Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Указания к выполнению контрольной работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный аграрный университет»

 

Кафедра лесоводства и

ландшафтного дизайна

 

Б2.В.4 ГЕНЕТИКА

 

Методические указания

к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальность

250100 Лесное дело

 

Уфа 2012

 

 

УДК 378.147:630*165.3

ББК 74.58.43.1

Т 41

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства для студентов очной и заочной форм обучения (протокол № 6 от 5 марта 2010 г.)

 

Составитель: профессор Янбаев Ю.А.

ассистент Мартынова М.В.

Рецензент: доцент кафедры селекции и семеноводства Полякова Г.Н.

 

Ответственный за выпуск:

зав. кафедрой лесоводства и ландшафтного дизайна доцент Сабирзянов И.Г.

 

г. Уфа: БГАУ, кафедра лесоводства и ландшафтного дизайна

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение контрольной работы по генетике способствуют усвоению теоретического материала, углублению знаний по основным разделам курса, формируют логическое мышление. Контрольная работа включает в себя теоретические вопросы по основным разделам курса и задачи для решения.

Цель контрольной работы – закрепление теоретического материала, усвоение генетической терминологии, проверка полученных знаний.

Указания к выполнению контрольной работы

По курсу предусматриваются следующие виды учебной работы: 1) самостоятельная проработка учебных пособий и другой специальной литературы; 2) консультации преподавателей; 3) лекции и лабораторные занятия во время сессии; 4) выполнение контрольной работы.

Контрольная работа состоит из ответов на 3 вопроса и решения 2 задач по различным разделам дисциплины. Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант, который выдает преподаватель. Студент-заочник, зная номер своего варианта, по таблице находит номера соот­ветствующих вопросов и задач. В контрольной работе обязательно нужно указать вариант и полный текст каждого вопроса и задачи. Работа оформляется в соответствии с СТП 0493582-003-2000 "Стандарт предприятия. Самостоятельная работа студента". С правой стороны страницы оставляются поля шириной не менее 3 см для замечаний преподавателя. Ответы должны быть конкретными и четкими при необходимости иллюстрированы рисунками и формулами. В конце работы указывается библиографический список использованной литературы.

 

Таблица Варианты контрольной работы

№ варианта №№ теоретических вопросов №№ задач № варианта №№ теоретических вопросов №№ задач
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6   8 9 10 11 12
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Теоретические вопросы

1. Предмет генетики, ее задачи и методы, генетика лесных растений.

2. Понятие о наследственности. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

3. Внутривидовая изменчивость и ее формы по С.А. Мамаеву.

Внутривидовые таксоны по Л.Ф. Правдину.

4. Роль клеточных структур в передаче наследственной информации.

5. Митоз. Фазы и генетическое значение митоза.

6. Мейоз. Первое и второе деление, их генетическое значение.

7. Морфология и структура хромосом.

8. Видовая специфичность кариотипа. Кариологические исследования лесных видов.

9. Строение и функции ДНК.

10. Генетический код.

11. Генетический контроль биосинтеза белка.

12. Строение и роль РНК в передаче в передаче наследственной информации.

13. Законы Г.Менделя.

14. Особенности метода Г.Менделя при изучении закономерностей наследования. Моногибридное скрещивание.

15. Закономерности наследования при доминировании признаков. Наследование при неполном доминировании.

16. Анализирующее и возвратное скрещивание.

17. Наследование при дигибридном скрещивании.

18. Полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

19. Типы неаллельного взаимодействия генов.

20. Основы хромосомной теории наследственности.

21. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом.

22. Кроссинговер.

23. Генетические и цитологические карты хромосом.

24. Гетерозис. Определение, типы и теории гетерозиса.

25. Неядерная наследственность. Ее проявление у древесных видов.

26. Онтогенетическая изменчивость. Этапы онтогенеза.

27. Спонтанный мутационный процесс и его причины. Искусственный мутагенез.

28. Классификация мутаций по характеру изменения генетических структур, фенотипическому проявлению.

29. Мутагенные факторы.

30. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

31. Биологическая сущность полиплоидии. Использование полиплоидов в лесном хозяйстве.

32. Классификация полиплоидов. Полиплоидные ряды. Распространенность полиплоидов в природе.

33. Условия возникновения и методы получения полиплоидов.

34. Основные черты популяции как генетического резерва вида.

35. Закон Харди-Вайнберга.

36. Факторы генетической динамики популяций.

37. Панмиксия. Типы нарушения панмиксии.

38. Методы сохранения генофонда лесных фитоценозов.

39. Генная инженерия. Транспозоны, плазмиды, трансдуцирующие фаги.

40. Клеточная инженерия растений. Микроклональное размножение древесных видов.

 

Задачи

1. У гибридного тополя пирамидальная форма кроны (А) доминирует над
раскидистой (а), гладкие листья (В) - опушенными (в). Определить внешний вид деревьев тополя в следующих скрещиваниях:

а) АаВВ х аавв;

б)АаВв х АаВВ.

2. У гибридного тополя пирамидальная форма кроны доминирует над
раскидистой, гладкие листья (В) над опушенными (в). Деревья тополя с
раскидистой кроной и опушенными листьями при скрещивании с
пирамидальным гладколистным тополем дали 32 пирамидальных
гладколистных и 33 пирамидальных опушеннолистных деревьев.
Определить генотип родителей.

3. Результаты исследований показали, что сосна на обследуемом участке представлена растениями с плоским и с крючковатый апофизом шишек, причем последние составляли 25 %. Установлено, что признак плоского апофиза шишек доминирует над крючковатым. Вычислите частоты доминантного и рецессивного генов в популяции и определите ее генотипическую структуру.

4. Вычислить частоту (р) аллеля А и частоту (q) аллеля а в следующих: популяциях:

а) АА=49%, Аа =42%, аа=9%;

б) АА=64%, Аа=32%, аа=4%.

5. Вычислить частоты генотипов АА, Аа и аа (в %), если гомозиготные
особи аа составляют в популяции 1%.

6. В выборке, состоящей из 84000 сеянцев сосны, 210 растений оказались
альбиносами, т,к. у них рецессивные гены (rr) находятся в гомозиготном
состоянии. Определить частоты аллелей R и r частоту гетерозиготных
растений, несущих признак альбинизма.

7. У розы собачьей белая окраска цветка (R) не полностью доминирует над
красной (r). Нормальная форма цветка (N) доминирует над пилорической
(n). Определить генотипы и фенотипы потомства от скрещивания RrNn x

Rrnn.

8. Сколько и какие типы гамет образует растение генотипа АаВвСсDd?

9. Сосна с плоским апофизом шишек (А) и черными семенами (B) -доминантные признаки - скрещена с сосной, имеющей крючковатый апофиз (а) и белые семена (в) - рецессивные признаки. Определить генотипы и фенотипы в потомстве от скрещивания: АаВВ х АаВв.

10. У облепихи шаровидная форма плодов А доминирует над овальной а, желтая окраска плодов В - оранжевой в и зеленая окраска цветков С - белой с. Определить фенотипы и генотипы потомства от скрещивания: ААВВСс х АаВвСС.

11. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы:

а)АаВвСс;

б)AABbCCDd.

12. Ген карликовости ели канадской доминирует над геном нормального роста. Каковы генотипы исходных форм, если в потомстве идет расщепление по генотипу 1: 1?

13. В браке двух нормальных родителей рождается ребенок альбинос.

Какова вероятность того, что.следующий ребенок будет альбиносом?

14. Короткопалость доминантный признак. Сколько детей (в %) будут иметь этот дефект в семьях, где:

а) оба родителя гетерозиготные по данному гену;

б) один гомозиготен по признаку короткопалости, другой гетерозиготен?

15. Повислая форма кроны березы доминирует над овальной. Определить
результат скрещивания между собой двух представителей с овальной
кроной.

16. Береза пушистая (Betula pubescens Ehrh.) представляет собой дерево с широковетвистой кроной и листьями яйцевидной формы. При скрещивании двух таких деревьев в потомстве было получено 1/16 растений, характеризующихся колонновидной формой (f. fastigiata hort.) и крапиволистностью (f. urticifolia (Loud) Chelle.). Напишите генотип родителей и потомков с помощью решетки Пеннета. Как проверить, в гомо- или гетерозиготном состоянии находятся родительские особи?

17. У лиственницы фиолетовый цвет шишек доминирует над зеленым.
Определить:

а) генотипы и фенотипы гибридов в F1 у гомозиготных родителей;

б) генотип и фенотип гибрида от скрещивания фиолетовошишечного
представителя F2 с представителем F1?

18. Определить характер расщепления гибридов второго поколения у туи

западной при скрещивании двух растений, одно из которых гомозиготно по зеленой окраске хвои, а другое имеет желтую окраску. У туи зеленая

окраска хвои (А) доминирует над желтой (в).

19. Плакучая форма у акации желтой (Caragana arborescens Lam. f. Pendula carr.) наследуется по рецессивному типу.

а) Написать генотип плакучей формы.

б) Указать какая форма кроны будет у потомства при скрещивании растений с плакучей и раскидистой кроной. Какие варианты при этом возможны?

20. Красная окраска (А) шишек ели доминирует над зеленой (а). При

скрещивании двух форм в F1 половина гибридов имела зеленую окраску

шишек. Определить генотип родительских форм, привести схему скрещивания.

21. У черешчатого дуба эллиптическая (А) форма желудей доминирует над
бочковидной (а). Напишите генотипы всех ратаний в следующих
скрещиваниях:

а) эллиптическая х бочковндная - все потомки эллиптические;

б) эллиптическая х бочковидная - половина потомков эллиптическая;

в) бочковидная х бочковидная - потомки только бочковидные.

22. Красноцветковое растение розы собачьей скрещено с белоцветковым,
Определить фенотипы:

а) потомства от возвратного скрещивания растения F1 с его белоцветковым родителем;

б) потомства от возвратного скрещивания растения F1 с его красноцветковым родителем. У розы собачьей белая окраска цветков R не полностью доминирует над красной окраской r.

23. У акации желтой при скрещивании нормального по росту растения с
карликовым в F1 получено нормальное растение. Определить потомство:

а)от самоопыления F1;

б) от скрещивания F1 с исходным нормальным;

в) от скрещивания F1 с исходным карликовым растением.

24. Дерево тополя с раскидистой кроной и опушенными листьями скрещено с гомозиготным пирамидальным гладколистным тополем. Определить генотипы и фенотипы потомства от возвратного скрещивания F1 с пирамидальным гладколистным родителем? У гибридного тополя пирамидальная форма кроны (А) доминирует над раскидистой (a), гладкие листья (В) над опушенными (в).

25. У дрозофилы серая окраска тела (G) доминирует над черной(g) нормальные крылья (L) над зачаточными (l). Определить фенотипы и генотипы потомства от скрещивания: GgLl x ggll.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СЛОВАРЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Генетика человека


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных