Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ




Не менее значимыми предстают натурфилософские воззрения мыслителей эпохи Возрождения. Наиболее последовательно стремление к разработке философских учений о природе нашло свое отражение в творчестве Николая Кузанского (1401—1464), Джордано Бруно (1548—1600), Бернардино Телезио (1509—1583), Леонардо да Винчи (1452—1519) и др.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ(1401—1464) в качестве главной проблемы ставит перед собой отношение Бога и мира.

Несмотря на то что он понимает эту проблему теоцентрически, тем не менее он не дублирует средневековое схоластическое богословие. Исходя их своей концепции ученого незнания», он считал, что познание вещей возможно на основе чувств, разума и интеллекта. Чувственное восприятие всегда положительно, или утвердительно. Рациональное, т. е. дискурсивное познание подтверждает или отрицает согласно принципу различения противоположностей и согласно принципу непротиворечия. Интеллект же, напротив, превосходит любое рациональное утверждение и отрицание, схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции, познавательном акте более высокого порядка. Однако знания о конечных вещах всегда выходят за свои пределы. Отсюда основой познания, с его точки зрения, должна быть противоположность обыденного конечного постоянно преодолеваемому знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному и безусловному, а следовательно, «незнанию, неведению об этом безусловном» Знания о безусловном возможно достичь лишь символически на основе математических символов. В то время как разум подчиняется закону противоположностей, ученое «незнание» приближается к бесконечному, где все противоположности сливаются. Никакие рациональные потуги философии не могут уяснить сущность бесконечного Бога, в котором сливаются все противоположности.

В философии Кузанского Бог находится не вне мира, а в единстве с ним охватывая все сущее, содержит мир в себе. Именно это трактовка соотношения мира и Бога дает возможность охарактеризовать философское учение Кузанского как пантеизм (от греч, pan — «все», theos — «бог»), в котором безличное божественное начало максимально приближено к природе.

Мир поглощен Богом и не способен существовать самостоятельно. Эта зависимость мира от божественного начала приводит к безграничности, т. к. центром всего является Бог. Мир не бесконечен, однако «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

ДЖОРДАНО БРУНО(1548 – 1600) в своей пантеистической философии следовал учениям неоплатоников.

В центре космологической доктрины Бруно — мысль о бесконечности Вселенной, она никем не сотворена, существует вечно и не может исчезнуть. Будучи сама неподвижной, в ней самой происходят непрерывные изменения и движения, которые носят естественный характер. Он отказывается от идеи Бога-перводвигателя, опираясь на тезис о самодвижении материи. Материя существует не только как причина изменений, происходящих в реальности и возможности (в смысле неразвернутой субстанции), но выступает как Единое и в бытии и в реальности вещей, природы. Вселенной. В Едином содержится вся полнота и универсальность бытия, но оно в то же время не полностью тотально т. к. каждая вещь, являясь единой, является таковой не единым способом. Мир является Единым, состоящим из множества самостоятельных единиц. Их физическим минимумом является атом, математическим минимумом — точка, метафизическим — монада, каждая из которых будучи неповторимой, отражает в себе весь универсум.

Отправной посылкой гносеологии Бруно является утверждение о том, что в человеческой душе кажет себя единая вселенская мировая душа, неотделимая от одушевленной материи. Человеческая душа отлична от животной «специфической конфигурации» строением, зависящим от физической структуры телесных органов. Проникнуть в глубину явлений, познать закономерности природы — вот главная цель разума. Познание идет от восприятия к представлениям, рассудку и разуму. Само по себе чувственное познание недостаточно. Так как предметом познания является «божественность» природы, то это процесс бесконечный, поскольку бесконечен сам его предмет. Истину можно постигнуть лишь посредством философии, но не теологии. В этике Бруно земные цели человека, его деятельность являются исключительным мерилом нравственности. В устремлении к возвышенным целям он должен преодолевать страх личной гибели, уничтожения. С другой стороны, человеческая деятельность должна носить возвышенный характер, устремляться к бесконечности, частью которой он является, познавать Вселенную и, в соответствии с этим, реализовывать себя.

БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО(1509—1583) исключает Бога из исследования природы.

Бог является лишь творцом мира, в дальнейшем не вмешивающегося в ее процессы. Говоря о необходимости освобождения философии от функции служанки теологии, Телезио призывает опираться на непосредственное восприятие, опыт и собственный разум. Он провозглашает принцип телесности, материальности вещей: телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, в то время как сам этот принцип пассивен, а движение и изменение вызваны борьбой двух противоположностей — тепла и холода. Последние бестелесны, но проявляться вне материальной субстанции вещей не могут.

Натурфилософские воззрения Телезио связаны с его трактовкой познания и человека. Тепло является основой активного жизненного принципа, который обозначается Телезио как дух.

Своей концепцией о жизненном духе натурфилософ указывает на единство всех живых существ. В качестве этого духа выступает «пневма», представляющая собой теплую телесную подвижную материю, находящуюся в живом организме и способствующая движению; она также определяет жизненно важные функции организма (чувствительность, восприятие и т. д.). Человек же отличается от животных тем, что его пневма» более «тонкая» и «теплая».

Главным средством познания является восприятие, говорит Телезио, мышление и суждение определяются им, поэтому любая наука должна исходить из непосредственного опыта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных