Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ




Семья — направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.

Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи» (6).

Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области (41).

Сделана попытка дать определение и качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». Различные авторы по-разному определяют данное понятие. Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей; это семейная микросреда, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств (34).

Мы будем придерживаться определения понятия воспитательный потенциал семьи, которое дано Е.И Сермяжко: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка (41).

Е. И. Сермяжко представляет воспитательный потенциал семьи как сложную структуру, которая включает в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. На помещенной ниже таблице представлены не только эти компоненты, но и критерии и показатели, позволяющие выявлять наличие того или иного компонента и степень его проявления.

Таблица 1

Структура воспитательного потенциала

Структура воспитательного потенциала Критерии Показатели
Эмоциональный компонент   Благоприятный морально-психологический климат в семье.   Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми. Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации.
Интеллектуальный компонент Знания по педагогике и психологии. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.   Умение определять цели воспитания. Умение решать конфликтные ситуации. Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.
Действенно-практический компонент Посещение родительских лекториев и собраний в школе.   Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания.

 

В соответствии со степенью реализованности данных компонентов можно выделить 3 уровня воспитательного потенциала семьи.

1 уровень – низкий. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.

2 уровень – средний. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.

3 уровень – высокий. В семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе (10, 23, 43, 34).

Следует отметить, что воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены рядом социальных факторов объективного и субъективного характера.

Во-первых, это факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят.

Во-вторых, факторы, связанные со структурой семьи (полная или неполная, однодетная или многодетная, национальная или многонациональная).

В-третьих, воспитательный потенциал в определенной степени зависит от материальных условий жизнедеятельности семьи (уровень доходов, жилищные условия и т. д.).

В-четвертых, на воспитательный потенциал действуют личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, культура в быту, ориентация и установки на воспитание и образование детей, активная или пассивная позиция в отношении к обществу – к труду), а также их уровень педагогической культуры.

В-пятых, факторы, связанные с психологическим климатом в семье, системой и характером взаимоотношений между ее членами (различия и общность взглядов, оценок разных явлений жизни, отношение родителей к своим обязанностям, природа конфликтных ситуаций, статус авторитета каждого родителя).

В-шестых, на воспитательный потенциал оказывает значительное влияние стадия развития семьи.

В-седьмых, немалое влияние на воспитательный потенциал оказывает помощь, которую семье оказывает общество и государство в образовании и воспитании детей (7, 38, 41).

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1) воспитательный потенциал семьи - это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка;

2) воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами: эмоциональным, интеллектуальным, действенно-практическим;

3) в соответствии со степенью реализованности данных компонентов можно выделить три уровня воспитательного потенциала семьи: высокий, средний, низкий;

4) в зависимости от наличия и степени реализованности компонентов воспитательного потенциала существуют различные типы семей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных