Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЧ ПОДРОСТКОВ




Подавляющее большинство подростков проводят основную часть своего времени в школах. Поэтому учреждения образования могут и обязаны взять на себя большую часть профилактической работы. Необходимо создать в школьной среде условия, препятствующие распространению наркотиков, алкоголя, табака, воспитать отрицательное отношение к ним (19).

Для достижения данной цели необходима, во-первых, общая профилактическая работа с учащимися, направленная на формирование негативного отношения к возможности употребления наркотиков и стремления к самосовершенствованию и самореализации, во-вторых, целевая работа с «группой риска» и, в-третьих, работа с родителями.

В словарях понятие «профилактика» определяется как система мер, направленных: на охрану здоровья; на предупреждение возникновения и распространения болезней; на улучшение физического развития населения; на сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия (21).

Специалисты, работающие с молодежью, указывают на необходимость дифференцировать профилактическое воздействие, сочетая при этом массовый подход с индивидуальным. Очевидно, что это возможно только в условиях весьма тесного взаимодействия педагогов со своими подопечными. Наиболее успешным примером идеи здорового и гармоничного развития детей, предупреждающего их обращения к психоактивным веществам, могут и должны быть их родители. Немаловажным является и то обстоятельство, что родители учащихся подростков, во-первых, - организованный контингент, а во-вторых, обладают высокой степенью мотивации к участию в профилактике подросткового аддиктивного поведения. Однако не каждая семья в современных условиях по разным причинам готова участвовать в подобной работе (36, 39).

Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковых зависимостей роль семьи в настоящее время особенно важна.

По степени выраженности профилактического потенциала семьи (по степени защиты подростка от аддиктивных агентов) В. Пелипас и Л. Рыбакова разделяют все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов:

1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики (высокий уровень воспитательного потенциала);

2) семья иммунизирующая, укрепляющая (высокий уровень воспитательного потенциала);

3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков, алкоголя…; (средний уровень воспитательного потенциала)

4) семья гипопротекторная, гиперопекающая; (средний уровень воспитательного потенциала)

5) семья, не способная выполнять защитную функцию (низкий уровень воспитательного потенциала) (36).

Анализ и сопоставление типов семей по степени защиты подростка от аддиктивных агентов, предложенных В. Пелипас и Л. Рыбаковой, и структуры воспитательного потенциала, разработанной Е. И. Сермяжко, позволили выявить характерные особенности каждого типа семьи, используя компоненты, критерии и показатели структуры воспитательного потенциала.

Соответственно каждая из этих типов семей по-разному проявляет себя по отношению к подростку, применяют различные стратегии противодействия наркотикам, никотину, алкоголю… и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства.

Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Детям из этих семей подверженность аддиктивному поведению как раз угрожает меньше всего.

Для данного типа семьи характерно наличие всех трёх компонентов воспитательного потенциала: эмоционального, интеллектуального, действенно - практического. О чём свидетельствуют благоприятный морально-психологический климат в семье, родители обладают знаниями по педагогике и психологии, умеют их применять в воспитании детей, а также родители сотрудничают с педагогами и специалистами образовательного учреждения.

Семья второго типа, как правило, недооценивает риск зависимостей для своего ребенка и переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.). Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоевывают. Такая рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды правления, не отказываются от участия в жизни ребенка и сохраняют к нему живое участие.

Для второго типа семьи так же характерно наличие всех трёх компонентов воспитательного потенциала. Однако, в большей степени реализуется эмоциональный компонент. Родители поддерживают тесную взаимосвязь между собой и детьми, ориентированы на помощь и поддержку. Интеллектуальный компонент проявляется не в полной мере, обладая определёнными педагогическими и психологическими знаниями, родители не придают особого значения вопросам просвещения и профилактики. Действенно-практический компонент проявляется в готовности родителей в случае возникновения конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам.

Семья третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться, что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы.

В семье третьего типа можно говорить о наличии двух компонентов воспитательного потенциала интеллектуального и действенно-практического. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, но не всегда знают, как применить имеющиеся знания в процессе воспитания. Чаще всего стараются решить возникающие проблемы самостоятельно, но в случае необходимости готовы принять помощь специалистов. Эмоциональный компонент отсутствует, так для данного типа характерно нарушение эмоциональных связей между её членами.

Семья четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации.

Можно говорить о частичном наличии критериев и показателей всех трёх компонентов воспитательного потенциала у четвёртого типа семьи. О наличии эмоционального критерия свидетельствует наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания. Случаются конфликтные ситуации между родителями и детьми, вследствие игнорирования интересов ребёнка. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, педагогическими знаниями, реализуя их на практике без учёта индивидуальности ребёнка. О наличии действенно-практического элемента свидетельствует готовность и желание родителей участвовать в родительских собраниях, консультациях.

Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным», «нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической, антиалкогольной, антиникотиновой профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности.

Данный тип семьи обладает низким уровнем воспитательного потенциала. Можно говорить об отсутствии всех трёх компонентов воспитательного потенциала (7, 10, 36, 41).

Как видно из данной классификации, тип семьи определяет её воспитательный потенциал. Хороший потенциал семьи является критерием успешного воспитания детей.

Успешному воспитанию детей способствует умение педагога устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, достигать взаимопонимание с учетом специфики семей (37).

В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты семейной профилактики аддиктивного поведения.

К основным формам работы с родителями, как правило, относят традиционные формы, принятые в педагогической науке, но имеющие свою специфику.

Среди них выделяют массовые формы работы с родителями – это беседы “за круглым столом”, вечера вопросов и ответов, лекции.

К групповым формам работы относятся: родительские собрания, ролевые игры, совместные занятия для родителей и детей.

К индивидуальным формам работы относятся: педагогические консультации, посещение семей учащихся с целью изучения быта и жизни ребят, характера семейного воспитания, отношения родителей к труду (35).

Выбор форм работы с родителями, безусловно, должен исходить из конкретных условий и специфики разных семей.

Уровни воспитательного потенциала и типы семей обуславливают основные направления в работе с родителями.

Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу, нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих.

Семьи третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий. В работе с такими семьями возможно применение таких методов как индивидуальные тематические консультации, групповые беседы, лекции, ролевые игры.

Семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия - контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации. В работе с семьями этого типа могут использоваться такие формы и методы работы как посещение семей, индивидуальные консультации, беседы, тренинги (15, 24, 32, 37).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) по степени участия в защите подростка от аддиктивынх агентов и в соответствии с уровнем воспитательного потенциала можно условно разделить все семьи на пять следующих типов:

а) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики (высокий уровень воспитательного потенциала);

б) семья иммунизирующая, укрепляющая (высокий уровень воспитательного потенциала);

в) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков, алкоголя…; (средний уровень воспитательного потенциала)

г) семья гипопротекторная, гиперопекающая; (средний уровень воспитательного потенциала)

д) семья, не способная выполнять защитную функцию (низкий уровень воспитательного потенциала);

2) каждому из этих типов семей соответствует наличие определённых компонентов воспитательного потенциала, выявить которые позволяют критерии и показатели;

3) в соответствии с выделенными типами семей и уровнем их воспитательного потенциала следует рекомендовать различные дифференцированные варианты семейной профилактики аддиктивного поведения, использовать различные формы и методы работы с родителями;

4) с целью эффективного использования воспитательного потенциала семьи при профилактике аддиктивного поведения подростков, необходимо повышать уровень воспитательного потенциала семей.


Выводы по 2 главе.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что:

1) воспитательный потенциал семьи - это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка;

2) структура воспитательного потенциала включает в себя 3 компонента: эмоциональный, интеллектуальный, действенно-практический; в зависимости от степени реализованности данных компонентов можно выделить 5 типов семей по степени защиты подростка от аддиктивных агентов;

3) с целью повышения уровня воспитательного потенциала(а соответственно и изменения типа семьи), используемого в профилактике аддиктивного поведения подростков, необходимо проводить комплексную работу с учащимися, их родителями, педагогами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных