Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общественные блага.




Существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких трансакционных издержек. Речь идет об общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении, таблица «Типы благ».

 

Таблица. Типы благ.

  Объект соперничества  
Да   Нет
Исключительность Да Частные блага одежда мороженое популярные платные дороги Естественные монополии пожарная охрана кабельное телевидение непопулярные платные дороги
Нет Общие ресурсы рыба в море окружающая среда перегруженные бесплатные дороги Общественные блага знания национальная оборона бесплатные дороги с нормальным движением

 

Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами, например, национальная оборона, городское освещение, маяки, вакцинация населения, научные знания (при бесплатном образовании), законотворческая деятельность, общественный порядок и т. д.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». Свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ порождает положительные экстерналии. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк.

Принято различать чистые общественные блага от смешанных. Чистые общественные блага обладают ярко выраженными свойствами, как неисключаемость и неконкурентность. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее, например, перегруженные платные автодороги. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе.

Производство общественных благ является важнейшей функцией государства. Принимая на себя финансирование общественных благ, государство решает проблему минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации, проблему безбилетника, проблему неделимости блага и др.

Так как положительные экстерналии представляют собой общественные блага, государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и большинство в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

Отрицательные внешние эффекты порождают проблему, известную под названием «Трагедия общинных земель». Например, если один человек использует общий конкурентный ресурс (грибы, ягоды, вода, рыба, дикие животные и т. п.), то он уменьшает его потребление другими людьми, а отрицательный внешний эффект приводит к нерациональному использованию ресурсов.

Правительство может решить проблему ограничения доступности общего ресурса с помощью прямого регулирования или введения специального налога. Иногда в качестве альтернативы правительство превращает общий ресурс в частный товар. Данное правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляются об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими».

Когда отсутствует собственник, обладающий правом законного контроля над товаром определенной ценности, тогда рынок не способен эффективно распределять ресурсы и достигать Парето-эффективного состояния в обществе. Если отсутствие прав собственности приводит к фиаско рынка, за устранение проблем берется государство.

 

Роль государства

Современное общество не может обойтись без государства, т. к. на государство возложена важнейшая функция − оптимизация двух различных механизмов производства и распределения частных и общественных благ.

К основным функциям государства относятся:

ü обеспечение правовой и социальной среды в обществе;

ü перераспределение доходов;

ü регулирование занятости и уровня инфляции;

ü стимулирование экономического роста;

ü эффективная внешняя политика и т.п.

Следует заметить, что достижение социальной справедливости и экономической эффективности – достаточно противоречивые цели: увеличение социальной справедливости может привести к снижению экономической эффективности и наоборот. Поэтому государству постоянно приходиться искать оптимальное сочетание этих двух противоположных устремлений. Государство в своей деятельности использует правовые, административные и экономические инструменты.

К правовым инструментам относятся законодательное регулирование форм и прав собственности, функционирования предприятий, заработной платы, условий труда, социального обеспечения и т.д.

К административным инструментам относятся: антимонопольные меры; внедрение обязательных стандартов (экологических, санитарных); определение минимума заработной платы и т. д.

Государство применяет методы прямого экономического регулирования путем целевого финансирования, осуществления дотаций предприятиям, государственных закупок, деятельностью государственного сектора экономики.

Косвенное государственное экономическое регулирование заключается в проведении денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг), бюджетно-налоговой политики, ускоренной амортизации, стимулировании экспорта и т. п.

Государственное вмешательство в экономику страны может порождать непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весьма высока, т. к. государство оперирует различными инструментами − административными, правовыми, экономическими − и просчитать последствия от их использования становиться очень проблематично.

Следует признать, что рынок и государственное управление экономикой − два несовершенных механизма организации хозяйственной жизни, поэтому выбор между рынком и государством не есть выбор между совершенством и несовершенством, а скорее это выбор между двумя несовершенными альтернативами. Найти их оптимальное сочетание для данного исторического момента является делом гениального политика.

 

 

Часть III

Макроэкономика

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных