Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 1.3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ




 

Логистические концепции - это совокупность принципов, правил и методов организации товародвижения. Основными задачами является достижения эффективности движения материального потока и повышения конкурентоспособности для предприятий – участников логистической цепи поставок.

Специальные правила и методы, обусловленные концепциями логистики, служат инструментом формирования особых управляющих воздействий на потоковые процессы движения материальных, информационных, финансовых и людских потоков. Концепции логистики определяют различия между логистическим менеджментом и традиционными системами управления.

Основные концепции логистики:

1. Концепция Supply Chain Management (SCM) – «Управление цепями поставок». Цепь поставок – три и более экономических единиц (юридических или физических лиц), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя. Управление цепями поставок – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. Управление цепями поставок – это интеграция восьми бизнес-процессов, а именно:

- управление взаимоотношениями с потребителями;

- обслуживание потребителей;

- управление спросом;

- управление выполнением заказов;

- поддержка производственных процессов;

- управление снабжением;

- управление разработкой продукции и ее доведение до коммерческого использования;

- управление возвратными материальными потоками.

2. Концепция Requirements /resource planning (RP) - «Планирование потребностей/ ресурсов». На концепции RP – базируется построение логистических технологий «толкающего» типа.

3. Materials/ manufacturing requirements/ resource planning (MRP) – «Система планирования потребностей в материалах / планирование потребностей производства в ресурсах». Система MRP – система планирования потребностей в материалах состоит из ряда связанных процедур, правил и требований, синхронизированных во времени и запланированных покрытий этих требований для каждой единицы потребляемых материальных ресурсов, необходимых для графика производства. Цели MRP-системы:

- удовлетворение потребности в материальных ресурсах при планировании производства и доставки продукции потребителям;

- сохранение минимального уровня производственных запасов;

- планирование производственных операций;

- планирование закупочных операций и расписание доставки материальных ресурсов на предприятие при минимальных расходах.

Основные входные элементы системы MRP-I:

- программа/ график производства – модуль MPS (Master Production Schedule) представляет собой оптимизированный график производства партий готовой продукции;

- список материалов – модуль BOM-Bill of Materials File;

- описание состояния запасов (Inventory Status File).

Результатная информация системы MRP-I:

- план заказов (Planned Order Schedule) – определяет количество каждого вида материального ресурса, которое должно быть заказано в каждом периоде в течение всего срока планирования. Является руководством для работы с поставщиками;

- изменения к плану заказов (Changes in planned order) – являются модификациями ранее сформированных заказов: заказы могут быть отменены, изменены, задержаны или перенесены на другой период.

Система МRР-II - усовершенствованная система МRР-I. Дополняется элементами финансового планирования, способствуя сокращению логистических расходов по управлению запасами. Система МRР-II позволяет:

- получать оперативную информацию о текущих результатах деятельности предприятия в целом и с полной детализацией по отдельным заказам и видам материальных ресурсов;

- планировать деятельность предприятия в долгосрочном и оперативном режимах;

- оптимизировать производственные и материальные потоки;

- реально сокращать запасы материальных ресурсов, незаконченного производства и готовой продукции;

- планировать и контролировать весь цикл производства, эффективно использовать производственные мощности, все виды ресурсов и удовлетворять требования заказчиков;

- автоматизировать работу с отделом договоров, осуществлять полный контроль над платежами, отгрузкой продукции и срокам выполнения договорных обязательств;

- отражать финансовую деятельность предприятия в целом;

- сокращать непроизводственные затраты;

- защищать информацию и информационные технологии;

- внедрять систему с учетом инвестиционной политики предприятия. МRР-II содержит описание 16 групп функций системы – программных модулей:

1) Планирование продаж и операций;

2) Управление спросом;

3) Основной календарный план производства (MPS);

4) Планирование потребности в материалах (MRP);

5) Подсистема спецификаций (BOM);

6) Подсистема операций с запасами;

7) Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам;

8) Оперативное управление производством (SFC);

9) Планирование потребности в мощностях (CRP);

10) Управление входным и выходным материальным потоком;

11) Управление снабжением;

12) Планирование распределения (DRP);

13) Планирование и контроль производственных операций;

14) Планирование финансовых ресурсов (FRP);

15) Моделирование;

16. Измерение и оценка результатов деятельности.

4. Подсистема/модуль DRPDistribution requirements planning. Основной инструмент логистического менеджмента в системе DRP представляет собой график, который координирует весь процесс поставок и пополнения запаса готовой продукции в дистрибутивной сети. Логистические преимущества системы DRP:

- сокращение логистическиз издержек, связанных с управлением запасами готовой продукции путем координации поставок;

- сокращение запасов за счет более точного определения размера, места и сроков поставок;

- снижение потребности в складских площадях за счет сокращения запасов;

- сокращение транспортной составляющей логистических издержек за счет организации более эффективной обратной связи с потребителями;

- координация между производственными операциями и операциями по распределению продукции.

5. Системы класса ERP. Система MRP-II с подсистемой FRP образуют систему ERP-I – Enterprise Resource Planning – интегрированное планирование ресурсов. Система ERP-I позволяет эффективно планировать коммерческую деятельность предприятия, в том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в производство новой продукции. Элементы структуры управления ERP-I:

- прогнозирование: оценка будущего состояния внешней среды и составляющих производственного процесса;

- управление проектами и программами: проектирование, конструкторская и технологическая подготовка производства, а также модификация и испытание продукции;

- введение информации о составе продукции: информация о продукции, сборочных единицах (узлах), деталях, материалах, а также об оснастке и приспособлениях;

- введение информации о технологических маршрутах: информация о последовательности технологических операций, продолжительность операций, число исполнителей и рабочих мест;

- управление затратами: планирование, учет, контроль и регулирование затрат; оценка затрат производственных и других подразделений;

- калькуляция плановых и фактических затрат;

- обеспечение связи между производством и финансовой деятельностью;

- управление финансами.

Система ERP позволяет:

- усилить финансовый контроль путем обобщения всей финансовой деятельности;

- улучшить оборот денежных потоков путем управления кредитами и счетами дебиторов;

- оптимизировать управление денежными средствами путем автоматизации расчетов с поставщиками;

- максимизировать отдачу от капитальных вложений путем эффективного управления основными средствами, в том числе незавершенным капитальным строительством.

Кроме того, в систему ERP-I входит управление человеческими ресурсами. Система ERP-I предусматривает управление всеми ресурсами предприятия в то время, как систем МRР – только материальными.

6. ERP II является очередным этапом в эволюции систем планирования ресурсов. По определению Gartner, ERP II – это стратегия разработки и внедрения приложения, которая распространяется за пределы ERP-функций, чтобы обеспечить интеграцию ключевой для предприятия специфики, внутреннего и внешнего сотрудничества, операционных и финансовых процессов. Таким образом, ERP II начинается, прежде всего, как стратегия разработки приложения, которая нацелена на интеграцию в рамках предприятия всех бизнес-процессов, ориентированных на коммерцию. А как стратегия внедрения, ERP II позволяет пользователям ориентироваться на одного производителя лишь в той степени, в которой через интеграционные возможности собственно ERP II обеспечиваются обязательные для выполнения требования к процессам предприятий, при этом возможно подключение отдельных, лучших в своем классе, компонент от сторонних производителей.

Переход к ERP II от ERP происходит за счет изменения шести элементов (рисунок 2), имеющих отношение к стратегиям бизнеса, разработке приложения и технологии.

Область деятельности ERP-II теперь расширяется не только на производственные отрасли и дистрибуцию, но и на все виды деятельности. Роль новой стратегии не ограничивается рамками организации, она предполагает видимость для контрагентов внутренних процессов организации. Эта видимость реализуется процессами, которые связаны на внешнем уровне и дают возможность сотрудничать с контрагентами в сообществе по интересам. Данные, предоставляемые процессами, распространяются за пределы предприятия, где они хранятся. Обработка данных распределена по всему торговому сообществу. Новая роль расширяет и углубляет функциональность: помимо традиционных функций производства, дистрибуции и финансов, автоматизируются другие специализированные функции для отдельных отраслей, производственных сегментов и межотраслевых процессов. Для реализации

 

ERP-I
ERP-II
РОЛЬ
Оптимизация процессов предприятия
Участие в цепочке создания стоимости
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Производство и дистрибуция
Все сегменты цепочки поставок
ФУНКЦИЯ
Производство, продажа, дистрибуция, финансовые процессы
Межотраслевые, отраслевые и специальные процессы
ПРОЦЕСС
  Внутренние, скрытые
Связанные на внешнем уровне
АРХИТЕКТУРА
  Закрытая, монолитная
Открытая, компонентная
ДАННЫЕ
Создаются и потребляются в границах предприятия
Публикуются и подписываются как внутри так и вне границ предприятия

 


Рисунок 2 - Изменение характеристик ERP при переходе к ERP II

 

изменений этих элементов ERP с целью перехода к ERP II необходима совершенно новая архитектура: Интернет - ориентированная, спроектированная для интеграции. Таким образом, если архитектура заменяется на новую, то остальные элементы являются расширением существующих.

6. Customer sinchronized resource planning (CSRP) - «Концепция управления производственными ресурсами». Планируются не только основные, но и вспомогательные ресурсы. Эти ресурсы используются для оперативной работы с потребителями, например, послепродажное обслуживание. CSRP – интегрированная система поддержания жизненного цикла товара. CSRP – является инструментом изменения оперативного изменения производственного графика в зависимости от изменения заказов потребителями. CSRP – инструмент «тонкой» настройки производственного графика, осуществляемое во взаимодействии с потребителями. CSRP – способность производителя удовлетворять уникальные требования потребителя. Выполнение системы CSRP – сопряжено с увеличением затрат, обусловленных переналадкой оборудования, срочными закупками необходимых материальных ресурсов, а также потерями от возможного несвоевременного выполнения уже размещенных заказов.

7. Концепция Just-in-Time (JIT) – «Точно в срок». «Точно в срок» - доставка необходимых материальных ресурсов в необходимое время в нужное место или «Точно в срок» – поставка материальных ресурсов, непосредственно под их запуск в производство или «Точно в срок» – синхронизация процесса поставок материальных ресурсов с календарным графиком производства. Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется:

- минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, запасами готовой продукции;

- сокращением производственных (логистических) циклов;

- взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

- эффективной информационной поддержкой;

- высоким качеством готовой продукции и логистического обслуживания.

В системе «точно в срок» определяющую роль играет спрос, регулирующий движение материальных ресурсов и готовой продукции. Логистические системы, основанные на концепции «точно в срок» представляют собой «тянущие» системы. Преимущества системы «точно в срок»:

- низкий уровень запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

- сокращение производственных площадей;

- повышение качества продукции;

- сокращение сроков производства;

- повышение гибкости производства при изменении ассортимента производимой продукции; - надежный и стабильный поток производства; - высокая производительность и эффективность использования оборудования; - участие рабочих в решении производственных проблем; - хорошие отношения с поставщиками; - сокращение непроизводственных (вспомогательных) работ, например, складирование и внутрипроизводственное перемещение материальных ресурсов.

8. Система KANBAN (от яп. Kanban – «карта») есть способ реализации на практике логистической концепции «точно в срок». Система «Канбан» работает в соответствующей логистической среде, которая характеризуется следующими элементами:

- рациональная организация и сбалансированность производства:

- комплексное управление качеством на всех стадиях производственного процесса и качества исходных материальных ресурсов;

- партнерство с надежными поставщиками и перевозчиками;

- повышенная профессиональная ответственность всего персонала.

Сущность системы «Канбан» заключается в том, что все производственные подразделения, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами строго по графику производства и только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Средством передачи информации о потребности в материальных ресурсах в данной системе является специальная карточка «Канбан». Два вида карточек канбан: карточка отбора и карточка заказа. Карточки «Канбан» несут информацию о количествах расходуемых материальных ресурсах и производимой продукции. На предприятии карточки «Канбан» циркулируют в специальных пластиковых конвертах-контейнерах. Карточка канбан полного контейнера включает следующую информацию:

- код изделия (полуфабриката);

- описание изделия (полуфабриката);

- продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты выполняются;

- код рабочего места, где производится изделие;

- номер ОЦ – обрабатывающего центра, который использует данный компонент;

- число изделий в данной партии (контейнере);

- число партий (контейнеров) – карточек канбан для ОЦ.

Карточки «Канбан» находятся на входе контейнера (белые) и на выходе (черные). Черные карточки на выходе означают разрешение на обработку.

7. Логистическая технология LEAN PRODUCTION является развитием системы «Точно в срок» и включает элементы систем KANBAN и MRP-II. Технология Lean production – соединение следующих элементов:

- высокое качество;

- мелкие производственные партии;

- низкий уровень запасов;

- высококвалифицированный персонал;

- гибкое оборудование.

Основные цели Lean production:

- высокие стандарты качества продукции;

- низкие производственные издержки;

- быстрая реакция на потребительский спрос;

- короткое время переналадки оборудования.

10. Концепция Demand-driven Technques /Logistics (DDT) – «Логистика, ориентированная на спрос». Концепция DDT разрабатывалась как модификация концепции RP («планирование потребностей») с целью улучшения реакции системы дистрибьюции фирмы на изменение потребительского спроса. Система DDT включает следующие концепции:

1. Концепция «точки заказа»: методика управления запасами.

2. Концепция «быстрого реагирования» (QR): представляет собой логистическую координацию между розничными торговцами и оптовиками, направленную на улучшение продвижения продукции в распределительных сетях – осуществляется путем мониторинга продаж в розничном звене. Информация о продажах и остатках передается оптовикам, а те – товаропроизводителям.

3. Концепция «непрерывного пополнения запасов» готовой продукции у розничных продавцов.

4. Концепция «автоматического пополнения запасов» снабжает товаропроизводителей информацией для пополнения запасов товаров быстрой реализации (без мониторинга продаж).

11. Концепция Effective Customer Response (ECR) – «Эффективная реакция на запросы потребителей». Концепция ЕСR есть применение концепции «Точно в срок» в дистрибьюции готовой продукции, в частности, потребительских товаров. Является развитием метода «Быстрого реагирования» (QR) на запросы потребителей предусматривает использование товаропроизводителями и розничными магазинами компьютеризированных систем для автоматической обработки заказов. ЕСR есть усовершенствованная версия системы DDT.

12. Vendor Managed Inventory (VMI) - «Логистическая система управления спросом и пополнения запасов». Управление запасами у потребителя с помощью обмена информацией с поставщиком. Эта информация содержит сведения о фактическом спросе или продажах продукции потребителем-продавцом и имеющихся запасах у поставщика-продавца на данный момент. На основе этой 11 информации поставщик берет на себя ответственность за пополнение запасов потребителя. В системе VMI отпадает надобность в заказах на поставку продукции: потребителям сообщается информация о минимальных и максимальных пределах запасов, которые им разрешается иметь, а поставщик несет ответственность за поддержание необходимого объема запасов у потребителя. В системе VMI соглашения строятся на тесном сотрудничестве между потребителем и поставщиком: по-существу имеет место «совместное управление запасами». При системе VMI потребитель поддерживает запасы на низком уровне, а поставщик более точно планирует график производства и распределения готовой продукции






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных