Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА




Анализ результатов комплексного исследования в рамках констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Цель настоящего исследования заключалась в изучении влияния воспитательного потенциала семьи на профилактику аддиктивного поведения подростков.

На первом этапе были исследованы следующие показатели: социометрический статус учащихся в классе; уровень наркотической, никотиновой, алкогольной зависимости у испытуемых; внутрисемейные отношения; терминальные ценности обучающихся и их родителей; типы семей по уровню воспитательного потенциала. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, группа испытуемых представлена следующими социометрическими статусами: «лидеры» - 2 человека, «принятые» - 13 человек, «непринятые» - 3 человека.

Испытуемые, входящие по результатам социометрии в группу лидеров, не курят, не употребляют алкоголь.

У испытуемой 1Ж из группы «лидеров» выявлен первый тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о высоком уровне воспитательного потенциала семьи. Для данного типа семьи характерно наличие всех компонентов воспитательного потенциала: эмоционального, интеллектуального, действенно – практического. Об этом свидетельствует благоприятный морально-психологический климат в семье, родители обладают знаниями по педагогике и психологии, умеют их применять в воспитании детей, родители сотрудничают с педагогами и специалистами образовательного учреждения. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что испытуемая ориентирована на достижения в учебной деятельности, она стремится добиваться конкретных результатов в образовательном процессе. Для мамы испытуемой ценно духовное удовлетворение в сфере семейной жизни. Что выражается в стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними.

У испытуемого 2М из группы «лидеров» выявлен второй тип семьи по уровню профилактического потенциала. Это свидетельствует о высоком уровне воспитательного потенциала и о том, что для данной семьи также характерно наличие всех трёх компонентов воспитательного потенциала. По результатам исследования испытуемый неконфликтно относится к семье, мама испытуемого характеризует эмоциональные связи в семье как ослабленные. Родители обладают определёнными педагогическим знаниями, однако, не придают особого значения вопросам просвещения и профилактики. Родители готовы в случае возникновения конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам. Также результаты диагностики свидетельствуют о том, что для учащегося ценностью является духовное удовлетворение в сфере увлечений. Это выражается в стремлении испытуемого иметь такое увлечение, которому можно отдать всё свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Для мамы испытуемого ценностью являются достижения в сфере семейной и профессиональной жизни. По всей видимости, она стремится к тому, чтобы в семейной и профессиональной жизни добиваться каких-либо реальных результатов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для испытуемых группы лидеров характерен первый и второй типы семей. Наблюдается высокий уровень профилактического потенциала семьи, характерно наличие всех компонентов воспитательного потенциала.

По результатам социометрии 13 учащихся класса входят в группу «принятых».

Испытуемые 8М, 14М, 6Ж курят на момент исследования (не реже 1-2 раз в день), также испытуемый 8М употребляет алкоголь(не реже 1-2 раз в месяц).

Для испытуемых 5Ж и 11М из данной группы характерен первый тип семьи по уровню профилактического потенциала, воспитательный потенциал семьи на высоком уровне. Для данного типа семьи характерно наличие всех компонентов воспитательного потенциала: эмоционального, интеллектуального, действенно – практического. Об этом свидетельствует бесконфликтное общение членов семьи, родители обладают высоким уровнем общей культуры, умеют применять педагогические и психологические знания в воспитании детей, сотрудничают со специалистами школы. Также результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для испытуемой 5Ж ценностью являются достижения в сфере обучения и образования, она стремится добиваться конкретных результатов в процессе образования. Родители испытуемой ориентированы на достижения в сфере общественной жизни и престиж в профессиональной сфере. Это свидетельствует о том, что они стремятся добиваться конкретных результатов в своей общественно-политической деятельности и иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Для испытуемого 11М ценностью являются достижения в сфере увлечений, он стремится ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Мама испытуемого стремится к достижению духовного удовлетворения в сфере семейной жизни, стремится к достижению взаимопонимания со всеми членами семьи.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для испытуемых 3Ж, 4Ж, 7Ж, 8М, 10М, 14М, 15М группы «принятых» характерен второй тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о высоком уровне воспитательного потенциала. Для данного типа семьи характерно наличие всех трёх компонентов воспитательного потенциала. Общение в большинстве семей данной группы можно охарактеризовать как бесконфликтное, но в то же время наблюдается ослабленность эмоциональных контактов между членами семьи. Родители обладают определёнными педагогическими и психологическими знаниями, однако, не придают особого значения вопросам профилактики и просвещения. В случае возникновения трудных ситуаций готовы обратиться за помощью к специалистам.

Также в группу «принятых» по результатам анкетирования входят испытуемые 6Ж, 9М, 12М, 13М, для которых характерен третий тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о среднем уровне воспитательного потенциала семьи. Для данного типа семьи характерно наличие двух компонентов воспитательного потенциала: интеллектуального и действенно-практического. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, но не всегда знают, как применить имеющиеся знания в процессе воспитания. Чаще всего стараются решить возникающие проблемы самостоятельно, но в случае необходимости готовы принять помощь специалистов. Эмоциональный компонент отсутствует, что подтверждается результатами проективной методики «Рисунок семьи»: для испытуемых характерно конфликтное общение в семье, ослабленность эмоциональных связей. Для испытуемых ценностью являются достижения, активные социальные контакты, духовное удовлетворение в сфере увлечений. Можно сделать вывод о том, что испытуемые стремятся добиваться конкретных результатов, реализовывать свою социальную направленность в сфере своего увлечения, а также иметь такое увлечение, которому можно отдать всё своё свободное время. Для родителей испытуемых значимо высокое материальное положение в сфере профессиональной и семейной жизни. Это свидетельствует о том, что родители хотят иметь работу или профессию, которая гарантирует им высокую заработную плату, стремятся к наиболее высокому уровню материального достатка в своей семье.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для большинства испытуемых, входящих в группу «принятых», характерен второй тип семьи по уровню воспитательно-профилактического потенциала. Скорее всего, родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье. Можно сделать вывод о наличии в данных семьях всех трёх компонентов воспитательного потенциала, однако, в большей степени реализуется эмоциональный компонент.

В группу «непринятых» входят 3 учащихся.

Для испытуемой 16Ж характерен второй тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о достаточно высоком уровне воспитательного потенциала семьи и о наличии всех его компонентов: эмоционального, интеллектуального, действенно – практического. Однако, испытуемая конфликтно относится к семье в целом, в тоже время мама характеризует общение в семье как бесконфликтное. Родители испытуемой обладают высоким уровнем общей культуры, но уделяют недостаточно внимания вопросам профилактики и просвещения. Родители готовы в случае возникновения конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам. Для испытуемой ценностью является духовное удовлетворение в сфере увлечений, она стремится иметь такое увлечение, которому можно посветить всё свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. А для родителей значимо духовное удовлетворение в сфере семейной жизни. То есть они стремятся к достижению гармоничных взаимоотношений в семье.

Испытуемый 17М на момент исследования курит (не реже 2-3 раз в день), употребляет алкоголь(не реже 1-2 раза в месяц). Для испытуемого характерен третий тип семьи со средним уровнем воспитательного потенциала. Для данного типа семьи характерно наличие двух компонентов воспитательного потенциала: интеллектуального и действенно-практического. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, но не всегда знают, как применить имеющиеся знания в процессе воспитания. Чаще всего стараются решить возникающие проблемы самостоятельно, но в случае необходимости готовы принять помощь специалистов. Эмоциональный компонент воспитательного потенциала отсутствует, что подтверждается результатами проективной методики «Рисунок семьи»: испытуемый конфликтно относится к семье. Ценность для него являются достижения в сфере увлечений, то есть он стремится ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их.

Также для испытуемого 18М из данной группы характерен четвёртый тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о среднем уровне воспитательного потенциала семьи. Можно говорить о частичном наличии критериев и показателей всех трёх компонентов воспитательного потенциала у четвёртого типа семьи. Испытуемый неконфликтно относится к семье в целом, мама характеризует общение в семье как бесконфликтное, можно отметить ослабленность эмоциональных связей в семье. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, педагогическими знаниями, реализуя их на практике без учёта индивидуальности ребёнка. О наличии действенно-практического элемента свидетельствует готовность и желание родителей участвовать в родительских собраниях, консультациях. Ценностью для испытуемого являются достижения в сфере обучения и образования, то есть он стремится добиваться конкретных результатов в процессе обучения. Для мамы испытуемого значимы активные социальные контакты в сфере семейной жизни. Это выражается в высокой значимости для неё определённой структуры взаимоотношений в семье.

В исследуемой группе «непринятые» у семей испытуемых выявлен недостаточный уровень воспитательного потенциала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не во всех семьях уровень воспитательного потенциала находится на достаточном уровне, поэтому они не могут активно влиять на профилактику аддиктивного поведения подростков.

Для преодоления возникших трудностей в использовании воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков требуется комплексная профессиональная социально-педагогическая поддержка, в которой должны принимать участие все субъекты образовательного процесса.

 


Результаты констатирующего эксперимента Таблица 2

  №   Пол Тип семьи по уровню профилактического потенциала Терминальные ценности Рисунок семьи Наличие зависимостей
ЛИДЕРЫ
      Ребёнок Мама Папа Ребёнок Мама Папа  
  Ж 1 тип Достижения в сфере обучения и образования Духовное удовлетворение в сфере семейной жизни   Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, ощущение собственной значимости Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи. -  
  М 2 тип Духовное удовлетворение в сфере увлечений Достижения в сфере профессиональной и семейной жизни   Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение ко всем членам семьи Ослабленность эмоциональных связей в семье. -  
ПРИНЯТЫЕ
  Ж 2 тип Достижения в сфере обучения и образования Достижения в сфере профессиональной жизни   Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение к членам семьи, ослабленность эмоциональных контактов между родителями и детьми. Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных контактов между родителями и детьми. -  
  Ж 2 тип Активные социальные контакты в сфере увлечений Высокое материальное положение в сфере профессиональной жизни   Конфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных контактов. Разобщенность членов семьи. -  
  Ж 1 тип Достижения в сфере обучения и образования Достижения в сфере общественной жизни Собственный престиж в профессиональной сфере Бесконфликтное общение членов семьи, изолированность от внешнего мира. Бесконфликтное общение членов семьи, нормальное внутрисемейное общение Бесконфликтное общение членов семьи, изолированность от внешнего мира.  
  Ж 3 тип Собственный престиж в сфере увлечений Собственный престиж в сфере профессиональной жизни   Конфликтное отношение к семье в целом, разобщенность членов семьи.     Курит не реже 1-2 раз в день
  Ж 2 тип Достижения в сфере обучения и образования и сфере общественной жизни Достижения в сфере профессиональной жизни Духовное удовлетворение в сфере семейной жизни Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение к членам семьи. Бесконфликтное общение членов семьи, изолированность от внешнего мира Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи  
  М 2 тип Достижения в сфере обучения и образования Высокое материальное положение в сфере семейной жизни   Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных контактов между членами семьи Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи Курит не реже 1-2 раз в день, употребляет алкоголь не реже 1-2 раз в месяц
  М 3 тип Духовное удовлетворение в сфере увлечений Высокое материальное положение в сфере семейной жизни   Конфликтное отношение к семье, разобщенность членов семьи, негативизм. Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между родителями и детьми.    
  М 2 тип Достижения в сфере обучения и образования Духовное удовлетворение в сфере семейной жизни   Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение ко всем членам семьи Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи.    
  М 1 тип Достижения в сфере увлечений Духовное удовлетворение в сфере семейной жизни   Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, ощущение собственной значимости Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи. Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей в семье.  
  М 3 тип Активные социальные контакты в сфере увлечений Высокое материальное положение в сфере профессиональной жизни   Конфликтное отношение к семье в целом, разобщенность членов семьи, чувство своей отвергнутости. Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей в семье    
  М 3 тип Достижения в сфере увлечений     Конфликтное отношение к родителям, изолированность членов семьи др от друга. Ослабленность эмоциональных связей в семье, недостаток общения    
  М 2 тип Достижения в сфере общественной жизни Высокое материальное положение в сфере семейной жизни   Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, сильная эмоциональная близость Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, сильная эмоциональная близость   Курит не реже 1-2 раз в день
  М 2 тип Достижения в сфере обучения и образования Активные социальные контакты в сфере общественной жизни   Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей в семье Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи    
НЕПРИНЯТЫЕ
  Ж 2 тип Духовное удовлетворение в сфере увлечений Духовное удовлетворение в сфере семейной жизни   Конфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей    
  М 3 тип Достижения в сфере увлечений -   Конфликтное отношение к семье в целом, разобщенность членов семьи, изолированность семьи     Курит не реже 2-3 раз в день, употребляет алкоголь не реже 1-2 раз в месяц
  М 4 тип Достижения в сфере обучения и образования Активные социальные контакты в сфере семейной жизни   Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи Бесконфликтное общение в семье, сильные эмоциональные связи между членами семьи    

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных