптимальными?

8. Перечислите методы профилактики отклоняющегося от нормы поведения
учащихся коррекционных школ VIII вида.

Глава 18. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся 261


Рекомендуемая литература

1. Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /
под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1991.

2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред,
В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

3. МачихинаВ.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной
школе-интернате. 2-е изд. испр. М.: Просвещение, 1983.

4. Пузанов Б. П. Методические рекомендации по организации правового обу­
чения и воспитания во вспомогательной школе. М., 1984.

5. Саблина Л. С, Синев В. Н. Организация воспитательной работы с умствен­
но отсталыми осужденными в ВТК. М.: ВНИИ, МВД СССР, 1989.

Глава 19

Воспитание умственно отсталых в коллективе

1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В педагогике коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания, характеризуемое четкой системой сотрудничест­ва, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

Коллективизм подразумевает качество личности, основанное на сознательном соотношении личных и общественных интересов, что должно стать действенным регулятором поведения человека. В этой связи воспитанию учащихся в коллективе отводится особая роль, при этом ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому члену коллектива.

Роль детского коллектива в коррекционной школе VIII вида, осо­бенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практи­ке овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что не­обходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном про­изводстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывает

262 Раздел четвертый


Л. С. Выготский, является принципом построения высших психиче­ских функций и их становления.

Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные ус­ловия для нравственного развития детей. При этом имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. В обучении умственно отсталых школьников это важнейшее направ­ление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на развитие кол­лектива.

Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива.

Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как прави­ло, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность ре­акций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Для поведения умственно отсталых детей весьма ха­рактерно неумение понять интересы партнера по общению, в особен­ности соотнести свои конкретные личные интересы с общими инте­ресами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что умственно отсталые школьники воспринимают общие интересы коллектива весьма абст­рактно.

В формировании коллектива учащихся коррекционной школы VIII вида одним из важных факторов является правильная организа­ция учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития ре­бенка. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, ок­ружающими детьми и взрослыми он переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда умственно отсталый ученик судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его

Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе 263


личный учебный труд носит и общественный характер, что его успехи небезразличны окружающим.

Большое значение в воспитании коллектива и личности в коллек­тиве имеет правильная организация взаимопомощи детей. Сначала это могут быть простейшие формы, такие как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать само­стоятельно в силу недостаточной сформированное™ соответствую­щих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети. В этих случаях напоминание товари­щей, их помощь или элементарный контроль будут способствовать выработке необходимых навыков. По мере приобретения детьми оп­ределенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно при­влекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнения письменных заданий, выученного стихотворе­ния, работы с контурной картой). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности — в работе кружков, вы­полнении различных бытовых заданий, в общественно полезном тру­де, спортивных соревнованиях.

Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу предоставляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все де­ти хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физи­ческих возможностей влияют на их активность в игре, успешность участия в ней. Педагог должен видеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу.

Естественное желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельнос­ти. Следует привлекать к ней как можно большее количество детей, находя для каждого доступное ему дело. Одни поют в хоре, играют в драмкружке, другие принимают участие в оформлении помещения, изготовлении костюмов, организации порядка. Вместе с тем от их об­щей деятельности по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художественной самодеятельности. Здесь наиболее ес­тественно раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться.

264 Раздел четвертый






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных