ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИСемья — направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи» (6). Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области (41). Сделана попытка дать определение и качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». Различные авторы по-разному определяют данное понятие. Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей; это семейная микросреда, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств (34). Мы будем придерживаться определения понятия воспитательный потенциал семьи, которое дано Е.И Сермяжко: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка (41). Е. И. Сермяжко представляет воспитательный потенциал семьи как сложную структуру, которая включает в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. На помещенной ниже таблице представлены не только эти компоненты, но и критерии и показатели, позволяющие выявлять наличие того или иного компонента и степень его проявления. Таблица 1 Структура воспитательного потенциала
В соответствии со степенью реализованности данных компонентов можно выделить 3 уровня воспитательного потенциала семьи. 1 уровень – низкий. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. 2 уровень – средний. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно. 3 уровень – высокий. В семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе (10, 23, 43, 34). Следует отметить, что воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены рядом социальных факторов объективного и субъективного характера. Во-первых, это факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят. Во-вторых, факторы, связанные со структурой семьи (полная или неполная, однодетная или многодетная, национальная или многонациональная). В-третьих, воспитательный потенциал в определенной степени зависит от материальных условий жизнедеятельности семьи (уровень доходов, жилищные условия и т. д.). В-четвертых, на воспитательный потенциал действуют личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, культура в быту, ориентация и установки на воспитание и образование детей, активная или пассивная позиция в отношении к обществу – к труду), а также их уровень педагогической культуры. В-пятых, факторы, связанные с психологическим климатом в семье, системой и характером взаимоотношений между ее членами (различия и общность взглядов, оценок разных явлений жизни, отношение родителей к своим обязанностям, природа конфликтных ситуаций, статус авторитета каждого родителя). В-шестых, на воспитательный потенциал оказывает значительное влияние стадия развития семьи. В-седьмых, немалое влияние на воспитательный потенциал оказывает помощь, которую семье оказывает общество и государство в образовании и воспитании детей (7, 38, 41). Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы: 1) воспитательный потенциал семьи - это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка; 2) воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами: эмоциональным, интеллектуальным, действенно-практическим; 3) в соответствии со степенью реализованности данных компонентов можно выделить три уровня воспитательного потенциала семьи: высокий, средний, низкий; 4) в зависимости от наличия и степени реализованности компонентов воспитательного потенциала существуют различные типы семей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|