Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА




Цель формирующего эксперимента: повысить уровень воспитательного потенциала семьи по профилактике аддиктивного поведения подростков; работа с учащимися по устранению зависимостей.

Задачи:

1) проведение диагностики, с целью изучения типов семей по уровню воспитательного потенциала, используемого при профилактике аддиктивного поведения подростков;

2) гармонизация детско-родительских отношений;

3) формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни, дружбе;

4) подготовка педагогического коллектива к ведению профилактической работы.

Таблица 3

Программа социально – педагогического сопровождения использования воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков

Мероприятие Методы: Ответственный
  Диагностический этап
Диагностика: 1) уровня наркотической, никотиновой, алкогольной зависимости у испытуемых (анкета); 2) типа семьи по уровню воспитательного потенциала (анкета); 3) внутрисемейных отношений («Рисунок семьи») 4) терминальных ценностей обучающихся и их родителей 5) социометрического статуса учащихся.   Анкетирование, Тестированаие.   Социальный педагог, психолог, классный руководитель.
  Коррекционно – развивающий этап
  Работа с педагогическим коллективом: 1) подготовка учителей к ведению профилактической работы; 2) организационно-методическая работа по профилактике аддиктивного поведения подростков.   Работа с учащимися: 1)проведение классных часов: 1.1 «О дружбе»   Цель: формирование ценностного отношения к дружбе, способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива.   1.2 «Строим дом своего здоровья»   Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.   2) проведение занятий: 2.1 «Умение сказать: нет!»   Цель: создание условий для формирования навыков отказа от употребления наркотиков, алкоголя, табака;   2.2 «Конфликты и компромиссы»   Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о конфликтах и путях их решения.   3) оказание социально-психолого-педагогической помощи учащимся (индивидуальные беседы, индивидуальные консультации)   Цель: создание доверительных отношений педагогов с ребенком,. Работа с родителями: 1) родительское собрание «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности»   Цель: способствовать формированию ценности института семьи; показать важную роль в семье традиций и ценностей, приобщаться к этим ценностям, закладывать новые и культивировать старые семейные традиции.   2) проведение совместного собрания для родителей и детей «Учимся общению»   Цель: привлечь внимание родителей и детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми: побудить к бесконфликтному поведению в наиболее типичных ситуациях, возникающих между родителями и детьми; вызвать стремление у детей и родителей учиться искусству общения; доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, понимать друг друга.   3)оказание социально-психолого-педагогической помощи родителям подростка (индивидуальные беседы с родителями, индивидуальные консультации); 3.1 программа работы с родителями «Школа для родителей» Цель: гармонизация детско – родительских отношений, с помощью ознакомления родителей с новыми способами общения с ребёнком.   4) организация совместных дел учащихся и их родителей: 4.1 спортивно-оздоровительная игра «Мама, папа, я –дружная семья!» 4.2 лыжные соревнования 4.3 поход туристический   Цель: коррекция и гармонизация детско-родительских отношений   5) проведение занятий: 5.1 «Отцы и дети» решение ситуаций   Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье       Беседа, лекция   Беседа, мозговой штурм.     Беседа, лекция, мозговой штурм   Ролевые игры   Ролевые игры     Беседа   Беседа, лекция   Беседа, ролевые игры     Беседа     Ролевые игры, дискуссия, беседа     Ролевые игры, беседа     Социальный педагог, психолог.     Социальный педагог, психолог, классный руководитель.     Социальный педагог, психолог.     Социальный педагог, психолог     Социальный педагог, психолог, классный руководитель     Социальный педагог, классный руководитель     Социальный педагог, классный руководитель     Социальный педагог, психолог     Социальный педагог, психолог   Социальный педагог, психолог   Социальный педагог, классный руководитель, учитель физкультуры   Социальный педагог, психолог
  Заключительный этап
Повторная диагностика, анализ результатов реализации программы. Анкетирование, тестирование Социальный педагог, психолог

 

Показателями эффективности предложенной программы являются:

1) повышение уровня воспитательного потенциала семьи по профилактике аддиктивного поведения подростков;

2) гармонизация детско – родительских отношений;

3) устранение зависимостей подростков.

После реализации программы в ходе формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика с использованием вышеописанного диагностического инструментария, результаты которой представлены в таблице 4.

К сожалению, необходимо отметить, что результаты формирующего эксперимента не показали существенных изменений группового статуса учащихся, уровня никотиновой и алкогольной зависимости. На момент проведения повторной диагностики перестал курить и употреблять алкоголь один испытуемый - 8М.

Результаты диагностики показали, что наблюдается положительная тенденция в изменении типов семей по уровню воспитательного потенциала, гармонизация детско-родительских отношений.

Так результаты анкетирования говорят о том, что изменился тип семьи по уровню воспитательно-профилактического потенциала со второго типа на первый у следующих испытуемых: 7Ж, 8М, 14М. Можно предположить, что в семьях в полной мере реализуются все три компонента воспитательного потенциала: эмоциональный, интеллектуальный, действенно – практический. В семьях испытуемых благоприятный эмоционально – психологический климат, родители применяют в воспитании детей педагогические и психологические знания, взаимодействуют со специалистами школы. Родители начали проводить работу, направленную на пропаганду здорового образа жизни.

Также результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что изменился тип семьи с третьего на второй у следующих испытуемых: 9М, 12М, 13 М. Это свидетельствует о том, что в семьях испытуемых повысился уровень воспитательного потенциала, реализуются все его компоненты, но в большей степени эмоциональный. О чём свидетельствует бесконфликтное общение членов семьи, родители готовы в случае возникновения конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве семей группы испытуемых гармонизовались детско-родительские отношения, уменьшилось количество конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях родителей и детей. Так у испытуемых 4Ж, 9М, 12М, 13М, 16Ж конфликтное отношение к семье сменилось бесконфликтным общением.

Таким образом, экспериментально доказана эффективность применения данной программы, однако, для получения более действенных результатов необходима длительная ее реализация, направленная на работу с семьёй, с учащимися по устранению зависимостей, повышение группового статуса учащихся.

Выдвинутая гипотеза о том, что высокий уровень воспитательного потенциала семьи позитивно влияет на профилактику аддиктивного поведения подростков, подтвердилась в ходе исследования.


Таблица 4

Результаты формирующего эксперимента

Пол Тип семьи Рисунок семьи Наличие зависимостей
      Ребёнок Мама Папа  
ЛИДЕРЫ
  Ж 1 тип Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, ощущение собственной значимости Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи. -  
  М 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение ко всем членам семьи Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение к членам семьи. -  
ПРИНЯТЫЕ
  Ж 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение к членам семьи, ослабленность эмоциональных контактов между родителями и детьми. Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных контактов между родителями и детьми. -  
  Ж 2 тип Бесконфликтное общение членов семьи, нормальное внутрисемейное общение Бесконфликтное общение членов семьи, изолированность от внешнего мира. -  
  Ж 1 тип Бесконфликтное общение членов семьи, изолированность от внешнего мира. Бесконфликтное общение членов семьи, нормальное внутрисемейное общение Бесконфликтное общение членов семьи, изолированность от внешнего мира.  
  Ж 3 тип Конфликтное отношение к семье в целом, разобщенность членов семьи. - - Курит не реже 1-2 раз в день
  Ж 1 тип Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение к членам семьи. Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи. Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи.  
  М 1 тип Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение к членам семьи. Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи. Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи  
  М 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между родителями и детьми. Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение к членам семьи, ослабленность эмоциональных контактов между родителями и детьми.    
  М 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение ко всем членам семьи Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи.    
  М 1 тип Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, ощущение собственной значимости Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи. Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение ко всем членам семьи  
  М 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, изолированность семьи от внешнего мира Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей в семье    
  М 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи.    
  М 1 тип Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, сильная эмоциональная близость Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, сильная эмоциональная близость   Курит не реже 1-2 раз в день
  М 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей в семье Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи    
НЕПРИНЯТЫЕ
  Ж 2 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи Бесконфликтное общение членов семьи, ослабленность эмоциональных связей    
  М 3 тип Конфликтное отношение к семье в целом, разобщенность членов семьи, изолированность семьи     Курит не реже 2-3 раз в день, употребляет алкоголь не реже 1-2 раз в месяц
  М 4 тип Неконфликтное отношение к семье в целом, ослабленность эмоциональных связей между членами семьи Бесконфликтное общение в семье, сильные эмоциональные связи между членами семьи    

Выводы.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ научной литературы позволил рассмотреть сущность таких понятий как «аддиктивное поведение», «профилактика», «воспитательный потенциал семьи». Так под «аддиктивным поведением» понимается один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. «Профилактика» определяется как система мер, направленных: на охрану здоровья; на предупреждение возникновения и распространения болезней; на улучшение физического развития населения; на сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия. «Воспитательный потенциал семьи» - это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка.

2. Существуют различные подходы к определению факторов, влияющих на возникновение аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Проанализировав основные подходы, можно выделить 3 группы:

а) биологические (хронические болезни, генетическая предрасположенность);

б) психологические (индивидуальные особенности подростков);

в) социальные (неинтегрированность в группу сверстников, нарушение гармонии в детско-родительских отношениях).

А также некоторые учёные выделяют ряд факторов, связанных с влиянием воспитательного потенциала семьи на возникновение аддиктивного поведения у подростков. К таким факторам можно отнести неполный состав семьи; дефицит времени на воспитание, внутрисемейное общение ввиду загруженности родителей на работе; недостаточный уровень педагогической подготовки родителей и незнание возрастных психологических и индивидуально-типических особенностей подростков и адекватных им методов воспитательного воздействия и др.

3) В ходе исследования было выявлено 5 типов семей по степени выраженности профилактического потенциала (по степени защиты подростка от аддиктивных агентов), обладающих разным уровнем воспитательного потенциала:

1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики (высокий уровень воспитательного потенциала);

2) семья иммунизирующая, укрепляющая (высокий уровень воспитательного потенциала);

3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков, алкоголя…; (средний уровень воспитательного потенциала)

4) семья гипопротекторная, гиперопекающая; (средний уровень воспитательного потенциала)

5) семья, не способная выполнять защитную функцию (низкий уровень воспитательного потенциала).

4. Проведенное исследование с целью выявления уровня воспитательного потенциала семьи и использования его в профилактике аддиктивного поведения подростков позволило сделать вывод о том, что не во всех семьях воспитательный потенциал находится на достаточном уровне, поэтому они не могут активно влиять на профилактику зависимостей подростков. Необходимо применять различные формы и методы взаимодействия с семьёй, в соответствии с типом семьи с целью повышения уровня воспитательного потенциала и его эффективного использования в профилактике зависимостей подростков.

5. Проведение экспериментального исследования позволило изучить типы семей по степени защиты подростков от аддиктивных агентов, уровень воспитательного потенциала семей, наличие зависимостей у испытуемых, особенности детско-родительских отношений. На основе результатов исследования была разработана программа социально – педагогического сопровождения использования воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков. Программа реализовывалась поэтапно, по определенному алгоритму.

После частичной реализации программы была осуществлена повторная диагностика, результаты которой, продемонстрировали, положительную тенденцию в изменении типов семей, уровня воспитательного потенциала, детско – родительских отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наше исследование было посвящено изучению использования воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков.

Проблема аддиктивного поведения подростков в последнее время приобрела особую актуальность в связи с её масштабами. С целью препятствования возникновению зависимого поведения должна проводиться профилактика. Как один из основных институтов социализации семья должна взять на себя большую часть профилактической работы. Родители могут и должны быть успешным примером идеи здорового и гармоничного развития детей, предупреждающего их обращения к психоактивным веществам. К сожалению, современные семьи обладают недостаточно высоким уровнем воспитательного потенциала. Родители не всегда обладают необходимыми педагогическим навыками, не умеют правильно выстраивать отношения с детьми, что ведёт к нарушению детско – родительских отношений. А ведь именно семья может и должна оказывать помощь и поддержку подростку, оказавшемуся в трудной ситуации.

Результаты проведённого нами исследования позволили сделать вывод о том, что существует зависимость между уровнем воспитательного потенциала семьи и успешностью профилактики аддиктивного поведения подростков. Высокий уровень воспитательного потенциала семьи позитивно влияет на профилактику аддиктивного поведения подростков.

Для того, чтобы поддерживать высокий уровень воспитательного потенциала семей необходимо реализовывать программы, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями. Необходимо осуществлять психолого – педагогическое информирование родителей, используя в работе с ними интерактивные методы. Результаты проведённого экспериментального исследования свидетельствуют о том, что применение таких методов способствует более эффективному обучению родителей новым способам общения с детьми, гармонизации детско – родительских отношений. И как следствие, повышается уровень воспитательного потенциала семей, от которого зависит эффективность профилактики аддиктивного поведения подростков.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Абдиров Н.М., Иктынбаев М.К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения / Н.М. Абдиров, М.К. Иктынбаев. – Караганда, 2001.

2) Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Прогресс, 2004.

3) Баерунас З.В. Опыт социально-педагогического исследования подростка-правонарушителя / З.В. Баерунас. – М., 1990.

4) Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.Н. Назаров. – М.:МПА, 2001.

5) Березин С.В., Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – М., 2002.

6) Василькова Ю.В. и Василькова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Ю.В. Василькова, М.А. Василькова. – М.: Academia, 2000.

7) Владимирова С.Н. Воспитательный потенциал в социализации детей / С.Н. Владимирова // Педагогика. 1999. № 4.

8) Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность / И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин, под ред. Я. Глинского. – СПб.: Медицинская пресса, 2001.

9) Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев. – М.,1999.

10) Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности / И.В Гребенников. – М.: Знание, 1999.

11) Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002.

12) Дунаева Л.П. Формирование положительных отношений между педагогически запущенными подростками и родителями. – В сб.: Воспитательные возможности семьи / Л.П. Дунаева под ред. А.М. Низовой. – М.: Просвещение, 1998.

13) Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек / Н.И. Еременко. – М.: Глобус, 2007.

14) Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М., 2003.

15) Ковалёв С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалёв. – М.: Педагогика, 1996.

16) Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989.

17) Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко – Новосибирск, 1996.

18) Кукушкин В.С. Коррекционная педагогика / В.С. кукушкин – Ростов-на Дону,2004.

19) Левицкий К. Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях / К.Е. Левицкий. — Самара, 2000.

20) Леус Э.В. Психологическое сопровождение трудных подростков / Э.В. Леус – Архангельск,2006.

21) Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики среди младших школьников / И.В. Лысенко. - С-Пб.: Образование-культура, 1999.

22) Макеева А.Г. Педагогическая профилактика табакокурения в школе / А.Г. Макеева. - М.: «Сентябрь», 2006.

23) Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

24) Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

25) Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – URL: www.MedBookAide.ru. Дата обращения: 04.11.2009.

26) Мещеряков Б.А., Зинченко В.Н. Большой психологический словарь / Б.А. Мещеряков, В.Н. Зинченко. – М.,2004.

Минин К.Р. Мир без наркотиков: Методические рекомендации для педагогов, психологов, организаторов профилактических мероприятий -URL: http://www.narcom.ru/parents/agit/3.html. Дата обращения: 15.10.2010.

28) Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну / А.В.Надеждин. – М.: «Просвещение»,2000.

29) Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М., 2000.

30) Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. 2009. № 1.

31) Педагогическая психология / Под ред.Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2006.

32) Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребёнка в современной семье / М.В. Покатаева // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.

33) Психолого-педагогические аспекты профилактики зависимостей у школьников. – Ростов – на - Дону: ИПК и ПРО,2000.

34) Психолого – педагогические проблемы семейного воспитания / Под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилёв, 1997.

35) Рамина Е.В. Работа с родителями / Е.В. Рамина. – Мн.: Экоперспектива, 2003.

36) Рыбакова Л. О роли семьи в профилактике подростковой наркомании - URL: http://www.narcom.ru. Дата обращения: 10.02.2009.

37) Сенько В.Г. Учителя и родители / В.Г. Сенько. – Мн.: Красико – Принт, 1999.

38) Сикорова В.И. Общение в семье как фактор формирования личности. - В сб.: Воспитательные возможности семьи / В.И. Сикорова под ред. А.М. Низовой. – М.: Просвещение, 1998.

39) Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сирота Н.А., В.М. Ялтонский. – М.: Академия, 2005.

40) Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностика / Л.Н. Собчик. - СПб.:2004.

41) Студенте А.Я. Об изучении воспитательного потенциала семьи. - В сб.: Воспитательные возможности семьи / А.Я. Студенте под ред. А.М. Низовой. – М.: Просвещение, 1998.

42) Спиваковская А.С. Детско – родительские отношения / А.С. Спиваковская. – СПб., 2005.

43) Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: Учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета по выявлению зависимостей (никотиновой)

 

Имя________ Фамилия___________

 

Дата рождения_______________

 

Класс______ школа_______________________

 

Дорогой друг! Мы просим тебя ответить на вопросы этой анкеты. Для того, чтобы исследования прошли успешно, очень важно, чтобы ты отвечал на каждый вопрос открыто и свободно.

 

1) Будете ли Вы искренни при ответах на вопросы?

2) Пробовали ли Вы когда – нибудь курить?

3) Кто вам предложил попробовать курить?

4) Какие ощущения испытывали после выкуривания сигареты?

5) Курите ли Вы сейчас?

6) В каком возрасте узнали о сигаретах?

7) Где вы берете сигареты?

8) Как часто Вы курите?

9) Знают ли ваши родители, что Вы курите?

10) Какое количество сигарет Вы выкуриваете за сутки?

11)Как Вы отнесётесь к тому, если ваш друг, подруга начнёт курить?

12)Считаете ли Вы, что курение опасно для здоровья?

13)Думали ли Вы о том, чтобы не курить?

14) Хотели бы Вы освободиться от никотиновой зависимости?

15) Вы честно и искренне отвечали на вопросы?

 

Приложение Б

 

Анкета по выявлению зависимостей (наркотической)

 

Имя_______ Фамилия________

 

Дата рождения___________

 

Класс_______ Школа________________ Дата проведения_____________

 

 

Дорогой друг! Мы просим тебя ответить на вопросы этой анкеты. Для того, чтобы исследования прошли успешно, очень важно, чтобы ты отвечал на каждый вопрос открыто и свободно.

 

1. Будете ли Вы искренни при ответах на вопросы?

2. В каком возрасте впервые узнали о существовании наркотических веществ?

3. От кого узнали о существовании наркотических веществ?

4. Как Вы отнеслись к информации о наркотических веществах?

5. Пробовали ли Вы какие-нибудь наркотические вещества?

6. Кто вам предложил попробовать наркотические вещества?

7. Какие ощущения испытывали после употребления наркотических веществ?

8. Сейчас употребляете ли Вы наркотические вещества?

9. Какие наркотические вещества Вы употребляете?

10. Где Вы берёте наркотические вещества?

11. Как часто употребляете наркотические вещества? (ежедневно, раз в неделю…др)

12. В каких количествах употребляете наркотические вещества?

13. В какое время дня употребляете наркотические вещества?

14. С кем обычно употребляете наркотические вещества? (подруги, друзья, знакомые…)

15. Как Вы отнесётесь к тому, что ваш друг (подруга) будут употреблять наркотические вещества?

16. Считаете ли Вы, что употребление наркотических веществ опасно для здоровья?

17. Думали ли Вы о том, чтобы не употреблять наркотические вещества?

18. Хотели бы Вы освободиться от зависимости от наркотических веществ?

19. Вы честно и искренне отвечали на вопросы?


Приложение В

Анкета по выявлению зависимостей (алкогольной)

 

Имя________ Фамилия___________

 

Дата рождения_______________

 

Класс______ школа_______________________

 

 

Дорогой друг! Мы просим тебя ответить на вопросы этой анкеты. Для того, чтобы исследования прошли успешно, очень важно, чтобы ты отвечал на каждый вопрос открыто и свободно.

 

1) Будете ли Вы искренни при ответах на вопросы?

2) Пробовали ли Вы когда – нибудь алкогольные напитки?

3) Кто вам предложил попробовать алкоголь?

4) Какие ощущения испытывали после употребления алкоголя?

5) Употребляете ли Вы алкоголь сейчас?

6) В каком возрасте узнали об алкоголе?

7) Где вы берете алкоголь?

8) Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

9) Знают ли ваши родители, что Вы употребляете алкоголь?

11)Как Вы отнесётесь к тому, если ваш друг, подруга начнёт употреблять алкоголь?

12)Считаете ли Вы, что алкоголь опасен для здоровья?

13)Думали ли Вы о том, чтобы прекратить употреблять алкоголь?

15) Вы честно и искренне отвечали на вопросы?


Приложение Г

Анкета по выявлению типов семей в соответствии с уровнем профилактического и воспитательного потенциала

 

Имя________ Фамилия___________

 

Дата рождения_______________

 

Класс______ школа_______________________

 

Дорогой друг! Мы просим тебя ответить на вопросы этой анкеты. Для того, чтобы исследования прошли успешно, очень важно, чтобы ты ответил на каждый вопрос.

1. Будете ли Вы искренни при ответах на вопросы?

а) да

б) нет

2. Вы много времени проводите с родителями?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

3. Знают ли Ваши родители о том, как Вы проводите свободное время?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

4. Ваши родители беседуют с Вами о вреде наркотиков?

а) да

б) нет

5. Вы часто конфликтуете с родителями?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

6. Ваши родители относятся к употреблению алкоголя?

а) отрицательно

б) положительно

в) равнодушно

7. Ваши родители считают, что Вы сами имеете право решать курить вам или нет?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

8. Родители наказывают Вас физически?

а) да

б) нет

9. Ваши родители позволяют Вам самим решать, как Вы проведёте свободное время?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

10. Свободное время Вы стараетесь проводить с друзьями?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

11. Ваши родители беседуют с Вами о вреде никотина?

а) да

б) нет

12. Знают ли Ваши родители о том, что Вы курите?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

13. Если Ваши родители знают о том, что Вы курите, как они к этому относятся?

а) отрицательно

б) положительно

в) равнодушно

14. Ваши родители знают всех Ваших друзей?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

15. Ваши родители беседуют с Вами о вреде алкоголя?

а) да

б) нет

16. Перед тем как что-либо сделать вы всегда советуетесь с родителями?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

17. Если Ваши родители знают о том, что Вы употребляете алкоголь, как они к этому относятся?

а) отрицательно

б) положительно

в) равнодушно

18. Всё что Вы захотите – закон для Ваших родителей?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

19. Родители наказывают Вас морально (игнорируют Вас, не разрешают что-либо)?

а) да

б) нет

20. Предлагали ли Ваши родители Вам попробовать алкоголь?

а) да

б) нет

21. Всегда ли о Вашем местонахождении знают родители?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

22. Знают ли Ваши родители о том, что Вы употребляете алкоголь?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

23. Свободное время Вы стараетесь проводить с родителями?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

24. Часто ли бывают ли случаи, что Ваши родители принимают решение за Вас?

а) да

б) нет

25. Ваши родители относятся к курению?

а) отрицательно

б) положительно

в) равнодушно

26. Посещаете ли Вы какие-либо кружки, секции?

а) да

б) нет

27. Доверяете ли Вы родителям свои тайны, радости?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

28. В свободное время (собираясь с друзьями) Вы стараетесь покурить?

а) да

б) нет

29. Обсуждаете ли Вы с родителями возникшие проблемы в учёбе?

а) да

б) нет

30. Ваши родители относятся к наркомании?

а) отрицательно

б) положительно

в) равнодушно

31. Обсуждаете ли Вы с родителями возникшие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками?

а) да

б) нет

32. Проявляют ли родители открыто свою любовь к Вам (целуют, обнимают)?

а) да

б) нет

33. В свободное время (собираясь с друзьями) Вы пробуете алкоголь?

а) да

б) нет

34. Ваши родители не запрещают Вам неограниченно общаться со сверстниками?

а) да

б) нет

35. Ваши родители проявляют снисходительное отношение к тому, что Вы изредка курите?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

36. Ваши родители наказывают Вас, если Вы иногда не ночуете дома?

а) да

б) нет

37. Вы считаете, что употребление алкоголя – это норма жизни?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

38. Ваши родители предоставляют Вам свободу выбора друзей?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

39. Ваши родители считают, что Вы сами имеете право решать употреблять вам алкоголь или нет?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

40. Ваши родители проявляют снисходительное отношение к тому, что Вы прогуливаете уроки в школе?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

41. Предлагали ли Ваши родители Вам попробовать покурить сигареты?

а) да

б) нет

42. Ваши родители начинают искать Вас, звонить, если Вы вовремя не приходите домой?

а) да

б) нет

43. Вы были искренни при ответах на вопросы?

а) да

б)нет






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных