Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Эволюции в управление.
Школа научного управления и ее представители. Административная (классическая) школа и ее представители. Школа человеческих отношений и ее представители. Школа поведенческих наук и ее представители. Школа науки о поведении.
Этапы развития менеджмента
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в трёх формах деятельности общества: политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), экономической (необходимость изыскания ресурсов, их производства и распределения), оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В целом в истории менеджмента можно выделить следующие основные моменты.
Периоды
| Особенности
| I. Древний период
(7-9 век до н. э. – 18 век)
| Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей.
Сократ –дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления.
Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления.
А. Македонский – развил теорию и практику управления войском.
| II.Индустриальный период
(18 век – 19 век)
| Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства.
Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих.
| III. Период систематизации
(к. 19в. – н. 1960г.)
| Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры.
Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда.
Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию.
| IV. Информационный период
(1960 г. – по наши дни)
| Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически.
Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны.
Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации.
| В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют три периода развития управления.
Традиционное управление
| Управление промышленной стадии
| Управление постиндустриальной стадии
| Управление строится в зависимости от возможностей человека, так как именно человек находится в центре производственного процесса. Характерно для начального этапа развития производства.
| Человек выступает в качестве приложения к механизмам, технологиям и является в первую очередь специалистом по приведению в действие технических средств, а не человеком с присущими ему свойствами и качествами.
| Человек выходит из подчинения машине и начинает управлять ею. Значимость человека становится огромной.
|
Классификация подходов и школ менеджмента
Все учения об управлении можно разбить на две группы – одномерные и синтетические.
Одномерные учения разработаны применительно к одному из следующих факторов: задачи управления, человек, управленческая деятельность.
Школы
| Представители
| Заслуги
| 1. Школа научного управления
(1885 - 1920)
| Ф. У. Тейлор
Френк и Лилия Гилбрет
Генри Гантт
| Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда.
| 2. Классическая (административная) школа в управлении
(1920 - 1950)
| Анри Файоль
М. Вебер
Ф. У. Тейлор
Гилбрет Муни
| Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех управления:
Специализация (способствует повышению уровня и качества работы);
Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность);
Дисциплина (уважение к правилам организации);
Единоначалие (подчинённость только одному руководителю);
Единство направлений для всех работников (общий план);
Подчинение индивидуальных интересов общим;
Вознаграждение персонала;
Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства);
Установление цепей следования команд;
Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации);
Равенство (справедливый подход к рабочим);
Стабильность персонала;
Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи);
Корпоративный дух (дух единства.)
Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории:
Функциональная специализация;
Иерархическая система власти;
Использование системы правил и норм;
Определение прав и обязанностей работников;
Отсутствие личностного начала;
Стратегия пожизненного найма.
| 3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).
(1930 - 1950)
| Мейо
А. Маслоу
Мак - Грегори
| Данная школа перенесла центр тяжести в управлении с задач на человека.
Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль.
Управление должно вестись на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих методов мотивации.
Предложил иерархическую теорию потребностей:
- физиологические;
- в безопасности;
- социальные;
- в уважении;
- в самовыражении.
Теория «Х» и «Y»
Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять.
Теория «Y»: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде.
| Модели менеджмента
Японская модель
| Американская модель
| 1. Философия фирмы
| Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»
| Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.
| 2. Цели фирмы
| Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.
| Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.
| 3. Организационная структура управления
| Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.
| Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.
| 4. Наём и кадровая политика
| Широко используется труд выпускников вузов и школ.
Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства.
Продвижение по службе с учётом выслуги лет.
Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.
| Наём работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.
Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.
При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность.
Индивидуальная оценка и аттестация работников.
Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работников.
| 5. Организация производства и труда
| Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства.
Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов.
Работа групп качества и осуществление жёсткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы.
Обязанности между работниками строго не распределены.
Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке».
| Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой.
Работники выполняют работы на основе чёткого исполнения должностных инструкций.
Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации.
Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.
| 6. Стимулирование работников
| При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год.
Выплаты льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское образование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.
| Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.
| 7. Финансовая политика
| Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно.
Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования.
Широкое привлечение заёмных средств.
| Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями.
Расширение производства за счёт покупки (поглощения, слияния) других корпораций.
Самофинансирование корпораций.
|
4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук
(1950 – по настоящее время)
| Крис Арджирис
Лайкерт
Мак – Грегори
Герцберг
| Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
| Синтетические учения рассматривали управление как комплексное и изменяющееся явление.
Подход
| Представители
| Заслуги
| Системный подход.
| П. Друкер
| Организация является сложной социотехнической системой, объединяющей цели, ресурсы, процессы и поэтому необходимо учитывать взаимодействие всех её факторов.
Концепция управления по целям (управление начинается с установления целей и лишь потом переходят к разработке функций и процессов). Идея самоуправляющегося трудового коллектива, когда на предприятии выбирается совет из рабочих и служащих, решающий вопросы социальной жизни предприятия. Ведущая роль профессиональных менеджеров в развитии бизнеса и общества.
| Ситуационный подход.
| У. Оучи
| Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга, поэтому при принятии решения и выборе стиля управления необходимо исходить из действительной ситуации.
Человек является основой любой организации и от него в первую очередь зависит её успех. В 1981г. разработал «теорию Z». Основные положения:
Долгосрочный набор кадров;
Групповое принятие решения;
Индивидуальная ответственность;
Постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение;
Неспециализированная карьера;
Всесторонняя забота о работниках.
| Процессный подход.
| А. Файоль
Мескон
| Управление рассматривается как цепь неразрывно связанных последовательных действий. Процессный подход ярко прослеживается в выполнении основных функций управления: планирование – организация – мотивация – контроль.
«Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Процессный подход к управлению – подход…, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».
| Рационалистический подход.
|
| Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приёмов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей – при недовыполнении нормы и значительно большей – при её перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|