Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия позивитизма




Неудовлетворенность спекулятивным методом Гегеля привела к назреванию необходимости перехода от спекулятивно-теоретической философии к философии, которая опирается только на непосредственно зафиксированные факты, к теориям, являющимся основой реальной практики человека. Эта потребность нашла свое выражение в позитивизме, основателем которой является французский философ Огюст Конт.

ОГЮСТ КОНТ(1798—1857) испытал на себе сильное влияние французского просветителя Сен-Симона, у которого он проработал секретарем с 1818 г. по 1824 г. Именно в это время он начинает серьезно работать над социальными вопросами, которым посвящена его работа «Основной разрыв между воззрениями и желаниями» В этой статье он говорит о том, что народ должен высказать свои желания, ученые — разработать и указать как средства, так и пути удовлетворения этих желаний, а правительство, в свою - очередь, осуществлять эти меры.

В 1822 г. Контом была подготовлена работа, носящая уже вполне самостоятельный характер (выходит из-под влияния Сен-Симона), — «План научных работ, необходимых для реорганизации общества». В 1830 г. начинает печататься его «Курс положительной (позитивной) философии». После выхода в свет 6-томника его идеи получают широкое распространение и начинают появляться последователи.

Конт стремится соединить новую философию с общественной жизнью и создает с этой целью, а также реагируя на революцию 1848 г., общество, цель которого — распространение позитивизма среди народа под девизом «Порядок и прогресс». Кроме того, общество было призвано формировать общественное мнение, влияя, таким образом, на общественно-политическую жизнь и направляя ее. Однако это общество не смогло оказать хоть сколько-нибудь значимого влияния на политическую жизнь страны. В конечном итоге Конт превращает свое учение в культ и выпускает позитивный катехизис.

Целью социальной теории Конта является интеллектуальное развитие всего человечества. Под философией он понимает общую систему человеческих знаний, а прилагательное «позитивный» должно развеять все недоумения. Это учение основывается только на положительных фактах, что является одной из смысловых особенностей позитивной философии. Еще одна характерная особенность философии Конта — преодоление философии критицизма, который, как утверждает Конт, отошел в прошлое, поскольку носит разрушительный характер, тогда как пришло время созидательной работы.

Основная задача позитивной философии — производство истинного и точного знания основанного на непосредственно зафиксированных фактах, и четкая организация этого знания в строгую иерархическую систему. Конт подчеркивает, что его философия строго научна, чем принципиально отличается от теологических учений и метафизических систем.

Другая задача философии Конта - объединение отдельных наук, что должно послужить созданию положительной политики, которая, в свою очередь, приведет к реорганизации общества. Позитивная философия должна систематизировать знания в виде научных теорий, не включая при этом в курс позитивных наук прикладные науки. Согласно Конту все явления окружающего мира распадаются на:

явления неорганических тел, которые дают начало неорганической физике, состоящей из физики небесной и земной. В состав земной физики входят физика и химия;

явления органических тел, дающие начало органической физике, которая занимается явлениями, относящимися как к отдельным особям, так и к обществу в целом. Органическая физика включает в себя физиологию и социальную физику (социология).

Позитивная философия основывается на 5 науках — астрономии, физике, химии, биологии, социологии, а также математике, т. к. она занимается самыми общими явлениями позитивной этики.

Классификация наук должна не только определить взаимосвязь разных дисциплин, но и свести все многообразие фактов к законам, число которых должно быть ограничено для удобства их исполнения.

Исходное положение, на котором основана позитивная философия, Конт выражает следующим образом: «Все наше знание происходит из опыта, им ограничивается, и выйти за его рамки невозможно». Конт считает, что рассудок, память и воображение существуют одновременно и везде, а способность к наблюдению становится доминирующей.

Базовая основа общества — семья, представляющая собой своеобразную субстанцию социума. Именно в семье человек, преодолевая свойственный его природе эгоизм, учится жить для других.

Главным фактором достижения прогресса Конт считает правильное совершенствование. Он выделяет 3 стадии развития общества: теологическую, позитивную (переходную) и научно-промышленную. По мнению Конта, позитивная философия должна стать своеобразной религией всего человечества, проповедующей культ науки, который должны утверждать ученые, в связи с чем их роль в обществе будет определяющей.

По сути своей позитивная философия — это философия науки, обобщающая данные естествознания.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР(1820—1903) — английский философ; также являлся приверженцем идей Конта. Он знакомится с позитивной философией во время разработки систематизации научно-философского знания, идеи которой он принимает, правда, с поправкой на его представления об эволюции.

В 1862 г. выходит в свет одна из главных работ Спенсера «Основные начала». Эта работа состоит из 2-х разделов, которые называются непознаваемое и познаваемое. В «Основных началах» идет сопоставление религиозных и научных воззрений на вопрос о природе Вселенной. Спенсер полагает, что в этом вопросе может быть 3 гипотезы: 1) Вселенная существует сама по себе; 2) Вселенная создала сама себя; 3) Вселенная создана неким высшим деятелем.

По его мнению, учение о сотворении мира непонятно для человеческого разума, а также и представление о мире без начала и конца находится за пределами нашего понимания, стало быть, это сфера непознаваемого. Поскольку силы, лежащие в основе Вселенной тоже непостижимы, то и материя в своей конечной природе абсолютно непонятна. Абсолютное знание невозможно в принципе, т. к. над всеми вещами сохраняется непроницаемая тайна. Наука имеет возможность познать лишь сходство и различие, а также некоторые другие отношения между чувственными восприятиями, но при этом не в состоянии проникнуть в сущность того, что скрыто за ними. Однако на основе философского обобщения можно прийти к таким понятиям, как «материя», «пространство», «движение», «сила», которые, правда, являются лишь символами неведомого и реального.

Во втором разделе, который называется познаваемое, рассматривается соотношение философии и конкретных наук. Спенсер считает, что философия является научным знанием роль которого в науке определяется методологическим соотношением части и целого. Часть может понять и уяснить ее назначение только в соотношении с целым. Конкретные науки тоже обобщают, но это обобщение ограниченное. Философия же является всеобщим синтезом, который соединяет частные синтезы, конечное истолкование которого должно быть достигнуто философией. Философия — не просто сумма знаний конкретных наук. Обобщение и связанное с ним абстрагирование вносит новое знание, знание целого.

Для Спенсера материя, движение и сила — это не более чем сведение сложных, символических идей к простым идеям. В зависимости от степени обобщения можно выделить 2 формы философского знания: философию общую и частную.

Спенсер дает свою классификацию наук, основываясь на принципе обобщенного знания:

абстрактные науки, к которым относятся логика и математика;

абстрактно-конкретные науки — это механика, химия и физика;

конкретные науки, которыми являются астрономия, биология, геология, психология, социология.

Спенсер пытается дать определение материи. «Самое простое понятие материи — это существующее положение, способное оказать сопротивление. Наше понимание материи в простейшей форме — есть понимание сосуществующих положений, обнаруживающих сопротивление». По Спенсеру, главный признак тела — сопротивляемость.

В «Социальной статике» (1851 г.) Спенсер сопоставляет свои воззрения с воззрениями Конта. «Конт претендует объяснить генезис наших знаний о природе, моя цель — объяснить генезис явлений, составляющих природу». Он обращается к обоснованию вечности материи и делает вывод, что «под вечностью материи мы понимаем вечность силы, которая и способна оказывать сопротивление нашим действиям».

Спенсер, исходя из теории Конта, утверждает, что ощущения не похожи на предметы, в то же время признает, что каждому изменению предмета соответствует определенное изменение структуры ощущений и восприятий.

Отстранившись от вопроса о соотношении материи и сознания, он концентрируется на проблеме организации Вселенной, которую Спенсер делает главной в области онтологии.

В эволюционном процессе он выделяет 3 фундаментальных момента:

•переход от бессвязности к связности как интеграции вещества, как соединения в одно целое элементов, прежде находящихся в рассеянном состоянии, образование системы как чего-то устойчивого;

•переход от однородности к разнородности (образование солнечной системы, возникновение специальных клеток организма);

•возрастание упорядоченности в процессе эволюции, усложнение живых организмов.

Эволюция, по Спенсеру, имеет пределы, являющиеся достижением равновесия системы организма с внешней средой. Нарушение равновесия ведет к гибели организма, но при этом достижение полного равновесия приводит к разрушению системы, которое вызвано внешними силами. Эволюционный процесс и распад постоянно чередуются, в связи с этим Спенсер приходит к идее круговорота в развитии. Эволюционные идеи он распространяет на психологию, биологию, этику и социологию.

В социологии Спенсер является основоположником органицистской школы, истолковывая общество по аналогии с живым организмом. Основной закон социального развития — закон выживания наиболее приспособленных обществ, т. е. дифференцированных обществ, в которых у каждого класса есть определенные функции и свойства. Классовость вытекает из биологического и психологического характеров народа.

Все люди неодинаковы: одни стремятся к лидерству, другие — к подчинению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных