Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюции в управление.

 

Школа научного управления и ее представители. Административная (классическая) школа и ее представители. Школа человеческих отношений и ее представители. Школа поведенческих наук и ее представители. Школа науки о поведении.

Этапы развития менеджмента

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в трёх формах деятельности общества: политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), экономической (необходимость изыскания ресурсов, их производства и распределения), оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В целом в истории менеджмента можно выделить следующие основные моменты.

Периоды Особенности
I. Древний период (7-9 век до н. э. – 18 век) Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей. Сократ –дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления. Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления. А. Македонский – развил теорию и практику управления войском.
II.Индустриальный период (18 век – 19 век) Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства. Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих.
III. Период систематизации (к. 19в. – н. 1960г.) Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры. Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда. Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию.
IV. Информационный период (1960 г. – по наши дни) Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически. Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны. Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации.

В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют три периода развития управления.

Традиционное управление Управление промышленной стадии Управление постиндустриальной стадии
Управление строится в зависимости от возможностей человека, так как именно человек находится в центре производственного процесса. Характерно для начального этапа развития производства. Человек выступает в качестве приложения к механизмам, технологиям и является в первую очередь специалистом по приведению в действие технических средств, а не человеком с присущими ему свойствами и качествами. Человек выходит из подчинения машине и начинает управлять ею. Значимость человека становится огромной.

 

Классификация подходов и школ менеджмента

Все учения об управлении можно разбить на две группы – одномерные и синтетические.

Одномерные учения разработаны применительно к одному из следующих факторов: задачи управления, человек, управленческая деятельность.

 

Школы Представители Заслуги
1. Школа научного управления (1885 - 1920) Ф. У. Тейлор Френк и Лилия Гилбрет Генри Гантт Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда.
2. Классическая (административная) школа в управлении (1920 - 1950) Анри Файоль М. Вебер Ф. У. Тейлор Гилбрет Муни   Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех управления: Специализация (способствует повышению уровня и качества работы); Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность); Дисциплина (уважение к правилам организации); Единоначалие (подчинённость только одному руководителю); Единство направлений для всех работников (общий план); Подчинение индивидуальных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства); Установление цепей следования команд; Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации); Равенство (справедливый подход к рабочим); Стабильность персонала; Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи); Корпоративный дух (дух единства.) Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории: Функциональная специализация; Иерархическая система власти; Использование системы правил и норм; Определение прав и обязанностей работников; Отсутствие личностного начала; Стратегия пожизненного найма.
3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). (1930 - 1950) Мейо А. Маслоу Мак - Грегори   Данная школа перенесла центр тяжести в управлении с задач на человека. Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль. Управление должно вестись на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих методов мотивации. Предложил иерархическую теорию потребностей:
  1. физиологические;
  2. в безопасности;
  3. социальные;
  4. в уважении;
  5. в самовыражении.
Теория «Х» и «Y» Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять. Теория «Y»: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде.

Модели менеджмента

Японская модель Американская модель
1. Философия фирмы
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.
2. Цели фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы. Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.
3. Организационная структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.
4. Наём и кадровая политика
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учётом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме. Наём работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работников.
5. Организация производства и труда
Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп качества и осуществление жёсткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке». Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе чёткого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.
6. Стимулирование работников
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год. Выплаты льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское образование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др. Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.
7. Финансовая политика
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заёмных средств. Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счёт покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций.

 

4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук (1950 – по настоящее время) Крис Арджирис Лайкерт Мак – Грегори Герцберг Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Синтетические учения рассматривали управление как комплексное и изменяющееся явление.

Подход Представители Заслуги
Системный подход. П. Друкер Организация является сложной социотехнической системой, объединяющей цели, ресурсы, процессы и поэтому необходимо учитывать взаимодействие всех её факторов. Концепция управления по целям (управление начинается с установления целей и лишь потом переходят к разработке функций и процессов). Идея самоуправляющегося трудового коллектива, когда на предприятии выбирается совет из рабочих и служащих, решающий вопросы социальной жизни предприятия. Ведущая роль профессиональных менеджеров в развитии бизнеса и общества.
Ситуационный подход. У. Оучи Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга, поэтому при принятии решения и выборе стиля управления необходимо исходить из действительной ситуации. Человек является основой любой организации и от него в первую очередь зависит её успех. В 1981г. разработал «теорию Z». Основные положения: Долгосрочный набор кадров; Групповое принятие решения; Индивидуальная ответственность; Постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; Неспециализированная карьера; Всесторонняя забота о работниках.
Процессный подход. А. Файоль Мескон Управление рассматривается как цепь неразрывно связанных последовательных действий. Процессный подход ярко прослеживается в выполнении основных функций управления: планирование – организация – мотивация – контроль. «Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Процессный подход к управлению – подход…, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».
Рационалистический подход.   Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приёмов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей – при недовыполнении нормы и значительно большей – при её перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практические рекомендации. При установке термометра в перегонную колбу необходимо следить за правильностью его расположения | Характер, его свойства и структура.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных