Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО НАПРЯЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача №1.

В период сессии рабочая нагрузка у студентов значительно возрастает, что влечет за собой изменение их функционального состояния.

Вопрос №1:

1) Что понимают под термином "функциональное состояние"?

Эталон ответа: это интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность.

Вопрос №2:

Какое функциональное состояние называют оптимальным?

Эталон ответа: при котором эффективность деятельности максимальная, а ее "физиологическая цена"- минимальная.

Вопрос №3:

По каким показателям можно оценивать функциональное состояние?

Эталон ответа: 1) по показателям деятельности через оценку ее эффективности; 2) по вегетативным показателям; 3) по показателям ЭЭГ; 4) по показателям основных психических процессов- мышления, восприятия, внимания; 5) по субъективным характеристикам.

Вопрос №4:

Какие структуры ЦНС относят к "системе продуктивной" и "системе непродуктивной активации"?

Эталон ответа: система продуктивной активации обеспечивает активацию деятельности с одновременным ростом ее успешности (таламус, РФ среднего мозга, симпато-адреналовая система). Система непродуктивной активации обеспечивает развитие отрицательных эмоциональных состояний, стресса, не сопровождающихся ростом успешности деятельности (миндалевидный комплекс, гипоталамус, гипофиз).

Вопрос №5:

Какова роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния?

Эталон ответа: возбуждение сенсорных систем ведет к специфической активации нервных центров и повышению уровня бодрствования на короткий период. От специфических проекционных путей любая сенсорная информация по коллатералям доходит до РФ среднего мозга и неспецифических ядер таламуса, формируя неспецифические пути. Эти структуры являются одним из отделов модулирующих систем мозга, которые влияют на тонус коры и ближайшей подкорки и оптимизируют уровень функционального состояния в отношении выполняемой деятельности.

Вопрос №6:

Как изменяется функциональное состояние у студентов во время экзаменов?

Эталон ответа: происходит активация симпато-адреналовой системы, которая способствует мобилизации ресурсов организма для выполнения деятельности. Часто функциональное состояние студентов во время экзаменов можно назвать стрессовым, поэтому для него будут характерны все признаки стресс-реакции.

 

Задача№2.

В условиях производства возникает необходимость определения "физиологической цены" достижения этапных и конечных производственных результатов, оперативного выявления "уязвимых звеньев", обуславливающих рост психоэмоционального напряжения работающих лиц. Использование основных положений теории функциональных систем П.К.Анохина и принципов системного "квантования" К.В.Судакова позволило проводить исследования целенаправленной деятельности работающего человека в реальных условиях производства с целью повышения производительности труда.

Вопрос №1:

Какая деятельность называется целенаправленной?

Эталон ответа: которая направлена на достижение полезного приспособительного результата, удовлетворяющего ведущую потребность организма.

Вопрос №2:

Что такое "квант" поведения?

Эталон ответа: ведущие потребности и их удовлетворение расчленяют континуум поведенческой деятельности человека на отдельные отрезки-"кванты". Каждый "квант" поведения включает формирование потребности, возникновение на ее основе доминирующей мотивации, целенаправленную деятельность по удовлетворению данной потребности, этапные и конечные результаты деятельности и их постоянную оценку за счет обратной афферентации. При удовлетворении потребности "квант" поведенческой деятельности заканчивается и поведение дальше определяется новой потребностью, которая формирует следующий "квант" поведения.

Вопрос №3:

Каждый "квант" поведения имеет системную организацию. Нарисовать схему внутримозговой организации "кванта" поведенческой деятельности (функциональную систему поведенческого акта).

Вопрос №4:

Что является системообразующим фактором в данной функциональной системе?

Эталон ответа: полезный приспособительный результат деятельности, удовлетворяющий доминирующую потребность.

Вопрос №5:

Как называются основные стадии внутримозговой организации любого поведенческого акта?

Эталон ответа: 1-афферентный синтез, 2- принятие решения, 3- формирование акцептора результата действия, 4- эфферентный синтез, 5- осуществление самого целенаправленного действия и достижение результата, 6- обратная афферентация от рецепторов результата и сравнение параметров достигнутого результата с параметрами идеальной модели, заложенной в акцепторе результата действия.

Вопрос №6:

Какие компоненты включает стадия афферентного синтеза? Дать характеристику каждому из этих компонентов.

Эталон ответа: доминирующую мотивацию, обстановочную афферентацию, память и пусковой стимул. Доминирующая мотивация-эмоционально окрашенное стремление человека к удовлетворению своей ведущей на данный момент потребности.Мотивационное возбуждение возникает в гипоталамусе, в области синего пятна и РФ среднего мозга, а затем распространяется на другие отделы мозга и циркулирует между корой и подкоркой вплоть до удовлетворения потребности.

Под обстановочной афферентацией подразумеваются условия окружающей среды, обстановочные раздражители.

Память- это врожденный или приобретенный в процессе индивидуального развития опыт. Мотивация и обстановочные раздражители, активируя мозг, способствуют извлечению опыта по удовлетворению данной потребности.

Пусковой стимул- это раздражитель, который непосредственно запускает поведенческую реакцию (условнорефлекторный или новый, необычный для данной ситуации).

Вопрос №7:

Какие процессы происходят на стадии "принятия решения"?

Эталон ответа: уменьшение степеней свободы нейронов ЦНС, снижение возможности их участия в тех или иных ансамблях, латеральное торможение не значимой в данный момент информации, настрой организма на определенные раздражители.

Вопрос №8:

Что такое "акцептор результата действия"?

Эталон ответа: это идеальная модель будущего результата, аппарат предвидения и оценки результатов действия. Формируется за счет распространения возбуждения по коллатералям аксонов пирамидных клеток коры к специальной группе вставочных нейронов, раположенных в проекционных зонах различных анализаторов.

Вопрос №9:

Что происходит на стадии эфферентного синтеза?

Эталон ответа: действие уже сформировано как центральный процесс в виде возбуждения центральных структур, но еще не реализовано внешне.

Вопрос №10:

Что происходит на стадии целенаправленного действия?

Эталон ответа: осуществление самого целенаправленного действия с его мышечным, вегетативным и эндокринным обеспечением.

Вопрос №11:

Какова роль эмоций как аппарата оценки результата деятельности?

Эталон ответа: согласно теории П.К.Анохина, положительные эмоции возникают,если параметры достигнутого результата соответствуют параметрам, заложенным в акцепторе результата действия, а отрицательные- при их несоответствии.

 

Задача №3.

Правитель Бухары Нух II был не старым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью- волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.

Вопрос№1:

Объясните, почему умер этот баран?

Эталон ответа: он умер от стресса.

Вопрос №2:

Что такое стресс?

Эталон ответа: стресс, по Г.Селье,-это неспецифический ответ организма на действие достаточно сильных неблагоприятных факторов- стрессоров.

Вопрос №3:

Какие виды стресса вы знаете?

Эталон ответа: 1) острый и хронический (в зависимости от времени действия стрессора), 2) физический (защита от воздействия физических факторов) и эмоциональный, или психогенный (защита от воздействия психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции), 3) эустресс ("хороший стресс", защитные реакции протекают без потерь для организма, безболезненно) и дистресс ("чрезмерный стресс", защитные реакции протекают с ущербом для организма, ослаблением его возможностей) и т.д.

Вопрос №4:

Какой вид стресса имеет место в данном примере?

Эталон ответа: эмоциональный стресс, дистресс.

Вопрос №5:

Каково биологическое значение стресса?

Эталон ответа: он имеет адаптационную направленность, так как активирует защитные механизмы организма для предотвращения патогенного действия неблагоприятных факторов. В результате вырабатывается устойчивость к действию повреждающих факторов.

Вопрос №6:

Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?

Эталон ответа: потому что в ответную реакцию организма вовлекаются одни и те же механизмы независимо от специфики действующего стрессора, а также вырабатывается устойчивость не только к данному стрессору, но и к другим неблагоприятным факторам.

Вопрос №7:

Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г.Селье.

Эталон ответа: в данном случае имел место дистресс. Согласно Селье, в динамике общего адаптационного синдрома прослеживаются 3 стадии: 1) тревоги (происходит активная мобилизация адаптационных процессов в организме в ответ на всякое смещение гомеостаза при стрессе. Устойчивость организма к данному стрессору быстро возрастает; 2) резистентности (устанавливается повышенная сопротивляемость не только к действующему стрессору, но и к другим (неспецифический характер); 3) истощения (когда стрессор оказывается слишком сильным, как в ситуационной задаче, или длительно действующим, защитные приспособительные механизмы истощаются, снижается резистентность организма как к данному, так и к другим стрессорам, может наступить смерть.

Вопрос №8:

Какова роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии? Попытайтесь проанализировать, вследствие каких нарушений могло погибнуть животное?

Эталон ответа: психоэмоциональный стресс- причина многих психосоматических заболеваний.Животное могло погибнуть от инфаркта миокарда, артериальной гипертензии, невроза, язвенных поражений ЖКТ и т.д. Часто причиноRй психоэмоционального стресса являются конфликтные ситуации, когда человек при наличии у него сильно потребности длительное время не может ее удовлетворить. При этом возникают отрицательные эмоции, они могут суммироваться и переходить в форму застойного воздуждения, которое сохраняется в ЦНС даже после устранения конфликтной ситуации. Такое застойное возбуждение приобретает способность генерализованной активации различных структур ЦНС, особенно коры больших полушарий, а также нейрогуморальным путем начинает оказывать нисходящее негативное влияние на соматовисцеральные функции организма.

Вопрос №9:

Что такое "стресс-реализующие системы организма"? Каково их значение?

Эталон ответа: это механизмы, участвующие в реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие стрессору. К ним относятся: симпато-адреналовая система, адренокортикальный, соматотропный и тиреоидный механизмы.

Вопрос №10:

Что такое "стресс-лимитирующие системы организма"? Каково их значение?

Эталон ответа: это системы естественной профилактики стресса, механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побочные отрицательные эффекты. К ним относятся: ГАМК-эргическая система, эндогенные опиаты, простагландины, антиоксидантная система, парасимпатическая нервная система.

 

Задача №4.

В качестве индикаторов формирования эмоционально-стрессовых состояний в процессе выполнения производственной деятельности могут выступать изменения показателей вариабельности сердечного ритма (R-R интервалов), особенно у лиц, плохо адаптированных к данному виду деятельности. Для этого применяется метод вариационной пульсометрии, разработанный Р.М.Баевским. Он нашел широкое применение в физиологии труда и спорта, в космической медицине и других областях.

Вопрос№1:

В чем заключается суть данного метода?

Эталон Ответ: он основан на статистическом анализе кардиоинтервалов (изучается вариабельность R-R интервалов).Данный метод позволяет оценить соотношение симпатического и парасимпатического отделов В.Н.С. в регуляции сердечного ритма, а также влияние автономных и центральных механизмов на его управление. Записывают ЭКГ во II стандартном отведении. Берут для анализа 100 кардиоинтервалов. Измеряют временные значения каждого кардиоинтервала с учетом калибровки, затем их группируют по одинаковым временным значениям в 20 диапазонов и строят вариационные пульсограммы числовым или графическим способами. С помощью формул рассчитывают различные статистические показатели вариационной пульсометрии.

Вопрос №2:

Что такое мода? Что отражает этот показатель?

Эталон ответа: это диапазон значений наиболее часто встречающихся кардиоинтервалов. Указывает на уровень функционирования синусового узла.

Вопрос №3:

Что такое амплитуда моды? Что она отражает?

Эталон ответа: это число кардиоинтервалов, соответствующих диапазону моды. Отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца- влияние симпатической н.с.

Вопрос №4:

Что такое вариационный размах? Что отражает этот показатель?

Эталон ответа: это степень вариативности значений R-R интервалов (Xmax- Xmin). Отражает суммарный эффект регуляции ритма сердца вегетативной н.с.

Вопрос №5:

По какой формуле рассчитывается индекс напряжения и что он отражает?

Эталон ответа: ИН=АМо/2ΔX*Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом.

 

Задача №5.

У людей, впервые оказавшихся в условиях высокогорья, могут появиться одышка, цианоз кожных покровов, слабость, снижение АД и ЧСС, уменьшение глубины дыхания, головные боли и другие симптомы "горной" болезни. Однако длительное пребывание в горной местности приводит к исчезновению этих негативных симптомов и нормализации жизнедеятельности.

Вопрос №1:

Как называется явление приспособления организма к изменению условий окружающей среды?

Эталон ответа: адаптацией (акклиматизацией).

Вопрос№2:

Как называются факторы, воздействие которых на организм приводит к выработке адаптивных реакций?

Эталон ответа: Г.Селье назвал их стресс- факторами.

Вопрос №3:

Какие виды адаптации вы знаете?

Эталон ответа: гено- и фенотипическую, срочную и долговременную, специфическую и перекрестную.

Вопрос№4:

Какие фазы адаптационного процесса можно выделить?

Эталон ответа: 1фаза-"аварийная", 2 фаза- переходная к устойчивой адаптации, 3 фаза- устойчивой адаптации, или резистентности.

Вопрос №5:

Какие изменения в организме происходят в "аварийную"фазу?

Эталон ответа: активация симпато-адреналовой системы, активация процессов кровообращения и дыхания, преобладание катаболических процессов, неэкономичная трата энергии, недостаточно синхронизированное управление функциями со стороны нервной и гуморальной систем и в результате-нарушение координации между различными системами организма, повышенная эмоциональность.

Вопрос №6:

Какие изменения в организме происходят в переходную фазу?

Эталон ответа: уменьшение возбудимости ЦНС, снижение интенсивности гормональных сдвигов, изменение гормонального фона в сторону усиления действия гормонов коры надпочечников ("гормонов адаптации"), переключение приспособительных реакций на более глубокий тканевый уровень.

Вопрос №7:

Какие изменения в организме происходят в фазу устойчивой адаптации?

Эталон ответа: она является собственно адаптацией. Организм приобретает специфическую и неспецифическую устойчивость.Основные особенности этой фазы: мобилизация энергетических ресурсов, повышенный синтез структурных и ферментативных белков, мобилизация иммунной системы. Основная роль принадлежит адренокортикальному механизму. Скоординированность управляющих механизмов, экономичность-выключение "лишних" реакций и излишней затраты энергии. Функционирование вспомогательных систем (кровообращения и дыхания) возвращается к исходному уровню, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая новый уровень гомеостазиса, адекватный новым условиям существования.

Вопрос №8:

Что является структурным следом адаптации?

Эталон ответа: морфологические изменения в органах, обеспечивающие адаптационный эффект.

Вопрос №9:

Что называется "ценой адаптации"?

Эталон ответа: уровень напряжения регуляторных систем организма.

Вопрос №10:

Что такое дезадаптация?

Эталон ответа: дезадаптация возникает в тех случаях, когда действие стресс-факторов усиливается и они угрожают жизни организма.Происходит истощение управляющих механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны. В результате в организме происходят сдвиги, которые характерны для фазы острой адаптации ("аварийной").Может наступить гибель организма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Создание поля со списком | Регулярные выражения в Lex-правилах


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных