Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конкуренция и ее виды. Возникновение монополий. Последствия монополизации и антимонопольное законодательство.




Конкуренция (от слова «сталкиваться») – борьба за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров. К. бывает между продавцами и между покупателями. К. бывает ценовая и неценовая. При ценовой К. продавец снижает цену, чтобы увеличить объемы продаж, а покупатель повышает ее, чтобы купить нужный товар. Но ценовая К. пред-ям не выгодна. Чаще используют неценовую К. методы ее: реклама, дизайн, предоставление доп. услуг. Незаконные: лишение конкурента рынков сырья и сбыта, антиреклама, порча товара. В ходе К. пред-тия вынуждены улучшать качество, снижать издержки, а для этого использовать концентрацию и централизацию капитала. Концентрация капитала – это увеличение капитала пред-тия за счет собственной прибыли, кредитов, выпуска и продажи ценных бумаг. Централизация капитала – это объединение нескольких капиталов в один. В результате появляются крупные пред-тия или союзы пред-тий и возникает монополия. Монополия–это фирма (пред-тие или объединение пред-тий), кот. является основным продавцом какого-либо товара на рынке. Формы монополистических союзов: картель ( сговор пред-тий по ценам или рынкам сбыта); синдикат (занимается сбытом продукции пред-тий, входящих в это объединение); трест (объединяется производственная и сбытовая деят-сть пред-тий); концерны (объединяется производственная, сбытовая и финансовая деят-сть пред-тия-холдинговые компании). Абсолютной монополии (полное отсутствие конкуренции) на практике не существует, т.к. существуют товары-заменители, либо присутствует конкуренция «за кошелек покупателя».

Предприятие-монополист имеет возможность завысить цену на продукцию и получать монопольно высокую прибыль, но завышение цены ведет к сокращению спроса и поэтому цена устанавливается таким образом, чтобы получить максим. прибыль с учетом затрат и объема продаж. Чтобы не сокращался объем продаж, монополист может использовать ценовую дискриминацию – это продажа одного товара разным покупателям по разной цене. Но для нее необходимо разделить рынок покупателей на группы (сегментация рынка), выделить группы покупателей, реже приобретающих товар, установить для них низкие цены и лишить их возможности перепродажи товара. Завышение цены монополистом может вызвать сокращение спроса на другие товары. К отрицательным последствиям монополизма относятся: сдерживание НТП, монополист не заинтересован в улучшении качества продукции. Поэтому сейчас во всех странах существует антимонопольное законод-ство. Наиболее развитым считается в США. Особенности его в том, что ограничивается возможность появления монополий тем, что не допускается объединение предприятий, если оно создает чистую монополию; сговор по ценам; дискриминация конкурентов. Европейское законод-ство не запрещает возникновение монополии, но контролирует их деят-сть, не позволяя завышать цены. Т.к. монополизм имеет и положительные стороны. Фирмы – монополисты создают конкуренцию иностранным пред-ям, более устойчивы в период кризиса; за счет высоких объемов про-ва могут снижать себестоимость продукции; способствуют развитию НТП, т.к. внедряют новые технологии (дорогостоящие). В России при переходе к рынку уровень монополизма оставался высоким, как следствие плановой экономики. Поэтому больше распространено европейское законод-во, т.е. существуют списки пред-тий – монополистов, которые не имеют права самостоятельно повышать цену без согласования с соответствующими органами власти. Для уменьшения уровня монополизма в России использовалась реструктуризация крупных предприятий, приватизация.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных