Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная политика государства. Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек




 

Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом на конкретный момент времени.

Необходимо различать следующие виды доходов:

- номинальный доход, который представляет собой всю сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен;

- располагаемый доход – это разница между номинальным доходом и налогами и другими обязательными платежами.

- реальный доход – то количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход.

В зависимости от источников формирования доходы населения делят на:

- Доходы от трудовой деятельности (заработная плата);

- Доходы от собственности (доходы в виде арендной платы, банковского процента, доходы по ценным бумагам и др.);

- Доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);

- Социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия и др.);

- Случайные доходы (наследство, подарки, находки, выигрыши, клады и др.).

Существуют следующие показатели дохода:

- модальный доход - наиболее часто встречающийся доход в обществе;

- медианный доход - если все население по уровню дохода разместить на одной вертикальной оси, то медианным будет доход, выше и ниже которого находится одинаковое число людей;

- средний доход – доход в расчёте на душу населения.

Доходы населения зависят от воздействия множества факторов, сила действия которых неодинакова, направленность (рост или снижение доходов) их различна. В экономической науке главной причиной неравенства доходов граждан считается неравномерное распределение факторов производства.

Для оценки степени неравенства в распределении доходов используется ряд коэффициентов. К ним относят:

- Коэффициент децильности. Всё население разделяют на 10 групп по уровню доходов, и коэффициент показывает, во сколько раз средний доход 10% наиболее обеспеченных людей превышает доход 10% наименее обеспеченных.

- Кривая Макса Лоренца – используется для наглядной иллюстрации неравенства доходов в обществе. Если бы доходы всех членов общества были равны, то кривая выглядела бы как биссектриса. Но, т.к. существуют различия в доходах, то кривая Лоренца отклоняется от биссектрисы. И чем выше уровень различия, тем более вогнутой становится кривая. При абсолютном неравенстве все доходы получал бы 1 человек. Ломаная OFE – линия абсолютного неравенства.

 

доход, %

 

 

 
 
Е

 


С

 

 

           
   
В
 
 
А
   
F
 

 


0 население, %

 

 

Рис. 1: Кривая концентрации доходов населения (Кривая Лоренца)

 

- Коэффициент Джинни - его величина рассчитывается путем деления площади отклонения (ОАВСЕ) на площадь треугольника ΔOFE. Этот коэффициент изменяется в пределах от 0 до 1. Чем выше его значение, тем сильнее концентрация доходов в руках отдельных групп граждан.

Рост дифференциации доходов объективно обуславливает возникновение проблемы бедности, порог которой определяется минимумом потребительских благ, необходимых для человека. При этом необходимо отличать биологический минимум от прожиточного. Первый характеризует принцип физического выживания, тогда как прожиточный минимум определяется социально-экономическими условиями жизни общества. Динамика прожиточного минимума находится в прямой зависимости от изменений социально-экономических условий жизни и социальной политики государства. Прожиточный минимум выражает минимально допустимую материальную обеспеченность, ниже которой возникает бедность и пауперизация (обнищание) населения. Поэтому государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов в пользу их равенства. В то же время главный контраргумент против равенства доходов заключается в том, что оно подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объем распределяемого дохода. В этом заключается дилемма эффективности и справедливости и, исходя из нее, на проблему необходимости дифференциации доходов существуют различные точки зрения, в частности:

А). Эгалитарный подход предполагает полное равенство в доходах, т.к. многие люди по объективным причинам не могут увеличить свои доходы (инвалиды, сироты, многодетные семьи, люди без способностей). Но такой подход порождает иждивенчество, хотя пригоден к увеличению совокупного спроса.

Б). Роулсианский подход, согласно которому максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц. Таким образом, экономическое неравенство допустимо, только если способствует достижению более высокого уровня жизни беднейших членов общества.

В). Утилитарный подход, при котором максимизируется общая полезность всех членов общества, так как главная задача государства – обеспечение наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества.

Г). Рыночный подход: государство не должно вмешиваться в распределение доходов, т.е. каждый получит столько, сколько сможет заработать. Такой подход не приемлем по моральным соображениям, может вызвать социальный взрыв.

На практике государство осуществляет политику выравнивания доходов в направлении между крайними точками зрения, не допуская полного равенства и значительного неравенства в доходах.

Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Целью реализации социальной политики является предоставление социальной защиты населению и обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов, отвечающих за их осуществление. Существуют 2 формы социальной защиты:

Активная форма – государственная финансовая поддержка системы подготовки и переподготовки кадров, а также создание новых рабочих мест.

Пассивная форма – сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, пособий, дотаций и оказанию других видов социальной помощи.

К основным мероприятиям социальной защиты относят:

- социальная гарантия – это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование);

- социальное обеспечение – это предоставление определенным группам населения соц. благ со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии);

-социальная помощь – предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.

Социальная защита населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности.

Помимо социальной защиты государство осуществляет выравнивание доходов граждан через систему налогообложения, проводит политику в сфере занятости, защищает права работающих граждан через законодательство о труде и граждан как покупателей товара с помощью закона о потребителях.

Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по пересчету доходов населения в соответствии с ростом потребительских цен в условиях инфляции.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая государством часть доходов населения в виде налогов частично возвращается в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в разном материальном положении. В результате социальная политика государства смягчает различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионеры, больные, инвалиды).

Политика выравнивания доходов требует дополнительных затрат на ее осуществление.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных